Старость – это не только биологическая, но и социальная категория. Человек как социальное существо в старости очень зависим от внешних условий жизни, уровня медицины, своего пособия и «лояльности» государства. Мы запустили опрос: кого бы вы спасли первым во время пожара: ребенка, взрослого человека, пожилого или животное? Из 350 отметившихся пользователей ни один не выбрал вариант «пожилой человек». Ведь подсознательно многим кажется, что пожилым людям не нужны те блага, к которым стремится молодое поколение. Мы уже писали об эйджизме врачей, которые жалуются на трудных пациентов-пенсионеров и обслуживают стариков нехотя и в последнюю очередь. А теперь решили поговорить с самими беларускими пенсионерами – и узнали, что они боятся старости, ощущения ненужности обществу и всеми силами стараются экономить, чтобы отложить копейку на «черный день». И, конечно, на свои похороны. Но стоит ли удивляться этой жуткой традиции в нашей стране?
«Из одежды не покупаю ничего – да и зачем мне в 75 лет уже одежда?»
Тамаре Георгиевне 75 лет, она медсестра с 38 годами стажа. Сейчас она живет на пенсию в 324 рубля.
«По образованию я медик. Сначала работала в поликлинике, потом устроилась фельдшером в школу. Довольна ли я своей пенсией? Нет, конечно. Мне не нравится ходить за продуктами рано, но жизнь заставляет, потому что до 12 пенсионерам – скидки. А на скидках можно как-то выжить. Когда был жив муж, было полегче, даже удавалось что-то отложить и помогать детям. Мы даже заменили окна на пластиковые.
Уже пять лет как выживаю одна. Дети не могут мне помочь, потому что у них самих семьи, кредиты, учеба детей. Приходится как-то крутиться самой, чтобы дать внукам хотя бы какую копейку. У меня трое внуков: двое студентов, одна – школьница еще. Я покупаю тушку куриную и фарш и растягиваю их на месяц, стараюсь больше питаться рыбой и всегда готовлю суп. Колбасу не покупаю. По здоровью нельзя, да и дороговато. Суп могу сварить в воскресенье – большую кастрюлю – и до пятницы есть, на второе чай пью с хлебом и маслом. Из одежды не покупаю ничего – её мне отдают дети. Да и зачем мне в 75 лет уже одежда? За квартиру плачу сама, живу в двухкомнатной хрущевке. Коммунальных получается около 60 рублей. На лекарства уходит примерно столько же – я страдаю давлением, артритом.
Стараюсь откладывать каждый месяц еще и на черный день – не хочу лежать в дешевом картонном гробу.
Хочу, чтобы отправили в последний путь достойно. А стоит это немалых денег. Дети живут недалеко. Бывает, если знаю, что у кого-то день рождения, то стараюсь уменьшить свои запросы. Остальные деньги откладываю на черный день и на операцию – хочу летом заменить сустав. Хоть врачи и дети отговаривают, говорю им: «Вы что, хотите чтоб я и ходить уже перестала?» Живу и живу себе. Конечно, не такой себе представляла старость. Думала, что с мужем мы еще поездим к родственникам в Россию. Наверное, так и не доеду до них. Ощущаю ли я себя счастливой? Да, у меня хорошие внуки, дети. Но я чувствую себя беспомощной».
«На море хочу попасть, да боюсь, что уже пора об этом забыть»
Екатерине Александровне 71 год. У неё 32 года стажа контролером на заводе. А пенсия – 300 рублей.
«Когда работала, зарабатывала неплохо. С мужем хватало и съездить на море, и внукам помочь. Мы умеем экономить и отложить. Сейчас одной труднее. Муж умер, как только вышел на пенсию. В один момент сердце прихватило – даже не довезли до больницы. У нас одна дочь, она живет в другом городе с семьей. Я живу в частном доме, плачу 80 рублей коммунальных. В доме, бывает, что-то ломается – трачу деньги на услуги. У меня еще висит кредит за холодильник, 39 рублей в месяц, но осталось немного. Остающиеся деньги откладываю в кучу. Что на черный день, а что – просто так. Вот недавно сломался кран – пришлось покупать новый, еще и заплатить за услугу. Телевизор сломался – позвала соседа, он починил, да и ему пришлось хоть какую копейку дать.
