Знакомьтесь, Garry Wood – беларуский психолог, тренер, координатор международной образовательной программы по ответственному потреблению DrinkIQ. Раньше он жил и работал в Москве, где развивал свою программу «алкогольной ответственности» для сотрудников разных организаций, а потом вернулся в Минск и продолжил работать в том же направлении на родине.
Скажи мне, что ты пьешь, и я скажу, кто ты
Программа DrinkIQ – это интерактивные обучающие курсы про алкоголь, его воздействие на организм человека и ответственное потребление алкогольных напитков без риска алкогольной зависимости. Я решил посмотреть, есть ли какая-то связь между характером человека и его алкогольными предпочтениями. Начал изучать литературу, наблюдать за окружающими. Как человек, сдавший в свое время кандидатский минимум, я постарался усреднить имеющиеся данные в соответствии с понятиями психологии. В итоге получилось исследование, которое показало: то, как мы себя ведем, напрямую связано с тем, что предпочитаем пить. Речь идет не о пациентах с химической зависимостью, а о тех, кто позволяет себе выпивать время от времени и уже определился с любимым спиртным напитком. Алкоголь ведь существует не только, чтобы пьянеть, но и помогает нам понять другого человека.
Осознанные предпочтения к спиртному вырабатываются у нас ближе к 35 годам, потому что есть определенные фазы знакомства со спиртным, которые соотносятся с определенными возрастными этапами, – объясняет Garry Wood. – Например, на «подростковым этапе» люди чаще всего пьют все, что попадается под руку, потому что им важно именно опьянеть в этой вседозволенности и свободе. Перепробовав все, человек уже знает, какое действие оказывает этиловый спирт на мозг, поэтому начинает искать, что ему приносит реальное наслаждение. В какой-то момент люди выбирают один единственный вид спиртного, который предпочитают всем другим.
Например, человек, пьющий коктейли, любит много болтать. Такие люди предпочитают ветреность и непостоянство. Им нравится «повыпендриваться» перед другими. Как правило, они многословны – рассуждают на разные темы, порой не совсем понятные для них самих, особо не заботясь об ответственности за свои слова. Коктейльщики часто бывают поверхностными, но они всегда легко вступают в контакт.
Любитель виски приходит и «выкладывает яйца на стол». Речь идет о поведении, когда человек позиционирует себя так: «я крутой мужик и сейчас буду демонстрировать вам свое превосходство». Эти люди считаются сильными личностями, которые не размениваются на мелочи и твердо идут к поставленной цели. Они уверены в себе, готовы принимать решения. Женщины готовы к разным поворотам событий и не боятся приключений. Но будьте внимательны: кое-кто иногда может «подстраиваться» под такой стереотип.
Тот, кто предпочитает коньяк, всячески демонстрирует свою избранность.
Эти люди поглощены эстетическим компонентом происходящих вокруг событий. Им нравится считать себя элитой. Они всегда понимают и разбираются в чем-то больше, чем остальные. Считают, что их мнение претендует на экспертное (например, в области искусства), и при этом часто не ошибаются. Это неординарные и интересные индивидуумы, которые транслируют свою независимость, но нуждаются в тепле, ласке и заботе. Такие люди часто предпочитают различные формы альтернативного искусства.
Заводила компаний обожает шампанское. Жизнерадостные – с ними в компании не будет скучно. Они постоянно что-то придумывают, готовы направить, сказать тост, чтобы всех собрать вместе. Да, они могут отличаться игрой «на публику» и поверхностностью, но во всем любят эффективность. Если развлекаться – то уж от души.
Красное вино – выбор эмоциональной и страстной натуры. С виду они могут быть сдержанными, но внутри – ураган. Вино выбирают те, кто знает толк в еде и напитках, они со вкусом относятся к жизни в целом. Это эстеты, тянущиеся ко всему прекрасному. Они с большим вниманием относятся к своему внешнему виду, и слегка консервативны во взглядах.
