Исконно «наше» кино
«Наши» кинематографисты уже поездили на мопедах по Беларуси, показали Беларусь с плохой и хорошей стороны. Если верить Звягинцеву и Сигареву, в российской глубинке ещё со времен 90-х ничего не изменилось. Но если вы не постоянный зритель кинофестиваля «Лістапад», то про жизнь на окраинах других «славянских» и соседних стран вы знаете, скорее всего, из Большой Советской Энциклопедии. А там кипят самые невообразимые страсти.
Фильм «Лицо» основан на реальных событиях. Свебодзин – реально существующий польский город, в котором была построена самая высокая статуя Христа. К тому же в Польше была проведена первая в мире операция по трансплантации лица. И хотя эти события никак между собой не были связаны, режиссёру фильма удалось органично вписать столь заметные отсылки польской культуры в свой миниатюрный сюжет эпичного масштаба.
В центре внимания – добродушный длинноволосый парень Яцек, который любит свою собаку и музыку Metallica. А еще у него отличное чувство юмора. Яцек работает строителем на возведении самой высокой статуи Иисуса Христа в мире, у него есть симпатичная подружка, на которой он собирается жениться, и большая религиозная семья. Но после несчастного случая на работе главный герой получает серьёзную травму, из-за которой врачи вынуждены пересадить ему чужое лицо. Точнее, достроить его собственное.
Национальный герой на грани срыва
На самом деле, всё и до операции было не так радужно. Яцек – тот самый «парень на деревне», который в центре внимания. Но благодаря яркому образу жизни он получает не самую лучшую репутацию в своей «деревне». Детишки, пробегающие мимо него, кричат вслед «сатанист». Родственники постоянно сетуют на его длинные волосы и развязный образ жизни. К тому же несчастный случай делает из Джастина Тимберлейка местного розлива чудовище, которое вначале становится чуть ли не национальным героем, а после – объектом презрения и насмешек. Даже дети уже кричат вслед ироничное «рожа».
Современное польское общество (оно же «любое современное общество») переживает одновременно кризис и подъём гуманизма. Если во «вдохновляющей» и восхитительной начальной сцене люди готовы убивать друг друга в магазине ради модного девайса на скидке, то с каждой последующей минутой фильма эта очевидная сатира сглаживается. Каждый характер каждого отдельного персонажа прописан до мельчайшей детали. Родная сестра – единственная, кто по-настоящему любит Яцека, заботится о нём и его будущем. Мать парня считает, что в сына вселился демон, и при помощи местного священника пытается изгнать бесовщину. Это приводит к одной из самых ироничных, смешных, при этом страшных сцен фильма. И к тому же великолепной отсылке на фильм «Изгоняющий Дьявола». Остальные родственники на волне неожиданной популярности своего домочадца колеблются перед непростым решением: любить «новое» лицо семьи или ненавидеть. И только дедушка в короткой беседе сообщает герою, что тот ни капли не изменился.
Верующие, иммигранты и другие фанатики
Три основные темы фильма – прорезающиеся зубы мудрости польской национальной идеи. Это общество, институт церкви и иммигранты. С первыми всё, в принципе, понятно; в фильме за всех остальных приезжих перепадает цыганам, которых церковные деятели иронично называют мусульманами. Это противостояние национальностей длится не один год, и люди уже вроде как попривыкли друг к другу. Другое дело – сами поляки. Внутри своей страны они хозяева и все поголовно национальные герои. От пьяниц в магазине, стреляющих на выпивку, до местного священника, который не без чувства вины кладёт пожертвования на лечение Яцеку прямиком в карман. Эти герои готовы растерзать друг друга за дешёвые телевизоры во время распродажи нижнего белья. Звучит как бред, но это сатира в сатире, почти как в фильме «Начало», но более низменно и нелепо. Третья – она же самая главная для режиссёра – проблема института церкви. Именно института, не отдельных верующих и не веры в бога в целом. Это очевидно проглядывается в самых смешных сценах фильма, которые как раз и относятся к высмеиванию церковных пороков. От упоминаемой уже шутки с изгнанием бесов до повёрнутой в неправильную сторону головы Христа. Становится очевидно, что режиссёр сама выросла в подобной атмосфере – с такой искренней любовью она смеется над собственной религией.
Яцек Яцеку волк
Но самый очевидный и первостепенный вопрос фильма – жизнь и трагедия одного человека. Внешне Яцек изменился, и не в лучшую сторону. Его проклинают, его обвиняют во всех смертных грехах, но он всё тот же парень, который любит слушать Metallica и хочет уехать в Лондон, хотя и знает английский только по песням любимой группы. За ширмой всех насущных проблем в фильме замаскирована одна единственная тема – одиночество человека. Режиссёр не даёт ответов на этот вечный вопрос, но показывает отличное направление, в котором стоит двигаться, чтобы к нему прийти. Такое аутентичное кино уже набралось опыта и готово предстать перед массовым зрителем, ведь оно получило главное, чего ему не хватало – доступность. Оно готово со всего размаху вклиниться в стройные ряды голливудской драмы и эпичных блокбастеров и будет органично себя чувствовать среди многолетних гигантов.