о белорусских, 34mag — о выборочных европейских, W-O-S делает упор на впечатления и опыт, а героический Look At Me составляет масштабный обзор 30 самых популярных. Весь год журнал КУ исправно публиковал отчеты с впечатлениями молодых белорусов о фестивальной жизни, подбивая читателей собрать рюкзак и ринуться в дорогу.
За неделю до одного из главных европейских фестивалей — Heineken Open’er, который проходит совсем близко, в Польше, мы выдаем еще один мотивирующий бросок. В этот раз восемь смелых белорусских ребят делятся практическими советами о том, как быстрее добраться, удобнее расположиться, увидеть больше и с меньшими затратами на фестивалях по ту и эту сторону Атлантики.
HEINEKEN OPEN’ER
Польша, Гдыня, 4–7 июня
Даня Елагин – архитектор, музыкант; Лена Григорович – pr-менеджер Location Hostel
Как лучше добраться
Даня: Мы всегда добирались на электричках: это самый дешевый и распространенный способ. Если едете веселой компанией — то идеальный, только можете наплевать на сон уже с самого начала путешествия. Добираешься до Гродно, Кузницы, оттуда в Белосток, ну а там есть отличный и очень дешевый вариант ехать до самой Гдыни на двух электричках. Время пересадки с одной на другую где-то в районе 20 минут, главное — не опаздывать. Расписание здесь: rozklad-pkp.pl.
Лена: Автостоп, автостоп! Если сначала из чистого любопытства, то потом из экономической выгоды. Главное в этом деле начать и не бояться. Однако остерегаться: украинских и российских номеров на фурах, вопросов водителя о цене и наличии украинских/молдавских корней, двух водителей в фуре. И даже если вы очень спешите, и холодно, и голодно, и вообще надоело — не садитесь в машину к тому, кто не вызывает у вас доверия, хоть он и остановился. Такие меры предосторожности только потому, что автостопом ездила исключительно в женской компании.
Жилье
Даня: Мы всегда жили в палатках, и это, конечно, безумно весело. Свежий воздух, куча интересных людей, походные условия и дух фестиваля с самого утра, когда ты высовываешь нос из палатки и через минуту уже выпиваешь со своими новыми соседями из Нидерландов.
С палатками самое главное — это занимать места не за час до начала концертов. Лучше приезжать хотя бы ночью перед первым днем — и раскладываться поближе к самому фестивалю. В противном случае место ваше будет в полной жопе.
Лена: Если фест — то обязательно кемпинг. Главное — ставить палатку там, где ты ее сможешь найти в любое время суток, в любом состоянии. Хостелы, каучсерфинг и хоспиталити — это тоже хорошо, но не в случае с конкретно этим фестивалем.
Контингент
Даня: Как-то у нас не было никогда ни с кем проблем. Тусить нужно с теми, кто мешает спать. В основном англичане, конечно, шумные.
Лена: Главное — не зацикливаться на земляках, а начинать познавать мир через тех, кто в нем, помимо белорусов-русских-украинцев, как оказывается, живет.
Расположение сцен
Даня: Две самые большие (main и tent stage) располагаются почти на разных концах фестиваля. Если вам нужно добраться от одной к другой, это где-то минут 15 пробежки. Самый охрененный звук в tent stage — огромном шатре, где практически нет звуковых ям и все слышно просто замечательно. Main stage, конечно, подкупает своим размером и масштабностью, там — все главные хедлайнеры. Лучшее место для меня — перед режиссерским пультом: отличный вид всей сцены и волна звука.
Лена: Не фанат первых рядов вообще. Нужно много пространства, чтобы не сковывать себя в движениях и эмоциях. Мой совет: не стоит зацикливаться на хедлайнерах, и иногда можно помыться под них в душе или променять на какого-нибудь неизвестного артиста, неудачно поставленного в лайнапе.
Хитрости и прочие замечания
Лена: В самый первый день в зоне сцен раздают много бесплатного рекламного барахла: от ковриков и подушек до презервативов и зубных щеток. Тут главное не стесняться. Дают — бери. Хитростей-уловок не знаю, все по наитию. Оказаться в нужном месте в нужное время. Для охоты за трусами, медиаторами, автографами очень ленива.
Что смотреть в городе
Даня: В Гдыне есть красивый порт, можно довольно дешево покататься на пиратском судне в открытом море. А вообще это обычный город с кафешками и магазинчиками, хороший такой, красивый, как раз для того, чтобы позавтракать и отдохнуть перед концертами.
