20 лет. «Что делать, если ты не пьешь, не куришь и не хочешь смотреть по телевизору «17 мгновений весны»?»
В 20 лет я была скромная и романтичная девушка. Не думала о детях и семье, как многие сверстницы. Спортсменка, гимнастка, мастер спорта СССР. Училась в институте, заканчивала спортивную карьеру, мечтая стать известным тренером и воспитать олимпийскую чемпионку. Все во мне было нацелено на карьеру. Я не знала молодежной жизни, была домашний ребенок, после тренировок ехала домой. Большая часть института – это приезжие, жили в общежитии. А у них своя жизнь, и я выпадала из тусовки. Но никогда не страдала от одиночества, считала, что самая лучшая компания – это я. Мне всегда было, о чем подумать и что поделать, у меня было много планов и желаний. Интересовалась журналистикой, историей, спортом. Конечно, были подруги, но все разговоры в основном вертелись вокруг мужчин, а я этой жизни не знала. Всю мою жизнь на тот период занимал спорт, цель была – построить карьеру.
И в двадцать лет я еще не ощущала себя женщиной. Неумело пользовалась косметикой, да ее в 70-е годы и не было особо. Польские помады, румян не было, все в жутком дефиците. Помню, духи польские покупали, назывались «Быть может»¸ а чуть позже появились в продаже французские «Climat». Я себе не очень нравилась внешне. У меня не было комплексов, мешающих жить, может чуть-чуть не нравился курносый нос, широко посаженные глаза (так мне казалось), но и ощущения особой индивидуальной женственности я пока в себе не находила. Меня восхищали Орнелла Мути, Софи Лорен, Катрин Денев, – они были эталоном женственности и красоты. Но себя с ними никогда не отождествляла, и желания стать похожими на них не было.
Я знала – у меня другая судьба и путь. Я была чемпионкой, на тот момент это было главным в жизни. Популярностью у парней не пользовалась, но я не переживала. Моя любимая сказка – «Ассоль», история любви с единственным мужчиной, так я представляла свое будущее. Образ романтичной героини – это моя глубокая личная история, которая была в двадцать лет, присутствует и сейчас, в шестьдесят четыре.
Однажды с подругами пошли на танцы в парк Челюскинцев. Мне хватило одного раза, чтобы понять, насколько это не мое. Как раньше танцевали: пару быстрых композиций и одна медленная. На медленный танец тебя приглашали танцевать, а если нет, то ты стояла в углу и смотрела на других. Меня пригласил парень, а потом, когда я пошла в туалет, какая-то девушка схватила за грудки и стала требовать, чтобы я больше с этим парнем не танцевала. Такие разборки не в моем духе, и я выбрала себе другое развлечение. Что делать, если ты не пьешь, не куришь и не желаешь смотреть по телевизору «Семнадцать мгновений весны»? Вечерами стала ходить в театральную студию. Там училась актерскому мастерству, сценической речи, которая впоследствии помогла вести передачу на ТВ. Окончила курсы парикмахеров, училась искусству визажа и косметологии.
30 лет. «Я считала, что брак должен быть по расчету»
После 25 лет я осознала, что хочу детей, хочу встретить своего мужчину и выйти за него замуж. Уже к тридцати годам во мне сформировалась женщина, я научилась пользоваться косметикой, делать макияж, обрела свой стиль. Благодаря тому, что занималась в театральной студии, общаясь с интересными людьми разных профессий намного старше себя, я повзрослела. Из образа гадкого утенка превратилась в женщину, которая нравилась, прежде всего, себе и, конечно же, мужчинам.
Появились дискотеки, рестораны, которые я с подругами любила посещать. Я сексуально танцевала, привлекая мужчин, они приглашали на свидания. Но мужские ухаживания я жестко отфильтровывала, ждала своего мужчину. Считала, что брак должен быть по расчету, когда совпадает много важных факторов. Мужчина должен стоять на пару ступенек выше женщины, быть самодостаточным, умным, образованным, хорошо зарабатывать и желать работать на перспективу. Когда, выходя замуж за солдата, ты знаешь, что через двадцать лет он станет генералом. И чтобы никогда не было неловко или досадно за своего мужчину, если вы находитесь в общей компании. Для меня важно, чтобы мужчина был подвижным, не тюфяком. Будучи спортивной девушкой, которая и в горы, и на лыжи, мне хотелось быть с тем, кто поддерживает мой активный образ жизни. В общем, с тем, кто будет принцем. И важный принцип – никогда не становиться любовницей женатого мужчины и не флиртовать с мужьями подруг.
