Известный российский интернет-ресурс Rusbase о предпринимательстве написал большой материал о жизни беларуской IT-индустрии. Кажется, только ленивый этого еще не сделал, но со стороны всегда виднее. Публикуем текст полностью, чтобы вы могли увидеть, как российские эксперты фактически признают первенство беларуских компаний на рынке.
«IT-индустрия играет ключевую роль в экономике Беларуси, иностранный спрос на продукцию и услуги компаний в сфере информационных технологий продолжает расти, а экспорт IT-продуктов и услуг страны с 2005 по 2016 год увеличился в 30 раз. Стартап-рынок в стране процветает. Но если вы попадёте в Беларусь, то не заметите никаких внешних признаков нации с высоким соотношением ИТ-специалистов. За пределами узких IT-кругов многие люди даже не слышали об айти-сфере Беларуси — так в чём секрет успеха беларуских стартапов?
Откуда бренды растут
IT-сектор стал движущей силой экономического роста в Беларуси. Беларуские компании, такие как Viber, World of Tanks и Wargaming, возглавили эту революцию, разработав продукты, получившие всеобщее внимание. Приложение для обмена мгновенными сообщениями и связи Viber было создано в 2010 году израильскими и беларускими разработчиками. Viber уже давно прошёл отметку в 100 млн пользователей и в настоящее время является крупным работодателем в сфере IT в Беларуси. Видеоигра World of Tanks — ещё одна история успеха местных разработчиков. Игра впервые появилась в 2010 году и стала лидером в своём сегменте рынка, а Wargaming после выхода World of Tanks получила более $200 млн дохода в 2012 году по всему миру. Другие поставщики услуг IT-индустрии, такие как IBA Group и EPAM, тоже входят в число признанных на международном уровне лидеров в своей области. Также благоприятная налоговая политика заставила инвесторов понять, что они могут получить отличное соотношение цены и качества при работе с беларускими IT-компаниями.
Николай Давыдов, партнёр венчурного фонда Gagarin Capital: «В Беларуси все очень открытые и доброжелательные, там правильный стартаперский дух. Например, там интро делают все, кому не лень, и всем, кого знают. Это происходит неожиданно и в лоб, без всяких новомодных «double opt intro», но так непосредственно и просто, что обижаться невозможно. А в Долине обычно разрешения спрашивают, чтобы кому-то кого-то представить. В России тоже спрашивают редко, но часто думают «Не, к этому человеку я его не поведу, мне этот человек для другого проекта нужен, а эта штука не факт что ему понравится, не буду контактом рисковать». Особенно москвичи.
Беларусь также уделяет большое внимание и бизнес-инфраструктуре. Для хостинга доступны коммерческие центры обработки данных, VPS, SaaS, PaaS, IaaS и colocation. Все они расположены в Минске и Минской области, за исключением государственной телекоммуникационной компании «Белтелеком». Более 70% компаний используют собственные серверы, расположенные в Беларуси. 35% используют инфраструктуру иностранных облаков и 11% — местных поставщиков».
Вторая Кремниевая
В 90-е годы Беларусь предпринимала первые шаги в установлении связей с западным IT-миром. В 2005 году правительство создало Беларуский парк высоких технологий — экономическую зону со специальным налогово-правовым режимом, которая помогает развитию IT-бизнеса.
В стране и правда хороший климат для инвестиций и созданы комфортные условия для работы в этой отрасли. По данным отчёта Ernst & Young, на 2017 год в РБ работало более 115 тысяч IT-специалистов. 30 тысяч из которых работают в ПВТ, причем на долю парка приходилось 80% всего IT-экспорта. За последние 10 лет в отрасли произошёл бум, и причина тому — таланты, ориентация на экспорт и поддержка правительства, считают авторы «The IT Industry in Belarus: 2017 and Beyond».
Николай Давыдов, партнёр венчурного фонда Gagarin Capital: «В Беларуси есть кластер, который реально работает — ПВТ. Он вообще во всех отношениях лучше, чем Сколково. На самом деле легалайз крипты — это следствие из ПВТ, а не отдельное событие. ПВТ даёт налоговые льготы, не беря в заложники интеллектуальную собственность. Если ты сделал в Сколково стартап и продал его гуглу — можно и под суд пойти. В ПВТ все намного выгоднее и прогрессивнее. И комьюнити в ПВТ очень классное. Там реально слушают известных деятелей, типа Юры Гурского, делают business first. Без вот этой чепухи с распилками грантов». Беларуский аналог Кремниевой долины — одна из причин, почему IT-сектор продемонстрировал экспоненциальный рост: от $319 млн в 2009 году до $1,12 млрд в 2015 году. По состоянию на март 2016 года около 160 IT-компаний, предоставляющих услуги клиентам более чем в 60 странах, находятся в ПВТ.
В то время как 51% компаний в ПВТ имеют иностранный капитал, успех IT-революции в Беларуси возглавляют и местные гиганты. В настоящее время в парке высоких технологий в Беларуси представлены IHS Global, NETCO Sport и другие известные в мире IT-бренды. Также в Беларуси работает Российско-беларуский фонд венчурных инвестиций, созданный Беларуским инновационным фондом (Белинфонд), РВК и «Инфрафондом РВК» — одна из ключевых структур в Беларуси, которая фокусируется на венчурном финансировании инновационных проектов.