EXIT
Сербия, Нови-Сад, 12–15 июля
Юра Кузнецов – дизайнер; Ксюша Корзун – UI/UX дизайнер
Как лучше добраться
Ксюша: fly2exit.org — вот сайт для заказа билетов. Чем раньше заказать, тем дешевле получится. Мы покупали за две недели, заплатили что-то вроде 700 баксов на троих, и это за 2 недели! Летели до Москвы на самолете, потом в Белград.
Юра: Автостоп, конечно, но никогда не пробовал: по времени дольше, а я ограничен в нем, так как езжу во время отпуска. Да и спокойнее отдать на билет и знать, когда ты прибудешь. Круто, если едешь с компанией друзей на своей машине, в автобусных турах можно найти интересных людей, даже друзей впоследствии. Ryanair и Wizz Air всегда в помощь. Только стоит заранее бронировать, чтобы было дешевле.
Жилье
Ксюша: В Белграде нас встретили работники фестиваля, они нам подогнали такстиста, а таксист — хостел за 50 баксов на человека. Далее мы доехали до Нового Сада (где и проходит сам фестиваль) на такси, стоило 20–30 евро. Потом зачекинились и пошли ставить палатку. Места много, душ и остальная инфраструктура в порядке.
Юра: Жить в гостинице или хостеле, по-моему, бредовая идея: весь смак фестиваля — это кемпинг-зона!
Контингент
Ксюша: 80% — англичане, а вот сербов совсем немного. Хотя на Exit хватает рок-команд, фестиваль это все же электронный, куда приезжает много нердов, поэтому в целом было поспокойнее.
Юра: Тусить круто со всеми, кроме англичан: меня они вечно раздражали. Неадекватное пьяное быдло, а еще называют себя ВЕЛИКОбританцами! На Exit это особенно проявляется: пиво по полфунта и все виды наркотиков. Я люблю тусоваться с местными.
Расположение сцен
Ксюша: На Exit много разных сцен, некоторые находятся близко друг от друга, а некоторые, соответственно, не очень. Сам фестиваль от кемпинга на приличном удалении, куда нужно очень долго топать в гору.
Юра: Расстояние между сценами не слишком большое, но добираться от сцены к сцене сложно: мероприятие проходит в крепости с кучей лестниц и коридоров. Так что быстро сменить сцену не получится.
Есть несколько способов пробраться к сцене. Самый простой — подождать заранее в первых рядах. Но если оказаться под сценой все же не удалось, есть варианты: 1) включить наглеца (можно получить в глаз); 2) выловить паровозик из людей, стремящихся к сцене (получить в глаз может только локомотив вашего состава, а вы в хвосте в полной безопасности и, может, даже держите за талию прекрасную шведку); 3) в ликующей толпе прыгать вперед и кричать, показывая, что вы ярый фан и хотите поближе, — никто не смутится, что вы потихоньку пропрыгиваете все ближе и ближе. Конечно же, нужно просить у всех прощения и благодарить, желательно на французском.
Я лично не фанат стоять под сценой: мало звука и много давления сзади. Лучший звук и люди всегда где-то в золотой серединке, в метрах 20–40 от края сцены.
Хитрости и прочие замечания
Ксюша: Дождевик, резиновые сапоги и фонарик. Только удобная обувь (желательно на не очень тонкой подошве), так как на территории фестиваля большую часть времени придется ходить по брусчатке, и ноги потом просто адово болят! Поэтому флип-флопы или сандалии — не вариант.
В Новом Саду очень много недорогих кафе, где можно покушать, но имейте в виду, что порции у сербов просто огромные, поэтому лучше заказывать на двоих или троих. Агкоголь на фестиваль проносить нельзя: на входе покупаешь за деньги жетоны (они разные: есть на напитки, на воду, на вино, на пиво) — и потом уже берешь за эти жетоны то, что будешь пить.
Юра: В Сербии очень любят русских и белорусов — славян, в общем. Поэтому когда сербы узнают, откуда вы, они сразу же меняются в лице и начинают улыбаться. Всегда пробуйте местную кухню, идите туда, где едят местные. В этом плане хороший показатель «народности» заведения — ни разу не англоязычные официанты. Нужно пробовать страну на вкус!
KAZANTIP
Украина, Крым, поселок Мирный, 31 июля — 15 августа
Саша Грозевский – журналист, iloveminsk.by
Дорога/билеты
Этот фестиваль был всю дорогу бесплатным, пока не переехал в Евпаторию. Для меня он продолжает быть бесплатным. Сделать липовую аккредитацию не так уж и сложно, как показывает практика. Через забор лучше не лазить: местные тихари быстро сдадут вас.
