С момента, когда силовики завели уголовное дело против минского офиса международной PandaDoc, прошло 90 дней. Создатель компании, ИТ-бизнесмен Микита Микадо, решил подвести мини-итог и рассказал, что за это время произошло лично с ним, с его бизнесом и со страной.
«Сегодня 90 дней как было возбуждено нелепое дело PandaDoc, и еще на один месяц продлен срок содержания под стражей Виктора Кувшинова.
В СИЗО Витю посадили, чтобы наказать меня за то, что я помогал сотрудникам силовых структур, лишившимся работы из-за отказа выполнять преступные приказы. Когда у меня на родине, в Беларуси, начали бить и убивать, я решил предложить альтернативу. К моей инициативе Виктор никакого отношения не имел. Однако, репрессивная машина решила что он виноват просто потому, что работал в моей компании.
Уже три месяца Витя сидит. Витя классный специалист. Он честный, умный, и очень добрый человек. Витя занимался развитием продукта и не был вовлечен вообще ни в какую хоз.деятельность предприятия. В СИЗО на Володарского ему точно делать нечего. Уже три месяца мы делаем попытки, чтобы его оттуда достать:
1. Я прекратил помогать уволившимся силовикам. Решение было сложным. Однако, продолжая помогать одним, я бы навредил другим. А вредить я как не хотел, так и не хочу.
2. В начале мы были активны в медиаполе и рассказывали, что у нас происходит. Мы начали получать «сигналы», что лучше этого не делать – не выступайте особо и будет «все хорошо». После изменении меры пресечения другим сотрудникам «Панды» я приостановил общение с журналистами. Но Витя сидит… Так что, дорогие журналисты, пишите/звоните.
3. С подачи наших инвесторов делом PandaDoc заинтересовались местные сенаторы и конгрессмены. Последние пока что шлют письма беларускому послу, высказывая озабоченность произошедшим. Что будет дальше, во многом зависит от кабинета Джо Байдена. Мы, все таки, американская компания, которую в Беларуси жестко кошмарят.
4. Конечно же, на месте работает команда юристов. Однако, совершенно понятно, что дело PandaDoc не лежит в правовом поле.
Пока что все описанное выше не дает результатов. Витя продолжает сидеть. Совершенно непонятно, какую цель перед собой ставит режим, удерживая Витю в СИЗО, но вот чего они уже добились:
1. Во второй половине 2020 и 2021 мы собирались взять в команду около 200 беларусов. Сейчас найм в Беларуси заморожен. Невероятных белорусов мы все еще ищем, но уже в Украине, Польше и Португалии.
2. Беларусь стала токсичной для ИТ. Компании и специалисты медленно, но верно покидают страну. Конечно, наша история лишь часть мозаики, собранной из насилия, отключения интернета, посадки других ИТшников, и т.д. Тем не менее, это часть существенная.
3. Наш инвестор ЕБРР (EBRD) заморозил финансирование в беларуские государственные проекты. Только в 2019 ЕБРР инвестировал 390 миллионов евро в экономику Беларуси.
4. Все страны, с которыми граничит Беларусь, работают над упрощением своего законодательства для привлечения ИТ-компаний и специалистов из РБ. Тысячи людей уехали. Десятки тысяч еще уедут.
Все государства на этой планете, кроме Беларуси и, возможно, Сомали, пытаются развивать ИТ-сферу. Раньше и Беларусь пыталась. И даже получалось быть на передовой. Однако, Беларусь сегодня – это единственная страна в мире, которая активно гонит инновации вон.
Держись Витя! Скоро этот нелепый кошмар закончится».