Примеров того, как тюрьмы превращаются в туристические объекты, арт-пространства или городские площадки, много, но пока не в нашей стране. С 2008 года Пищаловский замок на Володарского законсервировали после того, как обрушилась одна из его башен. Тогда здание укрепили стяжками, чтобы предотвратить дальнейшее разрушение, выставили специальные маяки, а помещения освободили от людей. В 2014-м году появилось техническое заключение, по которому необходимо было провести ряд восстановительных работ. Правда, на это требовалось около 83 миллиардов рублей (4,1 миллиона долларов). Проблема в том, что все эти работы можно будет начать только в 2020 году – после того, как СИЗО полностью перенесут в новое здание в Колядичах. Пока никто не может сказать, что будет со зданием в 2020 году. Варианты представленные на хакатоне, – любопытны, но гарантий, что какие-либо реконструкции и переосмысления здания произойдут, никто дать не может.
Архитектурный хакатон по судьбе Пищаловского замка, как отмечал один из организаторов Илья Колчанов, как раз «был открыт для любых идей. Главное правило – команда должна не просто представить эстетичные и функциональные интерьеры, но и показать вероятные источники финансирования и окупаемость проекта. История места противоречива, и мы просили авторов это учитывать, быть готовыми отвечать на критику. Вопрос реконструкции очень важен, ведь замок XIX века в центре Минска может и должен стать популярным туристическим объектом. Наш хакатон – это повод начать общественный диалог и привлечь к нему внимание властей».
Хакатон
Формат хакатона подразумевал, что за 48 часов нужно придумать, «упаковать» концепцию, и представить жюри и потенциальным инвесторам проект развития Пищаловского замка. Менторами стали представители крупных арт- и архитектурных бюро, архитекторы и преподаватели. Но участниками мероприятия оказались молодые ребята, в основной своей массе, студенты-архитекторы и дизайнеры – «взрослые» участники на хакатон даже не заявлялись. Предложенные молодежью варианты были интересны, но по сути своей, почти одинаковые. Да и по вопросам финансирования и окупаемости проектов команды не успели (или не смогли) провести существенный анализ. Из четырех команд только одна назвала сумму вложения – она составила более семи миллионов долларов, а организаторы решили, что она сильно занижена. Вариант окупаемости у всех участников был схож: на территории замка ребята запланировали ресторан и музей. Но давайте посмотрим на каждый проект отдельно.
Акселератор бизнеса от команды «Параграф»
Эта команда выступила с предложением превратить тюрьму в культурно-образовательный хаб и акселератор бизнес-проектов. Много внимания в своей презентации архитекторы уделили пешеходной зоне вокруг здания и созданию единого пространства, связывающего проспект Независимости и Немигу.
«Параграф» подсчитал, что для реализации задуманной идеи им потребуется 7 250 000 долларов и шесть с половиной лет на окупаемость.
«Клетка» от команды «Капибара»
Эта команда сыграла на метафоре «Клетка» – переосмыслив клетку, в которой содержатся заключенные, в клетку живого организма. Игра слов понравилась организаторам, но, по сути, на этом всё.
Само здание команда условно разделила на историческую часть и бизнес-инкубатор. Как вариант окупаемости они предложили Grassroots – инициативу снизу, по которой в проект инвестируют простые люди. Учитывая суммы и не самую большую активность в сфере краудфандинга, такая идея кажется достаточно фантистической. В презентации команда сделала идеологический упор на формирование положительного мнения об объекте, доступность людям и привлечение внимания жителей к установке инсталляций, озеленение, созданиюе зон отдыха, проведение мероприятий и организации передвижных пунктов быстрого питания.
Перестройка от команды «Трио»
«Трио» предложили снести большую часть зданий, оставив те, что представляют собой историко-культурную ценность, и достроив новый корпус. Предложенное зонирование они воплотили на пяти уровнях: музей памяти в цоколе здания, зона общепита и дополнительных помещений на первом этаже, творческо-образовательное пространство на втором и на третьем этажах и обзорная площадка и атриум на четвертом. Ребята сделали основной упор на тезисе: «Не механизм, а организм», что подразумевало собой позволить архитектурному объекту относительно «стихийное» развитие. Тоже достаточно размытая идея.
Пекарня и институт от команды «BZ»
Эти ребята изучили историю здания и предложили переоборудовать бывшую тюрьму в общественно-культурный центр, сохранив в рамках концепции некоторые фрагменты аутентичного заграждения. Основными элементами центра, предложенного командой, стали музей, выставочная галерея и «Институт» – то есть, место, дающее возможность работы научным сотрудникам и самореализации для посетителей, пекарня, открытое пространство и ресторан.