Конечно, добираться удобнее самолетом. С поезда вас снимут где-нибудь в Запорожье по жалобам трудящегося коллектива, едущего в соседнем купе отдыхать на нефтяные пляжи Феодосии. Опоздание на поезд в Мелитополе или Джанкое совершенно в порядке вещей. А еще можно купить курочку с картошкой у бабушки на велосипеде и отлично потом провести время вдали от вашей компании. Поэтому не думайте и летите самолетом. Сэкономить тут не получится.
Жилье
Все уже давно приготовили заботливые жители Мирного и Поповки. Поэтому тут все зависит от вашего фарта и кошелька. Конечно, жить лучше в Поповке. Раньше тех, кто селился в палатках, закидывали камнями, а вещи бесследно исчезали. Но теперь палаточный городок огорожен. Музыка здесь не стихает ни на минуту.
Контингент
Людей столько, что скоро вы потеряетесь в бесконечной череде новых знакомых-незнакомых. Контингент самый разный. Приехал Богдан Титомир, ну, так у его собаки сначала ошейник золотой украли, потом колеса хаммера спустили, а через какое-то время еще и морду ему набили.
Когда-то еще неизвестную группу 5`nizza пригласили сыграть на главной сцене Kazantipa, а оказалось, что на главной сцене не получится, идите играйте на малой. Ну, они послали их и в четыре утра такой концерт дали в двух метрах от воды, что многие после еще долго с песка подняться не могли. У каждого на Kazantipe есть своя знаменитость, поэтому не торопитесь жить, она вас сама найдет.
LOLLAPALOOZA
США, Чикаго, 2–5 августа
Саша Тетера – путешественница; Ксюша Корзун – UI/UX дизайнер
Дорога/билеты
Саша: Я летела на самолете из Нью-Йорка, и это обошлось примерно в 250 долларов до Чикаго. На автобусе будет гораздо дешевле и займет почти сутки: до Бостона, например, четыре часа за 15 долларов.
Ксюша: Билет стоит 95 долларов на один день. Если очень заранее (еще не зная лайнапа), то может стоить 75. На все три дня будет 230 долларов. Что очень недешево для фестиваля.
Жилье
Саша: Я почти уверена, что будет трудно найти какой-нибудь отель, тем более дешевый, потому что масштаб мероприятия просто огромный: 95 000 как никак было в 2010-м. Очень рекомендую найти место на каучсерфинге, если хотите сократить расходы на жилье.
Мы останавливались у одного знакомого промоутера выступающих групп, у которого был доступ к чему угодно, но даже мы не попали за сцену. Совет: тусуйтесь с людьми из VIP (с браслетом другого цвета): они точно знают, где будут проходить крутые ночные вечеринки. Лучше покупать билет как можно раньше, но нужно дико мониторить, когда они их начинают продавать, — думаю, что после февраля где-то.
Ксюша: В основном сюда съезжаются американцы со всех штатов, так что они, скорее всего, останавливаются у знакомых или на каучсерфинге. Кемпинга нет. Это фестиваль дневного типа, концерты обычно с 9 утра до 10 вечера.
Расположение сцен
Саша: На «Лолле» нет кемпинга. Очень раздражало, когда люди просто сидели на траве с утра поближе к сцене, и хрен ты проберешься близко. Но я думаю, что такое встречается везде (на Outside Lands было то же самое). Очень понравились гамаки и chillout zone в теньке.
Хитрости и прочие замечания
Ксюша: На территории фестиваля еда дороже, чем в городе, поэтому лучше всего заранее закупиться в каком-нибудь магазине.
Что смотреть в городе
Саша: Мы были там всего три дня и почти все время на фестивале. Обязательно сходите в Музей современного искусства МоМА.
Ксюша: Chicago Art Institute — к этому заведению прикреплены очень крутые магазины, где продается огромное количество книг, сувениров и других радостей жизни. Millenium Park — там все лето проходят бесплатные концерты, расписание можно взять в самом парке. Классика, джаз, электро, опера, театральные постановки — все это бесплатно. Поэтому вечером сотни людей приходят с пледами, раскладными стульчиками, вином (на территории парка, кстати, можно пить алкоголь, в отличие от города) и прекрасно проводят время.