Пиво выбирает человек с широкой душой. Как правило, такие люди становятся душой компании. Они живут ради друзей и для друзей, в любой трудной ситуации находят положительные стороны и уроки. Хотя в их жизни эти самые друзья могут играть очень большую роль, что может досаждать близким. Женщины обычно верные и хорошие подруги, в том числе, и для мужчин.
Водка?… А вот водку часто пьют люди с низкой самооценкой.
Признаюсь, что все это исследование я проводил, чтобы во время каких-либо семинаров можно было сфокусировать внимание участников на чем-то одном, посмотреть с другой стороны на себя и алкоголь, показать связь человека со спиртным. Я видел, что результаты подтверждаются, например, в компании друзей-актеров, где абсолютно все пили коньяк. Такие вот эстеты. Но особенно прочувствовал, что это работает, когда опубликовал результаты исследования на странице в Facebook. Очень многие писали, что все это правда. Не соглашались в основном те, кто пока не определился со своим напитком, кому еще нет 35.
Когда меня спрашивают, зачем все это надо, я говорю: следите за тем, что пьют интересующие вас люди. Если человек постоянно берет один и тот же напиток, вы можете предположить, какие особенности характера ему свойственны, и, основываясь на этом, у вас получится построить коммуникацию.
Как научить барменов не выгорать на работе
Эти знания могут пригодиться любому человеку, но особенно тем, чьи профессии связаны с постоянным очным общением и чреваты выгоранием. Я писал на эту тему диссертацию. Любопытно, что, говоря о выгорании, многие связывают термин с педагогами и медиками. В редких случаях упоминают милиционеров, по крайней мере, в наших источниках. Этому состоянию сегодня может быть подвержен кто угодно, в том числе и бармены.
Общаясь в кругу людей из этой индустрии, я понял, что бармены тоже выгорают. Только представьте, каждый рабочий день им нужно соблюдать определенную субординацию: бармен видит, что человек ведет себя неадекватно, но сделать ничего не может. Он подавляет в себе агрессию и за смену набирается столько негатива, что потом он не знает, куда его выплеснуть. Ночью за стойкой часто собираются чем-то неудовлетворенные посетители с эмоциональными переживаниями и заливают свое горе. Бармены выслушивают трансляцию этого горя. Приходится впитывать всё это, иногда до 5-6 утра. Я подумал, что круто было бы помочь. Есть корпоративные психологи: в авиации, медицине, педагогике. А вот психологов в данной индустрии нет. И на сегодня я единственный, кто работает в этом направлении.
Недавно я провел два семинара. Это было круто, потому что в основном бармены посещают профессиональные семинары о том, как готовить новые коктейли, какие есть сорта виски и так далее. А тут получилось, что впервые к ним пришел тренер и заговорил о психологии профессии. Я был рад, что этот ход вызвал положительную реакцию. Сначала мы работали с телом – я показал несколько упражнений, позволяющих выпускать из себя агрессию, не травмируя окружающих. А на следующий день рассказал им про свое исследование – обращая внимание на вкусы клиентов и предполагая особенности их характеров, барменам будет легче находить с ними общий язык.
Попытки продвигать ответственное потребление алкоголя в Беларуси пока ни к чему не приводят
Что касается моих наблюдений за беларусами через призму их отношения к алкоголю, то они не очень радостные. Наша страна продолжает занимать лидирующие позиции по употреблению спиртных напитков среди европейских стран. Когда мы пробовали популяризировать программу ответственного потребления алкоголя для беларусов, большого интереса у публики это не вызвало. Я вдруг понял, что люди здесь пока не готовы столкнуться с ответственным потреблением. Гипотетически предполагаю, что это связано с низкой платежной способностью.
Не имея средств на дорогой алкоголь, народ упивается дешевым. О каком ответственном потреблении тогда может идти речь?