«Как обычно, отдадут инвесторам под никому не нужный торгово-развлекательный центр». Что говорят архитекторы
После всех, признаться, фантазийных презентаций мы решили узнать у самих менторов, какое впечатление у них оставил архитектурный хакатон. К тому же важно знать, как архитекторы считают видят будущее замка и во что он действительно может превратиться после «освобожения». Предупреждаем сразу: даже эти люди не верят в эмансипацию замка для городской среды.
Иван Кравцов. Архитектор, преподаватель БНТУ, арт-директор бюро 35, заместитель директора Минского часового завода
«Здорово, когда молодые ребята, студенты фантазируют на тему архитектуры. Это расширяет горизонты мысли и придаёт смелость. Я думаю, что замок постоит лет пять в ожидании политического решения, а затем площадку отдадут под какой-нибудь инвест-проект или республиканский объект. В сложившейся ситуации это и будет самое правильное решение – и чем быстрее, тем лучше. Хуже, когда в центре города стоят заброшенные объекты. Это нездоровый признак, но такого уже и сейчас хватает».
Ирина Балуненко. Архитектор, старший научный сотрудник Центра исследований белорусской культуры НАН, старший преподаватель кафедры искусств ГИУСТ БГУ
«Участники более чутко относятся к охране историко-культурного наследия, чем большинство беларуских архитекторов, работающих в этой сфере. Минимум половина предложений после небольшой доработки будет в полной мере соответствовать Закону об охране историко-культурных ценностей и Кодексу о культуре, хотя от участников не требовалось строго следовать букве закона. Более того, участники интуитивно следовали международной практике реставрации памятников архитектуры, сформулированной ещё в Венецианской хартии по вопросам сохранения и реставрации памятников и достопримечательных мест 1964 года (её положений придерживается ЮНЕСКО). В Хартии однозначно указывается недопустимость псевдоисторической стилизации новых пристроек к памятникам. Во всех проектах конструкции заменяющие утраченные части Пищаловского замка выполнены в современной манере, а потому очевидно отличаются от аутентичных элементов тюремного комплекса.
Большинству команд удалось сочетать современные элементы с исторической архитектурой. Этим проекты выгодно отличаются от популярного в Беларуси подхода к реставрации, где идеал – «близкое к оригиналу воссоздание» утраченных элементов, а то и вовсе «дополнение памятников историко-культурного наследия элементами, нереализованных в своё время частей авторского замысла» (приблизительный перевод отрывка Закона об охране историко-культурных ценностей).
Не люблю делать прогнозы и не вижу оригинального сценария судьбы Пищаловского замка. Подозреваю, что памятник, как обычно, отдадут инвесторам, которые предложат очередной убыточный и никому не нужный «торгово-развлекательный центр с гостиничным комплексом и офисными помещениями», вроде того, который собираются строить на месте «БелЭкспо» (ВДНХ). Вероятно, от замка останутся разве что наружные стены и малая часть внутренних».
Андрей Коровянский. Архитектор, преподаватель в Высшей школе ландшафтной архитектуры и дизайна Мархи, куратор открытых экспозиций на Minsk Design Week
«В профессиональной архитектуре не может быть проектирования разными и непрофильными специалистами. Это интересно, заманчиво, может быть, даже модно. Но в нормальной профессиональной жизни это лишь испортит архитектурное решение, породит лишний и ненужный спор, уведет в сторону от архитектурного образа, может, даст совершенно непрофессиональный, но новый странный и неожиданный результат.
На хакатоне по Пищаловскому замку этого не произошло. Студенты-архитекторы проектировали курсовой проект, обычный – по стандартам беларуского образования. То, что из замка хотят сделать гостиницу, кафе, арт-центр, образовательный или общественный центр – вполне ожидаемо. Никто не предложил ярких и оторванных от действительности идей – соорудить вокруг него аквариум и затопить его для дайвинг-экскурсий, или устроить из него центр изучения внеземных цивилизаций, или оккультный центр беларуского язычества, или просто оставить всё, как есть, – модернизировать и благоустроить тюрьму. На мой взгляд, это было бы интересно и актуально. Что с ним будет? Логично – его восстановят по принципам реставрации и охране памятников. С большой долей вероятности замок будет общественным центром или гостиницей».