Нельзя не отметить озеро Мичиган — эдакое «чикагское море». Набережная Мичигана очень длинная, можно проводить там целые часы, даже не следя за временем: яхты, вечернее небо, много бегунов, велосипедистов и любителей сигвеев. И конечно, ваша поездка в Чикаго будет неполной, если вы не сходите послушать джаз. В принципе, джаз-клубов в городе настолько много, что, где бы вы ни были, всегда можно найти что-то неподалеку. Мне лично нравится «Andy's Jazz», потому что, кроме отличных музыкантов, там есть довольно приличное меню, так как в большинстве клубов, как правило, работает только бар.
Но даже если вы приехали только на «Лоллапалузу» и у вас совсем мало времени — просто проведите его на Мичиган-авеню, недалеко от которой проходит сам фест. Здесь есть много достопримечательностей, красивейших фонтанов, арт-объектов, кафе и магазинчики. А когда надоест вид небоскребов и захотите европейского уюта, сходите в Старый город.
РAKETA
Россия, Санкт-Петербург, 4–5 августа
Володя Икс – любитель концертов
Как лучше добраться
Фестиваль проходит в скейт-парке «Ракета», который находится в Петергофе в 10 минутах ходьбы от известного дворцово-паркового ансамбля. Из Минска в Питер можно добраться любым удобным образом (прямой рейсовый автобус, поезд или автостоп), c Балтийского вокзала на электричке (около 50 российских рублей) до станции Новый Петергоф, от станции пешком около километра.
Жилье
Фестиваль проходит два дня, то есть переночевать надо лишь раз. Обычно приезжие размещаются в спальниках прямо в пулах для катания в скейт-парке.
Расположение сцен
На «Ракете» две сцены: большая и малая. Большая находится в огромном помещении с пулами для катания, малая — на втором этаже здания. На большой вроде как выступают группы поизвестнее, на малой, соответственно, наоборот, хотя такое деление довольно условно.
Хитрости и прочие замечания
Раздач автографов и бэкстейджа нету ввиду специфики фестиваля. Огромный плюс для скейтеров: можно между выступлениями покататься в скейт-парке. В первый день до начала концертов проходил турнир по футболу, команду желательно было заявить заранее. Вечером на малой сцене поставили проектор и крутили кино.
Что смотреть в городе
Стоит задержаться хотя бы на день в Питере, погулять по городу. В этом году планируются какие-то концерты перед «Ракетой» и после, так что можно посетить и их. К сожалению, известный в узких кругах клуб\социальный центр «V-club» временно прекратил свое существование, а раньше можно было посетить мероприятия там. Во время фестиваля очень здорово утром на второй день сходить в парк с фонтанами в Петергофе. В прошлом году ребята перелазили через забор — ну, пусть каждый решит для себя, приемлемые ли там цены за вход.
WAY OUT WEST
Швеция, Гетеборг, 9–11 августа
Лия Сафина – архитектор, редактор газеты «КГ»
Как лучше добраться
В Гетеборг летают прямые рейсы Ryanair из Каунаса, однако билеты не всегда есть и не всегда в нужные дни. В моем случае получилось как раз второе, и я решила лететь на день в Стокгольм, а оттуда добираться на поезде. Шведские поезда довольно дорогие (билет на мой маршрут стоил порядка 100 евро), но дико комфортабельные и футуристичные: например, двери в туалеты и между вагонами совсем без ручек — открываются, если взмахнуть перед ними рукой.
Если вы решите ехать на поезде, важно прибегнуть к одной хитрости: всегда смотрите шведскую версию сайта wayoutwest.se через гугл-переводчик: там есть специальные скидочные коды на поезда для обладателей фестивального билета, на английский эту часть почему-то не перевели.
Жилье
Кемпинга на Way Out West нет, поэтому лучший вариант, который можно выбрать, – каучсерфинг. Гетеборг небольшой, здесь повсюду добираются максимум за полчаса на трамвае. Многие шведы сами волонтерят на фестивале, поэтому убивается сразу табун зайцев: и отличная компания, с которой вместе возвращаетесь домой, и инсайдерские секреты бэкстейджа.
Расположение сцен
Все сцены расположены очень близко: от одной до другой всего пять минут. Курсировать между ними легко и приятно, однако в первый день можно заблудиться среди промопалаток: карты на входе не выдают. Среди фестивальных тентов — площадка с бесплатной игрой в плейстейшен, мини-танцпол с кислотной музыкой, много дорогой еды и традиционный фестивальный мерч. Около сцен часто раздают бесплатную воду и попкорн от спонсоров.
Поскольку публика на 90% состоит из вежливых шведов, пробраться в первые ряды можно почти на каждом выступлении (если заходить с боковой части, а не с задних рядов), кроме лютых хедлайнеров.
