Актер воплощает историю, задуманную режиссером. И чтобы результат получился хорошим, попотеть приходится обоим: актеру нужно качественно пройти пробы, а режиссеру – найти своего персонажа, договориться с продюсером и удовлетворить клиента. В своих лучших снах я вижу, как в один прекрасный день открываю результаты видеопроб, а там сплошь новые классные лица – все игровые, аккуратные и точно по брифу. И сразу прямо в папке помечен отбор из 10-15 лучших вариантов. Мне очень хочется, чтобы после этого текста все красивые и дерзкие люди с игровым потенциалом ринулись в актерские базы. Но я прекрасно понимаю, что это утопия, и сейчас я объясню, почему.
Одни и те же лица бесят не только зрителя
Как попасть в телевизор, а если и не в телевизор, то в рекламу? Все очень примитивно. Нужно отрабатывать актерские навыки, следить за собой, записать хорошие видеопробы и ходить на кастинги. Может показаться смешным, но в нашей индустрии везет не талантливым, а настойчивым. Конкуренция в Беларуси очень маленькая, и все, кто хоть более-менее подходит для съемок, снимались уже много раз. Именно поэтому из телевизора и с видеоплееров в интернете в рекламных паузах на вас смотрят одни и те же лица.
Когда снимаешь рекламный ролик, всегда ищешь своего идеального актера. Он должен быть определенного типажа, он должен уметь вжиться в нужную роль и соответствовать определенным параметрам внешности. И если удалось найти нужного актера, роль в сценарии сразу оживает в определенном образе. Ты понимаешь, как он будет двигаться, говорить, какая у него будет мимика, интонации. Ты получаешь нужный результат.
Раньше мы с продюсерской группой шутили между собой при актерах, мол, чтобы сняться в рекламе, нужно с кем-то переспать. И люди до сих пор верят!
Ребята, вы серьезно думаете, что это реально? Вы знаете, сколько людей участвует в решении о том, будет сниматься актер в ролике или нет? Во-первых, это кастинг-менеджер или агент, который подбирает варианты, а потом зовет актеров на пробы. Во-вторых, ассистенты режиссера, которые фильтруют материалы проб и показывают режиссеру тех актеров, кто проходит по критериям актерская игра/соответствие образу. Затем продюсер, который может завернуть любого, потому что, к примеру, актер хочет слишком высокий гонорар. В третьих, режиссер. Тут работает сложная и требовательная комбинация из игровых качеств, личных предпочтений, видения образа и сценария целиком, соответствия целевой аудитории, набора образов, мыслей, ассоциаций. Потом кандидатов отбирает рекламное агентство – креативный директор, иногда арт-директор. И затем клиент, а иногда и несколько клиентов: бренд-менеджер, маркетинг-директор, и даже руководитель компании.
Кого мы пытаемся найти? Ну, конечно, звезд, игровых и красивых. Но проблема в том, что таких можно пересчитать по пальцам. Многие минчане очень красивые, но есть нюансы, которые мешают их красоте пробиться в мир камер, софитов и 16-часовых съемочных смен.
У актеров два греха: лень и непрофессионализм
Во-первых, наши актеры ленятся. Ленятся привести себя в нормальный вид перед кастингом, ленятся спросить агента о типаже, которого ищет режиссер. Они даже ленятся отыграть роль перед камерой. Люди, вы серьезно? Вы ехали в час пик по пробкам на кастинг, потом еще ждали своей очереди, и вам даже лень отрепетировать роль и расчесаться перед выходом к камере? Минск полон людей, которые хотят получить что-то «на халяву», но протянуть руку и взять «приз», хотя результат лежит рядом, люди часто ленятся. Поэтому реальная конкуренция между актерами действительно очень маленькая, я бы даже сказала, что ее нет.
Признаюсь, я прошу продюсеров показывать мне только профессиональных актеров, но документы на пробах никто не проверяет, и иногда попадаются неигровые шедевры. Над ними мы зло шутим, называя «бревнышками».
Я могу понять страсть к съемкам, но мне неясно их желание «проскочить на авось». Хочешь сниматься – идешь учиться на актера, или хотя бы в школу актерского мастерства, делаешь упражнения, оттачиваешь опыт.
Но часто происходит так: три неуверенных шага в сторону камеры, глаза вправо-влево, «здесь стоять?», «сюда смотреть?», «а что говорить?», «ой, я что-то застеснялась», «а можно еще раз начать?» Какой кайф в том, чтобы стоять перед камерой на пробе, краснеть и бояться промычать три слова? Часть ребят относится к пробам, как к развлечению, и меня это бесит.
Недавно мы снимали бьюти-ролик для беларуского бренда косметики, и нам нужна была героиня 40+. Красивая, ухоженная, игровая и в наших условиях почти нереальная. Посмеялись, погоревали и выбрали вместе с продюсерами из невероятного количества претенденток 3-5 вариантов (и это притом, что обычная выборка на кастинге – 20-30 хороших вариантов). Нашлась фантастически красивая женщина с правильными чертами лица, но явно не актриса. Поэтому под нашу модель я продумала сложную гиперболизированную историю о героине, которая основывалась на нашем сценарии. И актриса вдруг преобразилась – прямо в кадре. Глаза заблестели, во взгляде и движениях появилась уверенная надменность – точно то, что было нужно. Это была очень хорошая работа на площадке и хорошая игра. Но это риск, и это может не сработать. Поэтому если есть выбор, я всегда предпочту профессиональных актеров.
