Зачем нам Соло
Кинокомпания «Disney» определилась с конвейерным производством фильмов по далёкой-далёкой галактике и разделила выходящие в ближайшие несколько лет картины на два «лагеря». К первому относятся фильмы-продолжения оригинальной истории о похождениях семьи Скайоукер и балансе силы, ко второму – отдельные истории, то есть спин-оффы, которые косвенно касаются либо сюжета, либо отдельных персонажей главной линии повествования.
«Хан Соло» – второй фильм второго «лагеря» культовой вселенной. Картина рассказывает историю молодого наёмника-контрабандиста Хана Соло и его верного (но, как оказалось, не такого уж и молодого) мохнатого спутника Чубакки. Всё это происходит еще до сюжета оригинальной (первой) трилогии «Звёздных войн», во времена правления императора Палпатина и процветания в галактике криминальных группировок. Юный Хан поступает на службу в имперский флот, преследуя цель стать лучшим в галактике пилотом. В армии ему не понравилось (прямо будто про Беларусь рассказываем), и он решает уйти в одну из криминальных группировок. Всё как в 90-е.
Фильм про Хана Соло – не новость. Идея его создания вынашивалась ещё со времён объединения Lucasfilm и Disney, и на протяжении многих лет постоянно обсуждалась фанатами. Когда проект всё-таки запустили, в режиссёрское кресло усадили Фила Лорда и Кристофера Миллера, ответственных за прекрасный комедийный боевик «Мачо и Ботан». Но из-за разногласий со студией и после нескольких месяцев съёмочного процесса, режиссёром стал голливудский «конвейер» блокбастеров Рон Ховард (мы его знаем по фильмам «Игры разума», «Нокдаун», «Гонка»). Два абсолютно разных подхода к созданию фильма, к фанатскому облегчению, практически не испортили общее впечатление при просмотре. Видны только тонкие ниточки, которыми Ховард пришивал заплатки на оставленные предыдущими режиссёрами дыры. Получилось размашисто, по-голливудски драматично, но уже не так сказочно.
Заигрывание с чувствами фанатов
Восьмой эпизод оригинальной саги («Последние джедаи») очень неумело заигрывал с чувствами фанатов, и вводил в полное недоумение сторонних зрителей. Да что уж, там Лея оживала и летала в открытом космосе! Создатели от страха сотворить очередное клише не доводили до логического завершения вполне конкретные сюжетные линии. Зрители разделились на два лагеря. Признаться честно, то же самое можно сказать и про первый спин-офф звёздных войн «Изгой – один», хотя фильм показал совершенно новый подход к повествованию, превосходные спецэффекты и почти полное отсутствие концепции силы. «Хан Соло» вряд ли станет для поклонников очередным поводом устроить междоусобные фанатские войны, и уж точно не вызовет ни священного гнева, ни адской похвалы. Просто он менее сказочный и куда более блокбастерный.
Своим повествованием фильм больше всего напоминает оригинальную трилогию. Здесь и перестрелки, и погони, и главный герой посреди всего этого безобразия. Если бы за фильм взялся Клинт Иствуд, вышел бы отменный вестерн, ведь картина пестрит олдскульными карточными дуэлями, перестрелками и разборками крутых парней, держащих палец недалеко от спускового крючка. Никакой силы, никакой угрозы галактике – только живые люди, которые ищут своё место посреди бесконечной вселенной. И ищут порой не совсем законными способами.
Чуть ли не в каждой сцене фильма создатели играют на чувствах фанатов, погружая их то в подробности знакомства двух Хана и Чуи, то презентуя молодого предателя Лэндо. И, конечно же, усовершенствованный (на самом деле, просто новый) корабль «Сокол тысячелетия», от вида которого у старой гвардии возникают вполне оправданные мурашки. На закуску – несколько неожиданных сюжетных твистов специально для поклонников. Эти кадры слабо влияют на художественную ценность картины, но будут скорее приятным сюрпризом, чем неоправданной ремаркой. Проблема в том, что вот это дёргание за ниточки ностальгии – уже почти единственный способ напомнить фанатам, как они любят эти фильмы.
У не болеющего «Звёздными войнами» человека фильм вызовет очень спутанные эмоции. Вроде бы отличная история про простых парней, которые зарабатывают на жизнь всеми доступными способами, притянутая за уши любовная линия, невероятно красивые спецэффекты. Здорово слепленный блокбастер высокого уровня – то, что доктор прописал. Но картина так и норовит протолкнуть намёк или ностальгическую нотку из вселенной. Это просачивается в затянутые диалоги, в длинными полёты, даже в головокружительные перестрелки! У зрителя, который пришёл посмотреть просто кино, это вызовет путаницу в голове. Даже у самого терпеливого зрителя.
Но есть и плюсы
Но при всём навязывании такого рода фанатских фишек у фильма есть и масса достоинств. Главное из них – актёрский состав. Да, Вуди Харрельсон играет самого себя, но делает это как и всегда на высшем уровне. Блистательный Дональд Гловер, который порвал весь мир клипом This is Amerika, в картине играет просто «парня в сторонке», хоть и сюжетно важного. На фоне центрального, но не очень знаменитого актёра Олдена Эренрайка такой контраст бросается в глаза. Хотя оба превосходно справляются со своей задачей, играя самых харизматичных, опасных и удачливых сукиных сыновей во всей галактике. Женские персонажи в лице матери драконов Эмилии Кларк и Тэнди Ньютон из «Мира дикого Запада» смотрятся убедительно. Но порадует вас совсем другой женский персонаж – не будем же раскрывать все карты.
Помимо этого достоинством картины выступает отказ от концепции силы и джедайского направления в истории. Герои фильма – обычные люди со своими обычными проблемами, не затрагивающими добрую часть вселенной. Это заставляет сопереживать им совершенно в другом ключе. Гордый Чубакка бросается на помощь своим сородичам, Хан бросается на помощь Чубакке, а Лэндо смывается подальше от неприятностей, бросая своих друзей на задворках галактики. Что может быть лучше, чем старые добрые контрабандистские байки?
Вместо вывода
Устали ли фанаты Звёздных войн от постоянного наплыва нового контента? Вряд ли, ведь истинным ценителям всегда интересны новые подробности старых вещей. Тем более создатели не могут позволить себе лажать в каждом новом фильме. Выглядит ли он более детским, чем первые части? Пожалуй, да. Устали ли обычные зрители от стратегии «один фильм в год»? Пока что нет, но заявленная студией тенденция уже начинает многих удручать. Переживать не стоит, ведь для постоянного развлечения у них всегда есть Marvel.