Я встретила такого мужчину, правда мне пришлось обратить его внимание на себя, так как он был погружен в работу. Муж – заслуженный тренер БССР, СССР по воднолыжному спорту. В тридцать лет я стала мамой, и все мои планы и мечты были вокруг семьи и ребенка. На какое-то время я полностью погрузилась в домашние дела и заботу о своих мужчинах: стирала, убирала, гладила, готовила. Конечно, однажды стало тесно в этой роли, и я стала подрабатывать в студии мужа тренером по акробатике два-три раза в неделю. Когда сын подрос, погрузилась в работу полностью, ведь всегда хотела большего, чем быть просто домохозяйкой.
40 лет. «Мозги – это очень сексуально»
У меня было шикарное тело, молодое лицо, я всегда выглядела значительно моложе своих лет. Никогда не пользовалась уходовой косметикой, в моем арсенале только два средства, чтобы выглядеть ухоженной – детское мыло и спорт. Здоровье не бывает только внешним, это всегда идет изнутри. Если человек активно занимается спортом, дает своему телу пропотеть, чтобы выделялись соли и шлаки, позволяет работать лимфосистеме, то и выглядеть будет отлично. Природа дала человеку все возможности, чтобы он мог прожить без социума, беря это от потенциала организма. А все остальное – все эти крема от морщин – не более, чем бизнес.
В одно утро проснулась знаменитой. В 39 лет я открыла свой клуб, а потом, узнав о популярности аэробики в Европе и Америке, решилась воплотить такой проект в Беларуси. И стала вести программу «Уроки с Натальей Новожиловой» на беларуском телевидении. В любви появилось ощущение гармонии. Была стабильность и понимание того, что свежесть отношений притупилась и пришла к спокойному течению. А когда муж уезжал в командировку, накрывало опять, ведь я успевала соскучиться. В основе отношений у меня сильный фон романтизма, эмоций и все тех же «Алых парусов». Я ради мужа научилась играть на гитаре и посвящала ему песни.
В сорок лет появился опыт и женская мудрость, я научилась видеть людей, хоть и не до конца, конечно. Я знала, где и когда проявить хитрость, могла легко расстаться с людьми, если видела, что у нас больше нет точек соприкосновения.
Так в сорок лет рассталась с подругой, мы много лет дружили, она ко мне очень искренне относилась.
Но так случилось, что я пошла дальше в развитии, а она, грубо выражаясь, осталась бабой, которой было интересно обсуждать мужчин и только. Стало неинтересно общаться, я избегала встреч с ней, потом осознала, что надо разбегаться в разные стороны. Потому что интересно дружить, когда вы друг друга наполняете, а если этого нет, смысл встреч исчезает. Встретившись в кафе, я тактично сказала ей, что теперь каждая из нас идет своей дорогой и поблагодарила за годы трепетной искренней дружбы.
В то же время больше пятидесяти лет я дружу со своими одноклассниками, но мы воспринимаем друг друга больше как родственники. С ними не говорим о бизнесе или спорте, их интересы – это обсуждения здоровья, дачных забот, но психология и количество прожитых лет у нас одинаковое. Мы любим одну и ту же музыку, смотрели те же фильмы, у нас общие школьные воспоминания. Мы пересматриваем фотографии, поем песни под гитару, часто звоним, и помогаем друг другу.
Я никогда не любила обсуждать других людей. Мне интереснее разговаривать о других вещах, чем сплетничать. В сорок лет я перестала восхищаться только внешними данными, важнее стали интеллектуальные способности людей. Яркий пример – Владимир Познер. Мозги – это очень сексуально.
50 лет. «Если бы могла вернуться в тридцатилетие, родила бы второго ребенка»
Сейчас, как и прежде, я преисполнена энергии, по-прежнему легка на подъем. Любимый возраст – это тот, что я проживаю сейчас. Двадцать мне лет или шестьдесят, каждый день я проживаю с удовольствием. И чем дальше, тем интереснее. Я просыпаюсь утром и спрашиваю себя: «Ну что тебе сегодня в голову взбредет? Выучить французский или нарисовать картину»?