Неидеальные люди телевизору не нужны
На самом деле, выбрать классного актера для каждой роли – это одна из самых важных режиссерских задач. Для своих роликов я прошу делать расширенные видео-пробы, записывать не только стандартное задание «представьтесь, отыграйте пару эмоций», но и проиграть пару ситуаций из будущего ролика. Обожаю настоящих актеров. Они приходят на пробу и играют одновременно и роль, и себя. Они не корчатся, не пытаются выжать из себя то, чего нет. Они спокойно и серьезно слушают задание, и потом за секунду происходит трансформация всего образа: мимики, языка жестов и движений – ролик сам дорисовывается вокруг нужного актера. А потом еще секунда, и все – актер снова стал самим собой, магия закончилась.
Хорошие актеры профессионально работают на площадке, они умеют филигранно ходить по крестикам, не стрелять глазами по сторонам и доигрывать дубли до конца, не закатывая глаза посредине, если что-то не получилось. Плохого актера можно загримировать, причесать, до неузнаваемости изменить образ, но заставить его классно сыграть не получится. Кстати, если актер приходит на пробы неаккуратным, если его кожа или волосы в плохом состоянии, то это тоже, чаще всего, будет впустую потраченное время. Потому что при утверждении актеров рекламное агентство и клиент будут смотреть на образ, который они увидели на кастинге. И так как реклама у нас пока показывает только «идеальных людей», неидеальных просто отметают.
Про идеальных людей – отдельная история. Европейские, и, в последние годы, российские и украинские ролики уходят от глянцевости. Этот же тренд изредка проскакивает и у нас, но целиком мы доползем до него только через несколько лет. Наш клиент все равно чаще выбирает идеальных, потому что «у нас же приличная компания, приличный продукт!»
Но люди с «идеальной» внешностью очень похожи, и поэтому в рекламе мы видим унифицированные семейные истории про идеальную семью, где привлекательные мама-папа-сын-и-дочка скандинавской внешности улыбаются и радуются жизни.
В реальности мне хочется все драматизировать, а в работе мне хочется найти интересные образы и гиперболизировать эти необычные черты. Для меня очень важно, чтобы актер запомнился, я хочу раскрыть красоту образа и характера, а не только показать обертку. Ведь это же круто, когда роль трогает зрителя за живое, когда ролик вас задевает или веселит. В конце концов, классные образы – это интересная история, а, значит, и эффективная реклама.
Я мечтаю о времени, когда наша реклама придет к тому, чтобы нести не только бурную радость и веселье, но и обычные человеческие ценности. Но это очень долгий путь. Бренды должны быть готовы стать разными. Клиенты должны стать готовыми принимать смелые решения и утверждать смелый креатив от рекламных агентств. И тогда я смогу рассказывать зрителю своими роликами очень разные, живые, интересные, сумасшедшие и нетривиальные истории. Кричащие и очень короткие, или длинные, которые хочется смотреть, как маленькое кино.
«После 30-ти вам уже не нужно быть красивым»
Те, кто не ленится заниматься своей карьерой, становятся узнаваемыми рекламными лицами, а самые старательные растут дальше и начинают сниматься в эпизодах сериалов или кино. Можно ли стать лицом бренда и срубить баснословный куш? У нас такой практики нет. Есть отдельные клиенты, которые делают серийные ролики, и эта серийность действительно отражается на гонораре актеров. Но тут нет карьерного роста: тебя снимают в рекламе сока, и это совсем не значит, что захотят снимать в остальных роликах.
К слову, если вам очень хочется, никогда не поздно начинать. Я часто ищу для своих героев актеров постарше. Но после 30 лет азарт сниматься, видимо, пропадает, и без того скудный выбор актеров становится еще меньше. Кстати, после 30-ти вам уже не нужно быть красивым, важны лишь актерские данные и ухоженность. Нижнего рубежа для возраста тоже нет. На площадке нередко нужны дети. Эта тема, правда, заслуживает отдельного материала. Толпы мам, которые мучают своих стесняющихся детей, и тащат их на пробы… Этот настойчивый задор, очереди, волнение, готовность сниматься бесплатно – только снимите! Удивляюсь этим женщинам и одновременно смеюсь с их энтузиазма. Но тут тоже все просто: нужно, чтобы ребенок мог играть и подходил под критерии образа, больше нет никаких секретов.
Что делать, чтобы двигаться? Можно заказать запись актерской пробы и зарегистрироваться во всех актерских базах. Можно самостоятельно записать пару видеовизиток и сэкономить время на паре проб, пройти в минус-выборку и потом сразу попасть на коллбэк к режиссеру на финальную пробу перед съемкой.
А если вас выбрали, не играйте в пафосную звезду. Капризность точно не идет на пользу актерской карьере.
Недавно мы снимали ролик, актриса приехала на площадку с утра после долгого пути без отдыха. Возможно, другим не видно, но ее нервозное и напряженное состояние отразилось и на картинке, и на настроении работы с группой. С актрисой я работала не первый раз, но именно на этой съемке дзен между нами пропал – хотя повлияли еще и пощипывающий грим, танцы, сложные движения и очень длинная смена. С другой стороны, у меня есть супер-красивая и игровая актриса, с которой я бы пошла и в огонь, и в воду, и в сложные съемки. Она снималась часами, работала в холод, выстаивала перед камерой несколько смен и отлично отыгрывала, несмотря даже на температуру. Просто не надо лениться и считать себя звездой. И если хотите – дерзайте, нам очень не хватает «свежих» лиц.