По сюжету фильма наш мир – это лишь «черновик», и в реальности он выполняет сугубо экспериментальную функцию для другого, более развитого мира. Главный герой – айтишник, и это уже убивает. У него, как и положено молодому айтишнику, есть всё: любимая девушка, верные друзья, высокооплачиваемая работа и какое-никакое чувство юмора. В один прекрасный день его личность была стёрта из памяти всех его близких людей и всевозможных документов (почти «Чёрное зеркало»), в его квартире поселилась странная тётка, а сам парень узнаёт, что его сделали «функционалом» – проводником между мирами (совсем не «Чёрное зеркало»). И неожиданно он стал бессмертным супергероем. А зовут его Нео. Шутка, всего лишь Кирилл.
Помните концептуально-визуальный ужас Фёдора Бондарчука под названием «Обитаемый остров» (снятый, кстати, тоже по мотивам отличного романа культовых авторов)? В «Черновике» те же проблемы, только в изрядно помятом и внешне убогом фантике. А начинка просрочена настолько, что от одного трейлера становится дурно. Вообще, русская кинофантастика, продюсером которой не является Бекмамбетов, уже вроде как и не фантастика. В «Черновике» так всё и получилось: убогая компьютерная графика, отвратительный сценарий, терпимая актёрская игра именитых актёров, и невыносимая – малоизвестных. К слову, где ещё вы увидите столько великолепных актёров, которые пытаются выдавить из своего драматического амплуа эпичность, когда на фоне пляшут матрёшки-киборги (это не шутка!) с пулемётами и острыми, как шутки кривого зеркала, лезвиями? Цыганов, Мерзликин, Пересильд, Яковлева – похоже, с предложениями в российском кино всё вообще туго, раз даже они в этом снимаются.
Когда вышел первый трейлер, казалось, будет бодрое кино – с кривой графикой, но не хуже «Дозоров»: про бунтаря, который ломает систему. Хоть и идёт поперёк книжному повествованию, но хотя бы снято в модном нынче жанре. Да ещё с матрёшками-киборгами – вроде как патриотично-оригинально. Оказалось, и тут обманули. Лучше бы просто сняли про бунтаря.
Начало фильма, особенно тех, кто не читал оригинал, может заинтриговать. Добротную операторскую съёмку отлично разбавляет песня Noize MC про бесконечную вселенную, вроде как по смыслу. Повествование вполне справляется со своей задачей вовлекать зрителя в происходящее, эффект потерянности персонажа, выхода из зоны комфорта в чужеродную среду грамотно подан, завязка интригует.
Правда, режиссура бездарна, актёрам, судя по их лицам, здорово не доплатили, да ещё и не кормили на площадке.
Тем не менее, это можно смотреть, хотя бы ради интереса. Но в определённый момент всё скатывается в тартарары. А именно, в момент, когда начинается «настоящая» российская фантастика.
И пусть болтают злые языки, что оригинал Лукьяненко тоже не шедевр философской фантастической прозы. Но книга легко читается, в ней живые персонажи, интересный сюжет, за которым не скучно следить, и, конечно, проработанная вселенная, что для произведения такого рода является ключевым моментом. Можно было бы снять отличное кино за небольшие деньги, ведь у нас есть и параллельные вселенные, и эпичные сюжетные линии, и экшн-сцены в балансе. Что у нас есть в фильме? Несколько скриншотов Кремля в различных погодных условиях, сварганенных кое-как в фотошопе школьником в перерывах между уроками информатики. А это, позвольте напомнить, уровень современного блокбастера, «киноаттракциона», как уверяют прокатчики и создатели. Как всегда, денег – куры не клюют, а хорошего фильма так и не появилось.
