Люк Бессон – воистину гениальный трудоголик кинематографа. Он знаменит своими головокружительными боевиками, захватывающими научно-фантастическими приключениями, и даже качественной мультипликацией. Он то снимает, то пишет, то продюсирует. Сценариями и продюсированием он отметился и в «Такси» – франшизе, которая у людей от 20 до 30 лет крепко ассоциируется с детством. И не верьте злым языкам, которые принижают непорочный, чистый и наивный юмор всех этих фильмов. Ведь у каждого из нас сердечный ритм набирал обороты при виде знакомого белого пежо в кадре. Мы получили четыре отличных фильма, дополняющих друг друга, не скатившихся в абсолютный трэш и отмывание денег. История закончилась именно тогда, когда это нужно было, хотя потенциал фильма, даже на момент выхода четвертой части, был ещё далеко не исчерпан.
Но прошло одиннадцать лет и мы получили то, что получили. Или заслужили, как кому угодно.
1. Сценарий уровня первокурсника «кулька»
Сценарий новой части «Такси» писал уже не Бессон. Да и время сегодня не то, чтобы вдохновляться комедией прошлого столетия. Авторы в каждом кадре будто пытаются выдавить ностальгические нотки из каждой детали, при этом скатываясь в пародию на самих же себя. Это было бы уместно в отдельном фильме, не связанным с уже созданной ранее историей, но точно не так. Сюжет фильма рассказывает историю незнакомых нам персонажей, один из которых оказывается племянником того самого Даниеля, который, к слову, улетел жить на Канары. Второй – сотрудник парижской полиции, которого переводят в Марсель, отрабатывать свои грехи. Каждый сценарный ход выглядит искусственно, ты невольно отказываешься верить этому, потому что уже на первых минутах фильма всё скатывается в откровенную клоунаду. Чтобы вы понимали, фильм открывается сценой, где человек арабской национальности подвозит на знаменитом пежо козу, привязанную верёвкой к сидению. К тому же идея поменять характеры главных героев кажется сомнительной. Здесь полицейский – водитель от бога, а простой парень – просто парень, который вроде бы и помогает справляться своему напарнику со всеми невзгодами, но его безобразное поведение терпит тотальное фиаско, хотя и является объектом самых смешных шуток картины. Единственная сцена, которая действительно вызовет приступ ностальгии – эпичная нарезка из прошлых частей, удачно вкраплённая в рассказ о подвигах Даниеля и Эмильена.
2. Юмор по колено
Шутки – одновременно слабая и сильная стороны фильма. Это единственное, что его вытягивает в определённые моменты, но это и главное, что гробит впечатление на корню. По уровню юмора фильм делится ровно на три части: первая – ностальгическая, где авторы всеми правда и неправдами стараются выдавить из зрителя скупую слезу. Но получается неумело, глупо и чересчур. Вторая – надорви живот, а третья – «на этом наши полномочия – всё»… Время «Такси» прошло, все фирменные приёмы рассмешить зрителя от глупых и нелепых ситуаций с серьёзными людьми до комичных новелл в духе популярных ситкомов, уже не работают. Даже закадровый смех не помог бы понять, где нужно улыбаться. Порой хочется просто закрыть лицо руками и провалиться под землю, испанский стыд за этот фильм берёт своё.
3. Персонажи из психушки
Чтобы не быть излишне категоричным, хочу отметить, что каждый из персонажей картины запоминается. Идиотскими поступками, кривлянием или полнейшим безумием вроде падения с моста на машину с целью полной её остановки. И неважно, это герои прошлых фильмов с теми же фирменными скетчами или новые персонажи, поступки и мотивацию которых не объяснил бы даже Шерлок Холмс. Карикатурность героев упала до уровня самокривляния, клоунады и сортирного юмора, который может быть хорошим, но не здесь. Тут вы увидите лишь пародию на старый-добрый фильм «Такси» и попытку выжать актуальность из ветхих, всеми почти забытых шуток.
4. Логика не порок
Зачем этот парень полез через ворота? Почему бандиты при удобном случае не схватили полицейского, который за ними гнался? Как можно было не заметить здорового мужика, лежащего на шкафу в комнате? Много вопросов возникнет по ходу сюжета. Но не обращайте на всё это внимания, ведь сейчас стало модно снимать то, что никогда не произойдёт в реальной жизни. Кино – это же в первую очередь развлечение, а не способ запечатлеть момент. Зрители, полагающиеся на здравый смысл, будьте осторожны при просмотре новой части «Такси», она может стать виновником вашего нервного срыва или потери веры в кинематограф.
5. Хотелось бы подинамичнее, но чтобы не укачивало
Внимание: от бешеного ритма фильма вас может подташнивать. Но это не идёт боевику на пользу. Сумбурность происходящего сглаживает только качественная музыка, с которой у французских киноделов всех мастей никогда не было проблем. Музыка и монтаж под эту музыку – это единственное, что заставляет смотреть отвратительно снятые экшн-сцены до конца. Бессмысленно, беспощадно и абсолютно неуместно даже в фильме, про безбашенного гонщика. Ни в какое сравнение со свежим и новаторским «Малышом на драйве» это не идёт.
«Такси 5» можно сравнить с переменчивым настроением беременной женщины: он то заставляет смеяться над глупостью происходящего на экране, то скатывается до совершенного бреда, то выстреливает остроумной шуткой. Но самое страшное то, что хоть фильм и окончательно закрывает историю Даниеля и Эмильена достаточно нелепой концовкой, в нём есть незамысловатые намёки на продолжение.