Безусловно, присутствуют вещи, которые не успела сделать и те, что уже не повторить. Я не выпустила в свое время книгу, тринадцать лет она лежит сверстанная, а времени ее издать никак не найду. Никак не сяду серьезно писать картины. Чтобы рисовать, необходимо освободить голову от мыслей: прибыль, убыль, реклама. Тут важна тишина и покой, когда наслаждаешься закатом или слушаешь пение соловья. Если бы могла вернуться в тридцатилетие, я бы родила второго ребенка. Я мечтала о троих детях, так как сама из большой семьи. Муж просил подождать, а потом – бизнес, и родить больше детей так и не получилось. Себе тридцатилетней пожелала бы: рожай обязательно, чтобы хотя бы двое детей было.
Я вижу и понимаю, какие моменты упущены в воспитании сына. Причем это проблема многих матерей: надо растить ребенка так, чтобы мы становились друзьями. Хочется, чтобы сын делился со мной радостями и тревогами, ведь мама всегда даст лучший совет в жизни, но он просто мне говорит: «У меня все хорошо». Чтобы быть ближе и глубже понимать детей, надо в детстве не кричать, не командовать, уделять больше времени и разговаривать. Обычно как получается? Мы погружаемся в работу, уделяя детям совсем мало внимания. На ребенка надо время, а на дружбу – тем более.
То же касается и семьи: чтобы сохранить брак, важно мужчине и женщине плыть в одной лодке, а не когда каждый сам по себе на своем корабле. Тогда, к сожалению, семья распадается. Нужно уделять большую часть своей жизни партнеру по жизни, нельзя все внимание посвящать работе. Если преобладает желание заниматься бизнесом и только, тогда выбор человека – одиночество.
60 лет. «Моё тело совершенно, и оно нравится другим»
Своей внешностью я довольна. В свои шестьдесят четыре года я феномен. По-прежнему активна, спортивна, работаю над своим телом. В моей жизни присутствует секс, я пример того, что женщина в этом возрасте продолжает жить, не превращаясь в болезненную пенсионерку.
У многих женщин исчезает секс лишь по одной причине – они стыдятся собственных тел.
Теряют внешний вид, полнеют, и соответственно женщины стесняются оголяться. А секс подразумевает быть без одежды. Как женщину захочет и полюбит мужчина, если она сама себя не любит? Не имеет значения, сколько тебе лет. Женщины боятся секса, так как боятся оценки своего тела. А мое тело совершенно, и оно нравится другим.
К пластике я отношусь хорошо – считаю, что человек сам решает, когда и что делать. Кому-то не нравятся косточки на ногах, кому-то уши, которые торчат. Но красота – это, прежде всего, индивидуальность. Пластику стоит делать так, чтобы подчеркнуть ее, не нарушая то, каким ты был создан.
Сейчас меня восхищает один человек, основатель компании «Возраст счастья» в Москве, это о счастливой жизни после 50 лет. Я бы хотела воплотить такой проект в Беларуси, чтобы рассказывать людям о том, как достойно жить в таком возрасте. Когда заработаны деньги, выросли дети, и ты можешь посвятить время себе.
Я никогда ни о чем не жалею. В жизни страшно разочароваться в себе. Если кто-то меня обижал или предавал, лишь делала выводы и отпускала такого человека без сожалений. Это его карма, его грех, что он поступил плохо. Я к человеку относилась с чистой душой, для меня это важно. Конечно, я, как и все люди, ошибалась, ошибаюсь и сейчас. Ведь жизнь – это коллекция поступков, ошибок, исправлений, желаний, подъемов и спадов. Зависит лишь от того, как к этому относиться. А мои «Алые паруса» всегда со мной. Я молюсь каждый день, чтобы моя наивность не пропала, чтобы ничто меня не сломало, и я не стала циником или стервой. Я верю в дружбу, в доброту, романтизм. Когда неважно, 18 тебе или 60, ты просыпаешься и обожаешь эту жизнь, когда видишь красоту этого мира, в падающем осеннем листе, в шуме дождя за окном. Если человек это видит, если продолжает восхищаться, то он прекрасен. Главное, чтобы это мироощущение не покидало его. Я не привыкаю к этой жизни никогда.