На лекарства уходит 20 рублей в месяц, лекарства нужно принимать каждый день. На море очень хочу попасть, да боюсь, что уже пора об этом забыть. Подруги смеются с меня, мол, какое море на старости? А мне так хочется. Мне и одеваться хочется и обуваться. Чтобы купить туфли, приходится откладывать деньги. В парикмахерскую хожу на бесплатные стрижки, когда практикантам нужны модели. Оставила свой номер, они сами мне звонят. Чтобы подстричься, нужно около шести рублей отдать. А тут и подстригут, и волосы подкрасят – на человека становишься похож (смеется). Сладости не покупаю, очень редко могу зефира купить. Люблю глазированные сырки. Покупаю куриные субпродукты – печень, крылышки. Одинокому пенсионеру нужно иметь запас денег. В любой момент может скорая забрать, может здоровье подвести. Нужно, чтобы были деньги. На нас, старых, всем плевать».
«Пусть у внука будет обеспеченная старость»
Евгению Федоровичу 78 лет, из них 38 лет он проработал инженером. Сейчас его пенсия – 350 рублей.
«Я болею сахарным диабетом, на лекарства уходит около 80 рублей в месяц. Нужно постоянно быть начеку. Остальное уходит в основном на жилье и еду. За квартиру плачу 70 рублей, еще откладываю внуку на учебу. Внук учится на стоматолога, платим всем скопом. Готовлю себе сам. В основном, конечно, гречку варю, к ней гарнир в виде тушеной курицы и овощей. У меня питание должно быть диетическим из-за болезни. И молочной продукции нужно много употреблять. У сына не прошу денег – сам пусть разбирается. Он в разводе, сейчас второй брак. Сыну бы со своими детьми и женами разобраться. Жена моя умерла десять лет назад, одному было тяжело. Но уже привык.
Задался целью откладывать на черный день по 20 долларов, а остальное – внуку на учебу. Пусть у внука будет обеспеченная старость. Знаю, что родные ждут моей смерти, это, наверное, уже нормальное явление. У меня ведь есть квартира, и они думают: «Пожил дед, да и хватит ему». Не обижаюсь на них – жилье нынче дорого приобрести».
«Дедушка, ну что ты ходишь тут, все равно ничего не купишь»
Сергею Александровичу 79 лет. До пенсии он работал электриком КИПиА, его трудовой стаж – 37 лет, а пенсия – 330 рублей.
«У меня нет детей: сын умер в 40 лет от онкологии, через два года умерла и жена – переживала сильно. Внуков тоже нет. Квартиру я переписал племяннику. Племянник поставил новые двери – знает, что ему в будущем жилье будет. Вот и помогает.
Стараюсь откладывать на черный день. Детей у меня ведь нет, нужно о себе самому позаботиться. Да мне много и не нужно. Борщ сварю и ем несколько дней – так дешевле выходит. Могу каши наварить и тоже есть несколько дней. Печенье покупаю самое дешевое. Квартира много тянет: около 65 рублей. Плюс стараюсь ходить на платный массаж – проблемы со спиной. Покупаю вместо колбасы ливерку, с кошкой вместе едим. Знаете, вот почему-то даже стыдно мне, как пенсионеру, ходить по магазинам одежды. Смотрят так… У людей в голове нет мысли, что пенсионеру тоже хочется выглядеть хорошо. А нам хочется выглядеть хорошо. Зубы выпадают, а чтобы сделать вставные, нужно отдать большие деньги.
А куда без зубов? Работаешь всю жизнь, чтобы в итоге ходить, как страшилище? На зубы пришлось отдать около 400 долларов. Жил на овсянке с водой, зато теперь хотя бы жевать могу.
Чтобы дома не сойти с ума, хожу в библиотеку, телевизор не смотрю принципиально. Когда ни включу, все время разговоры, как о пенсионерах заботятся и думают про нас. Зачем мне слушать эту чушь? В поликлинику приду, там и то недовольно глаза закатывают, мол, чего пришел. Я по каждому подозрительному поводу прихожу в поликлинику. Живу ведь один – вдруг что случится, и буду лежать несколько дней мертвым. Из мяса покупаю крылышки куриные (они дешевые) и мойву. С кошкой объедаемся. За всю жизнь я ни разу работу не прогулял, ни разу не проспал, даже на обед раньше ни разу не ушел. Не думаю, что заслужил быть изгоем у своего государства. Почему пенсионеры живут скромно? Потому что не хотят быть обузой. В старости ты чувствуешь себя ненужным и стараешься лишний раз никого не беспокоить. В любой момент может стать плохо, может сломаться нога, вылететь зуб. Нужно, чтобы в шкафу были какие-то деньги хотя бы на такси или дорогой укол. Дачи у меня нет, овощи и фрукты покупаю в магазине. Иногда могу побаловать себя баней. Остальное стараюсь откладывать. Не хочу быть зависимым ни от кого».