Совет по развитию предпринимательства в современном «составе» создали еще в октябре 2017 года, но толку от него, кажется, получилось не очень много. Экономист Ярослав Романчук написал в Facebook пост с подробным разбором того, зачем Совет был нужен, и что из этого вышло. Небольшой спойлер сразу: по идее из Совета должна была получиться структура, которая помогала бы беларускому бизнесу. Но увы. Мы публикуем главное из анализа Романчука.
«Друзья, прошло почти полгода с даты утверждения нового состава Совета по развитию предпринимательства. Вот моя промежуточная оценка деятельности данного органа. Это ни в коем случае не критика конкретно руководителя Совета. Это идентификация слабостей в работе, дефектов в организации работы Совета, а также стремление превратить Совет в полноценную организацию по защите интересов и развитию национального предпринимательства.
Совет по развитию предпринимательства в его нынешнем составе был сформирован Президентом № 370 от 10 октября 2017 г. Первое заседание прошло 24 октября 2017 г. Оно было посвящено организационным вопросам, утверждению Регламента работы Совета. Согласно пункту 6.1. Регламента «заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца». Очевидно, уже в самом начале своей работы Совет нарушил собственный регламент.
Влияние, которое никто не использует
За период с октября 2017 по март 2018 г. полноценная информационная работа руководства Совета с его членами не была налажена. Поступающие предложения, документы, жалобы и т. д. не предоставлялись членам Совета за исключением случаев, когда члены Совета сами рассылали своим коллегам информационные материалы.
Сайт Совета по развитию предпринимательства не выдерживает критики. Такой информационный продукт дискредитирует Совет, является продуктом доинформационной эпохи. Именно сайт Совета должен стать основным источником информации о деятельности Совета. На сайте должны регулярно размещаться мнения, отношения и предложения каждого члена Совета. Сайт Совета должен иметь личные кабинеты каждого члена, в которых содержится информация о его деятельности.
Совет, как особый орган президента, не присутствует на самых значимых, влиятельных, популярных информационных площадках страны. До сих пор нет регулярной передачи Совета ни на одном канале ТВ (БТ, ОНТ, СТВ). Сайт Совета не используется как информационная площадка для СМИ, социальных сетей. Совета нет ни на Youtube, ни в Telegram, ни на других площадках, через которые критически важно формировать мнение о предпринимательстве, об отношении властей к предпринимательству, об инвестиционных, производственных возможностях Беларуси.
Совет не проводит мероприятия, которые могли бы стать популярными диалоговыми площадками бизнеса, власти и общества. Нет круглых столов, мозговых штурмов, интервью, обсуждения «горячих» для бизнеса, государства и общества темы и проблемы. Совет не является ньюсмейкером, не участвует в важных дискуссиях, т. е. не инвестирует в свою репутацию, бренд и общественную, профессиональную значимость. В результате такого поведения в первые шесть месяцев своего существования Совет не воспринимается ни бизнесом, ни органами госуправления, ни обществом как значимая, влиятельная структура, которая имеет полномочия, обладает административным ресурсом.
Соответственно Совет не использует свой особый статус для выработки рекомендаций Президенту по кадровой политике в экономическом блоке правительства, министерств, ведомств и местных органов власти, в системе принятия и реализации решений по поддержке национального предпринимательства.
Поддержка развития предпринимательства, которой нет
Совет не работает с потенциальными стейкхолдерами развития национального предпринимательства. Не привлекаются учёные, аналитические и мозговые центры для формирования научно обоснованного мнения и принятия решений. Советом по важным проблемам и вопросам белорусской экономической политики. Не налажен полноценный диалог с международными организациями (ЕБРР, Всемирный банк, Евросоюз, МВФ, МФК), которые имеют большой опыт и потенциал в содействии развития национального предпринимательства.
Совет не использовал возможность совместной деятельности с бизнес-сообществом по выработке, обсуждению и принятию Национальной платформы бизнеса Беларуси 2018 (НПББ). Проект НПББ-2018 не был обсуждён на заседании Совета. Совет не пригласил к обсуждению данного документа ни членов Совета, ни других производителей товаров и услуг, ни местные органы власти. Данный документ разрабатывается всеми значимыми бизнес-союзами и ассоциациями совместно с независимыми аналитическими центрами с 2006 года. Его предложения рассматриваются на ОКС-ах, Администрацией Президента и даже Советом Министров. Игнорирование Советом процесса НПББ является грубой ошибкой, которая интерпретируется бизнесом и аналитическим сообществом, как неспособность и неготовность Совета поддерживать конструктивную повестку дня национального бизнес, особенно субъектов малого и среднего предпринимательства.
Совет воспринимается не как партнёр, адвокат и защитник бизнеса, а как ещё один консультативный орган при правительстве, которые не может (не хочет, не умеет) вести принципиальный, острый разговор с органами госуправления. Конфликт интересов заложен в самом руководстве Совета, когда уважаемый А. Турчин одновременно является руководитель Аппарата Совета Министров. То же самое касается других членов Совета, которые являются государственными служащими или находятся в отношениях непосредственного или косвенного подчинения к руководству правительства. Как показали многочисленные случаи рассмотрения конкретных жалоб субъектов предпринимательской деятельности, руководство Совета не обладает возможностями для защиты интересов предпринимателей даже в ситуациях, когда нарушение их прав очевидно, когда действия органов госуправления нарушают положения указов, директив и требований Президента.