Ответственное потребление – это когда есть огромный выбор, доступ ко всему, ты можешь позволить себе все, что хочется, но, зная последствия и то, чем все это может закончиться, ты устанавливаешь для себя границы. У нас такого нет, потому что ограничен финансовый выбор: народ покупает все, что можно купить.
Мы развиваем участников компании, в которые приезжаем, в плане алкогольного интеллекта. Вопросов, на самом деле, много. Люди часто интересуются, как и что пить, чтобы на утро не болела голова и можно было выйти на работу. Кстати, любопытно то, что когда начинаешь общаться с людьми и анализировать их ответы, оказывается, что у нас подавляющее большинство граждан верит мифам. Например, в «легкую» и «тяжелую» руку, или в то, что если ты будешь мешать пиво, вино, водку и виски, тебе на завтра будет плохо. На самом деле, нет. Только количество выпитого этилового спирта влияет на твое состояние. А народ живет в мифах. Вдобавок, жить стало хуже, многие это чувствуют, вот и пьют – от безысходности. Когда появляется такое чувство, все средства будут направлены на то, чтобы от него избавиться. Самое доступное средство, с помощью которого можно снять внутреннее напряжение, – это алкоголь. Кто-то узнает об этом из книг и кино, другие копируют близких или просто пробуют один раз – и получается.
Зрелые копинги (стратегии избавления от стресса) – когда люди вместо того, чтобы заливать горе спиртным идут в бассейн или наматывают круги по стадиону – свойственны людям с высоким уровнем самоконтроля. Очень плохо, что в Советском союзе навыки самоконтроля не прививали с детства. А их надо не только прививать, но и развивать. У нас с этим пока беда».
Почему финны придумали себе бренд – вино из крыжовника, а мы нет?
Но давайте не заканчивать эту беседу так печально. Я уже рассказал, что, предполагая особенности характера человека по предпочтениям в напитках, мы можем наладить с ним дружеский или деловой контакт. С другой стороны, знания того, что пьют в вашем окружении, могут помочь определить формат вечеринки, правильно организовать застолье. Я много раз бывал в Грузии и обращал внимание на то, что у них даже меньше драк на таких мероприятиях, если не сказать, что вообще нет. Заметьте, они все любят красное сухое вино – общаются и наслаждаются вкусом. У меня есть рабочая гипотеза: чем больше людей за одним столом предпочитают один алкогольный напиток, тем меньше конфликтов за ним будет. Но надо помнить, что водочники страдают от заниженной самооценки. Соответственно, в компаниях, где пьют водку, это может сыграть определенную роль.
И еще очень жаль, что у нас проблемы не только с финансами, отношением к культуре питья, но и ощущением собственных корней. Мы как будто болтаемся в воздухе. Я много путешествую и всюду стараюсь пробовать местную еду и алкоголь. Например, как побывать в Португалии и не угоститься их портвейном, или как поехать в Мексику и хоть раз да не выпить текилы? А что предложить нам тем, кто приезжает в гости? «Крамбамбуля»? Простите, это искусственно придуманный напиток – где вы видели, чтобы у нас росла корица... Еще куда ни шла «Хреновуха» или самогонка. А теперь обратите внимание: весь алкоголь, который здесь производили, был крепкий. Всегда. А ведь у нас можно делать замечательное домашнее вино и открывать частные винарни. У нас растет виноград и черная смородина – в чем проблемы? Почему финны, которые живут еще севернее, придумали себе бренд – вино из крыжовника, а мы, хоть у нас этого крыжовника тоже хватает, – нет?
Кто знает, возможно, мы сейчас находимся у истоков формирования культуры производства и потребления спиртных напитков в Беларуси. Не исключено, что лет через 15-20 в стране станут открываться частные винодельни. Мое исследование тем и полезно, что мы разворачиваем фокус и внимание людей с утилитарного отношения к алкоголю на что-то новое.