Что смотреть в городе
В первую очередь нужно сходить в туристический инфокиоск на главной улице города и взять карту — там бесплатно отвечают на все вопросы, обводят маркером нужные места и рассказывают, где обедают местные.
SZIGET
Венгрия, Будапешт, 6–13 августа
Юра Кузнецов – дизайнер
Жилье
Кемпинг на самом фестивале, поэтому лучше ставить палатку на видном месте. Возле main-сцены вообще круто: после двух уже никого нету, так как все сваливают на другие сцены.
Расположение сцен
Мне всегда нравились захолустные маленькие танцполы и сцены: там можно обнаружить музыкальные ништяки и интересных людей. Поэтому не стоит гоняться по самым большим сценам за громкими именами! Я не любитель автографов и никогда не стремился за кулисы. Но часто можно выловить музыканта прямо на территории фестиваля, спокойно гуляющего и рассматривающего достопримечательности.
Хитрости и прочие замечания
Так много бесплатных ништяков, как на Sziget, я нигде не видел! Акции, конкурсы, аттракционы, спорт-площадки — вот где по-настоящему кайф для активного туриста. Правда, если хочется посмотреть Будапешт (а там есть на что посмотреть), все на территории фестиваля попробовать на зуб не получится никак!
Что смотреть в городе
Смотреть надо все, что успеваешь. Я люблю помимо центра успеть сгонять и на окраины городов: только там понятна настоящая суть города. Отличный вариант — съездить на день в Вену на скоростном поезде, полтора часа — и ты в бывшей столице Австрийской империи.
READING/LEEDS
Великобритания, Ридинг, 24–26 августа
Лия Сафина – архитектор, редактор газеты «КГ»
Дорога/билеты
На фестиваль я ехала впритык и без билета: их разметают в первые же пару часов после поступления в продажу, еще весной. Четырехдневный стоит порядка 200 фунтов.
План был такой: купить билет с онлайн-аукциона или с рук прямо на месте. Первое оказалось довольно затруднительным, и я в полной боевой готовности пришла с самого утра к фестивальному входу с картонкой «NEED A TICKET!». Сказать, что за пять часов охоты на билет боевой дух подбили — не сказать ничего. Билеты почти не продавали, кругом было лишь несколько перекупщиков, заломивших цены от 500 до 900 фунтов. Я отчаянно слонялась до вечера и уже смирилась с поражением, когда ко мне и моей унылой картонке подошел рыжий мужчина около 50 и предложил купить однодневный билет на завтра — по цене 200 фунтов. Я решила, что Адам Грин, Yeasayer, Foals и CSS стоят того, и вообще, один день лучше, чем ничего, — и согласилась.
На этом эпопея не закончилась: я твердо решила во что бы то ни стало остаться на фестивале нелегально и до конца — еще на два дня. Спрятаться под сценой, попроситься под прилавок, все что угодно — меня не могло остановить ничто и никто. Однако все решилось спонтанно и просто.
Как только я попала к сцене и прошли первые пару команд, я придумала решение! Быстро стянув через запястье браслет (точнее сказать, чуть не изнасиловав собственную руку), я спрятала его подальше в сумку и с несчастным видом подбежала к охраннику. Мол, sir, что же мне делать: только что в слэме под The Subways мне сорвали браслет, помогите, караул! Тот смерил меня подозрительным взглядом, в ответ на который я состроила еще более щенячьи глаза и сделала ставку на «Oh, come on! Вы же видите, что я в зоне сцен. Как я, по-вашему, сюда без браслета попала?». В конце концов он сдался и отвел меня к стойке обмена билетов, где я написала заявление и получила, конечно же, четырехдневный браслет! Сейчас я удивляюсь сама себе, потому что после этого мне еще хватило ума выйти за пределы фестиваля и продать свой однодневный браслет девушке с тонким запястьем по себестоимости за 50 фунтов. Адреналин творит чудеса!
Расположение сцен
На фестивале предусмотрен невероятно огромный кемпинг — наверное, он уступает лишь Гластонбери в размерах. Палаточный город разделен на сектора по цветам: белый, зеленый, красный и так далее, а, они в свою очередь, — на улицы. Потеряться невозможно, потому что все до ужаса логично.
Сцены большие и расставлены так, что удобно смотреть даже издалека. На хедлайнеров намного круче отходить чуть назад, во вторую треть от сцены: так ощущаешь и атмосферу, и полностью видишь все декорации и фейерверки, которыми часто злоупотребляют большие артисты. Звук отличный везде.
Фотографии: Юра Кузнецов, Саша Тетера, Лия Сафина, Raketa Fest