Указ Президента, который не выполнили
Согласно указу Президента № 370 Совет призван улучшить деятельность органов госуправления по раскрепощению деловой инициативы, ускорению процессов правового обеспечения инвестиционной, производственной деятельности, по превращению частного малого и среднего бизнеса в мощный локомотив развития и роста.
В начале марта 2018 г. А. Лукашенко чётко сформулировал среднесрочную цель экономической, институциональной политики: ВВП Беларуси к 2025 году должен составить $100 млрд. (в 2017 г. – $54,4 млрд.). Выполнение данной задачи требует радикально иного подхода к налоговой, регуляторной, правовой и институциональной политике.
Статус предложения члена Совета по разным проектам документов – это ни к чему не обязывающее органы госуправления субъективное мнение. Как показала практика работы над проектом декрета №7, над пакетом документов по раскрепощению предпринимательства, над налоговым кодексом и другими документами, которые представляются правительством для обсуждения, мнения членов рабочих групп, как и Совета, принимаются к сведению.
А. Лукашенко открыто сказал, что Совет должен иметь решающий голос при обсуждении актов законодательства, которые определяют параметры делового и инвестиционного климата, создают конкурентоспособные институты развития и роста. Совет ни разу не воспользовался данным правом.
Частный бизнес страдает от дискриминационных практик государственных коммерческих структур, которые де-факто злоупотребляют своим монопольным или олигополистическим статусом. Имеет место полное игнорирование требования Президента ликвидировать конфликт интересов в органах госуправления. Совет не выработал своего мнения по данной острой проблеме, не потребовал от Совета Министров прекратить дискриминационные практики, которые разрушают единое экономическое пространство внутри Беларуси, которые создают дополнительные издержки для частного бизнеса, особенно малого и среднего.
Ярким примером такого рода дискриминационного поведения являются действия Министерства транспорта и коммуникации, которое изменило законодательство так, что резко ухудшило положение частным перевозчиков, а также сотен тысяч потребителей.
Совет не занимается оценкой целого ряда инвестиционных проектов, государственной инвестиционной и инновационной программ. Целый ряд проектов вызывают бурное общественное обсуждение. Люди задают обоснованные, закономерные вопросы, на которые органы власти и инвесторы не могут ответить.
Совет не инициировал рассмотрение сам, ни поддержал предложения бизнес-сообщества, сформулированные в НПББ, по организации государственных закупок, по ценовой дискриминации государственными монополиями, по налоговой дискриминации (разные ставки, в том числе нулевые для разных субъектов хозяйствования), по улучшению платёжной дисциплины и взысканию долгов в пользу частных субъектов хозяйствования, по декриминализации экономического законодательства, а также по радикальному улучшению работы правоохранительной и судебной систем.
Наконец, Совет показал свою слабость по выполнению ещё одной своей задачи – рассмотрения обращений субъектов предпринимательства. Она является особо чувствительной для формирования доверия к Совету и её членам, а также к самому президенту. Предприниматели видят, что чиновники игнорируют или формально относятся к запросам и мнению Совета по защите интересов и права предпринимателей производителей товаров и услуг. По сути дела, Совет не содействует выполнению А. Лукашенко заявленной им функции бизнес омбудсмена.
Что делать?
Предлагаю следующее:
1) Считать работу Совета в период с октября 2017 до марта 2018 г. неудовлетворительной, принять кадровые, организационные, финансовые решения для радикального улучшения работы Совета;
2) Создать из членов Совета Рабочую группу по выработке плана действий Совета на период до конца 2019 года с указанием ответственных и объёмов финансирования; представить данный план до 10 апреля 2018г., утвердить план работы Совета до 20 апреля 2018 г.;
3) До 10 апреля 2018 г. выработать стратегию продвижения повестки дня Совета, освещения проблематики развития национального предпринимательства в СМИ, социальных сетях, других информационных, аналитических площадках;
4) Разработать и запустить современный, функциональный сайт Совета, который оптимизирует режим работы Совета по обсуждению и выработке решений, а также служит источником информации, экспертизы для белорусских и зарубежных СМИ;
5) Изменить порядок финансирования Совета, использовать возможности фандрейзинга среди организаций, которые содействуют развитию предпринимательства в Беларуси;
6) Выступить с предложением к Президенту организовать его регулярный обмен мнениями с Советом для координации действий по защите интересов национального предпринимательства выработки правовой базы для обеспечения стратегических задач развития и роста;
7) Активно использовать практику выработки кадровых предложений Президенту в отношении руководителей органов госуправления, которые блокируют развитие предпринимательства, нарушают законные права производителей товаров и услуг;
8) Согласовать с руководством Совета Министров график проведения встреч премьер-министра, вице-премьеров, министров с Советом по развитию предпринимательства;
9) Изменить регламент работы Совета: проводить заседания Совета ежемесячно;
10) Изменить режим финансирования деятельности Совета, отвязать его от Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей, обеспечить возможность получения финансовых ресурсов непосредственно Совету по развитию предпринимательства».