Однако, по словам заместителя директора «Инфрафонда РВК» Антона Васильева, центром стартап-экосистемы в Беларуси является Парк высоких технологий: «Это особая экономическая зона со специальным налогово-правовым режимом. Резиденты ПВТ освобождаются от всех корпоративных налогов, включая налог на добавленную стоимость и налог на прибыль, в обмен на отчисление 1% от валовой выручки. Индивидуальный подоходный налог для сотрудников компаний-резидентов Парка имеет фиксированную ставку 9% и не включается в совокупный годовой доход. Резидентами ПВТ являются такие известные по всему миру компании, как EPAM, Viber, ISSoft, Apalon, Playtika, беларуское представительство Яндекс и др. В 2017 году была достигнута веха в развитии ПВТ — выручка всех резидентов впервые превысила $1 млрд».
«Легалайз» Лукашенко
И хотя крупные имена могут стимулировать рост, IT-сфера все чаще становится важным элементом в экономике Беларуси. Это было подчёркнуто и в выступлении президента Александра Лукашенко 22 июня на 5-м Беларуском народном конгрессе. Президент призвал все секторы экономики интегрировать IT-разработки и рассказал о плане страны по дальнейшему стимулированию роста отрасли в период с 2016 по 2020 год. В последнем законодательстве, касающемся сферы IT, подчёркивается стремление беларуских властей использовать растущий сектор как способ привлечения иностранных инвестиций и развития национальной экономики. Закон примечателен своей инновационной позицией в цифровых валютах. Это первое законодательство в мире, которое регулирует цифровые токены, обеспечив при этом правовую основу для ICO и интеллектуальных контрактов. А инвесторы, вкладывающие деньги в резидентов ПВТ, связанных с криптовалютами, освобождаются от налогов. В последние годы беларуское правительство предприняло шаги по улучшению регионального положения страны, активизации местной экономики и развитию иностранных инвестиций. Ключевым фактором для этого развития стало укрепление местного IT-сектора, поскольку он даёт необходимые доходы для сегментов молодого и высококвалифицированного населения страны и создаёт стимулы для глобальных компаний инвестировать в Беларусь. Создание Парка высоких технологий позволило в три раза увеличить экспорт ИТ-услуг из Беларуси, утверждают аналитики Беларуского института стратегических исследований.
Антон Васильев, заместитель директора «Инфрафонда РВК»: «Основным трендом в беларуском технологическом секторе является правительственный курс на построение IT-страны. В рамках этой инициативы был подписан ряд правовых документов, существенно упрощающих деятельность технологических компаний в Республике Беларусь.
Одним из самых громких стал Декрет Президента РБ «О построении цифровой экономики», в котором содержится ряд существенных привилегий для стартапов: введение в практику некоторых элементов английского права для структурирования инвестиционных сделок, позитивное регулирование блокчейн-экономики и оборота криптовалют и так далее».
В чём секрет успеха
Новое законодательство ставит Беларусь в авангард цифрового валютного права, а новый декрет предусматривает различные меры для развития IT-сферы. Например, продление специального режима для Парка высоких технологий до 2049 года. И тому есть вполне логическое объяснение: цифровая трансформация экономики — ключевой приоритет развития страны, а ПВТ — главная причина быстрого роста отрасли. Беларуский парк высоких технологий имеет много явных преимуществ для других рынков именно благодаря поддержке правительства. Согласно отчёту, более 30% компаний Fortune Global 200 работают с резидентами кластера, а зарплаты в ПВТ на 16% выше, чем в компаниях, которые не являются резидентами парка.
Инфраструктура ПВТ обеспечивает основу для развития стартап-рынка, а увеличение числа людей, работающих и инвестирующих в IT, приведёт к ещё большему количеству успешных стартапов, начинающих в Беларуси. Эксперты отмечают, что благодаря законопроекту и поддержке правительства IT-сектор будет расти.
Николай Давыдов, партнёр венчурного фонда Gagarin Capital: «В Беларуси вообще нет внутреннего рынка, поэтому все сразу делают продукт для глобального рынка, а не страдают этой чушью «Мы попробуем свои силы на российском рынке, потом будем масштабировать за рубеж». Да, стартапов с международным финансированием из РБ сравнимое количество с Россией, притом что в Беларуси 9,5 млн населения. Просто это «Попробуем силы на нашем рынке, а потом туда пойдём» — это хроническое и не лечится.
В РБ у тебя тупо возможности такой нет — что-то на местном рынке продавать. На местном рынке ты можешь продать EPAM, но они все равно заставят твой продукт быть глобальным, потому что сами глобальные. А в России можно разве что МТС за 600 тыс. рублей в месяц продавать свой софт. Я могу привести сейчас конкретный стартап в пример — Робот Вера. Они полтора года назад приезжали в Штаты посмотреть — и уехали обратно «российский рынок доделывать». Ну, набрали себе клиентов по 500 тыс. рублей, наверное, а в Штатах появилось 20 таких же стартапов с технологией хуже, но они уже заняли рынок и делают миллионную выручку. Теперь Роботу Вере будет на этот рынок входить труднее даже с преимуществом в технологиях. «Мы успешны в России» не даёт преимуществ ни в продукте, ни в клиентах, ни для инвесторов. Просто тут их все знают, тут им просто. А там все с нуля».