Сперва вас мягко говоря пугают отвратительными компьютерными эффектами. При взгляде на это хочется вжаться в кресло и сгореть от испанского стыда. Создатели совершенно забили болт на графику, ведь в каждом кадре, где был использован зелёный фон, вы его увидите. Ведь «специалисты» даже не потрудились нормально замазать переходы между этим самым фоном и актёрами. И не говорите, пожалуйста, про низкие бюджеты и сжатые сроки. В цивилизованном мире взрослых людей это никогда не считалось отговоркой.
Сценарий картины, вероятно, писал тот же школьник, что и делал в фотошопе кадры с Кремлём. Диалоги, монологи, сюжетные перипетии – всё это похоже скорее на пьяный пересказ, чем на адаптацию романа. Чаще всего фразы персонажей клишированы настолько, что боевики 90-х годов можно номинировать на золотую Пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля. Цитаты, вроде «ты создаёшь новые миры, а меня в них нет» в 2018 году, честно говоря, пугают до безумия. А ведь Сергей Лукьяненко после просмотра фильма сказал, что «Черновик» получился гораздо ближе к первоисточнику, чем «Дозоры»! Вероятно, автор окончательно списался, если работая над сценарием этого, с вашего позволения, фильма, одобряя его в производство, не заметил бревна в глазу.
Что ж, дилогия «Дозоров» была и остаётся, пожалуй, лучшей кинофантастикой современного российского кино.
Она была отлично реализованной на экране, превосходно снятой и украшенная достойными спецэффектами для своего времени (2004 и 2006 год). И да, от первоисточника автора там мало что осталось, разве что идея и имена персонажей.
Каждая сцена, каждая последующая за ней сцена – всё выглядит наиграно, очень дёшево, и к тому же неаккуратно. Чего только стоит бездарно снятая (зато в слоу мо!) экшн-сцена битвы с киборгом-матрёшкой или с гром-бабой коммунисткой с молотом в руках а-ля сын Асгарда. Или 30-секундный крупный план летящей в замедленной съёмке снежинки, вставленный исключительно для увеличения хронометража. Весь этот слоу мо совершенно не спасает изувеченный бездарной режиссурой сцены – даже CGI (технология, которой делали Дейви Джонса из «Пиратов Карибского моря») тут не поможет. Да и сами актёры и статисты выбрасывают злостные шутки, то переигрывая, то наоборот забывая прямо посреди кадра текст. И создатели не умудряются это переснять, ведь схавают. В фильме действительно есть момент, когда статистка забыла текст прямо посреди сцены, и это бросается в глаза своей неуместностью.
Глубоко копаться не нужно. Большинство сцен фильма – это нелогично и нелепо смонтированные куски отснятого материала, никак не связанные между собой по смыслу или хотя бы визуально. Никак не влияющие на повествование романтические сцены приправлены бессмысленными и ничем не мотивированными поступками главных героев. В одной сцене парень и девушка заново знакомятся, в другой она произносит заезженное и предсказуемое «а мы с вами раньше не встречались?», в следующей сцене они гуляют вместе па нарисованному в фотошопе пляжу, а дальше она психует и убегает от него из-за внезапно поступившей информации, что герой не может иметь детей.
Ни один важный сюжетный момент в фильме не объясняется. Книгу просто урезали на 300 страниц до сценария в формате «зритель сам допрет». После увиденного возникает только два вопроса: зачем вычеркивать важные куски романа, без которых повествование фильма кажется бессвязной речью алкоголика, стреляющего мелочь у ночника? Сняли бы лучше два или три, но адекватных фильма. И второй: что всё-таки курят создатели этого фильма и почему на них не распространяется уголовный кодекс? Фильм и его выдуманная вселенная выглядит фальшиво и нелепо, а объяснения этому нет, и вряд ли оно будет.
Если вы пользуетесь сервисами «Яндекса», знайте: компания спонсировала этот шедевр. К тому же за это форменной безумие несёт ответственность и российский Фонд кино, который в скором времени может стать причиной массовых самоубийств из-за своих «шедевров». Не каждая психика способна вынести два часа отвратительного и безумного издевательства над всей существующей человеческой культурой.