Красные фонари погасли. Как образовательный туризм победил даже амстердамские кексы

Проекты • Мария Войтович
Журналист KYKY прокатилась по Европе вместе с беларускими студентами и рассказала, что необходимо знать о городах, в которых правит свобода, любовь и красивая архитектура. Мы расскажем, мимо чего нельзя пройти в Брюсселе и Роттердаме. Почему в Квартале красных фонарей в Амстердаме скучно и где лучше провести здесь свободное время? Напрягают ли немцев в Берлине беженцы, и что чувствуешь, гуляя по лабиринтам серых плит мемориала, установленного в память о жертвах нацизма.

В ноябре небо над Минском становится серым и непроглядным, как пуховый бабушкин платок. Столбик термометра беспощадно опускается все ниже – и все труднее настраивать себя выходить из дома в промозглое туманное утро. В это время хочется сидеть в тепле, пить горячий шоколад, листать страницы пожелтевших книг, смотреть кино, чистить мандарины и с нетерпением ждать Рождества. А еще, именно в ноябре, почему-то, так тянет закинуть в рюкзак шерстяные носки, свитера и паспорт – и убраться отсюда, как можно подальше, хотя бы на недельку.

Мне повезло. Приглашение прокатиться с беларускими студентами по Европе в рамках образовательной программы по маркетингу от компании Edu Travel, прозвучало этой осенью так кстати, будто космос поймал мой посыл и решил ответить взаимностью. «Сначала мы отправимся в Берлин, где нас ожидает экскурсия и встреча с профессурой университета, затем поедем в Амстердам и поселимся в коттеджах живописного парка отдыха, разбитого неподалеку от города. Там тоже запланирована обширная программа. Еще посетим Роттердам, Брюссель и Дрезден…» – я слушала, что мне говорит представитель компании, и чувствовала, как по телу разливается предвкушение богатой на впечатления дороги. В общем, так оно и вышло.

Уже подъезжая к белорусско-польской границе, мы заметили, что небо становится все чище и чище, а над территорией Польши тучи и вовсе рассеялись. Солнце слепило глаза, ребята знакомились друг с другом, шумели, рассказывали какие-то студенческие истории. Иногда автобус останавливался, чтобы можно было перехватить на заправке что-нибудь съестное, выпить кофе и размять ноги, потом мы снова возвращались в салон и сопровождающий группу преподаватель читал лекцию, параллельно обсуждая с ребятами тонкости маркетинга. В перерывах – спали, смотрели кино, играли в игры. Время летело незаметно, насколько это возможно в путешествии на автобусе: мы переночевали в транзитном польском отеле, позавтракали и, спустя несколько часов уже фотографировались на фоне Рейхстага и загадывали желания, проходя сквозь Бранденбургские ворота.

История первая. Берлин

Прогулка по столице Германии началась с посещения частного Bbw University of Applied Sciences, открытого в 2007 году в ответ на высокий спрос квалифицированных специалистов и руководителей. Нас водят по этажам, показывают, в каких условиях здесь учатся студенты, предлагают присоединиться к ним в будущем. Ребят впечатляет просторная современная библиотека и верхний этаж здания. Вместо привычных в беларуских вузах столовок с невкусным картофельным пюре – уютное кафе с мягкими диванами и выходом на огромную террасу, откуда открывается вид на весь город. А у нас в некоторых корпусах вузов меняют окна столетней давности.

Нас пустили на лекцию, где профессор рассказывал, какие нюансы имеются в, вроде бы, успешной немецкой экономике – мол, все хорошо, но могло бы быть еще лучше, если бы государство уделяло больше внимания инновационному пути развития. Оказывается, большинство немецких компаний были основаны еще до войны – тут принято совершенствовать то, что уже давно работает, хотя, по мнению людей, это не всегда работает. Зачем улучшать качество того, что уже и так хорошо оправдывает свое предназначение? Это время можно было бы потратить на развитие того, что на самом деле требует поддержки.

HTML

После экономических дебатов идем на экскурсию по городу. Наш гид Андрей Майер много лет назад переехал сюда с семьей из Украины. Во время прогулки он показывает нам главные достопримечательности Берлина, а я по пути обращаю внимание на пронумерованные деревья. Наш спутник объясняет: немцы большое внимание уделяют охране природы, вот и нумеруют каждый ствол.

Пока ребята фотографируются возле Бранденбургских ворот, спрашиваю Андрея о беженцах. «Еще в 1684 году был издан Постдамский указ, призывающий к переселению на немецкие земли всех желающих, оговаривая при этом социальный статус и экономический ценз переселенцев, а также их религиозную принадлежность, – объясняет собеседник. – Людям, желающим переселиться, на официальном уровне обещали пособие по переселению, подробные путевые указания (маршруты) и проводников, бесплатный провоз денег, недвижимости и товаров, право селиться бесплатно в пустых и заброшенных домах, участки земли для строительства и стройматериалы, освобождение от налогов и податей на десять лет и так далее. Разумеется, многие воспользовались этим правом. Спустя время тот указ помог немцам наладить четкую систему взаимодействия с приезжими (например, после Второй мировой нужно было срочно отстраивать государство, поэтому в Германию принимали всех желающих помочь с предложением дальнейшего проживания.

После войны приехали итальянцы и турки, которых много здесь и теперь. Так что сегодня никакого страха, связанного с беженцами, как мне кажется, нет вообще.

Я сам живу здесь 15 лет. За это время ни разу не было конфликтов на экономической, религиозной или какой-либо другой почве. Вдобавок, самое главное, в школах и университетах идет пропаганда того, что, в первую очередь, мы все – люди. Национальность и вероисповедание значения не имеют. А для беженцев, которые пришли сюда последними, было подготовлено жилье, программы, языковые и профессиональные курсы. Все направлено на обучение и трудоустройство. Посмотрите по сторонам – вы видите беженцев? В лучшем случае, мы встретим их вечером, гуляющими после нелегкого дня». Андрей собирает группу, проверяя, все ли на месте, а мне на прощание улыбается уличный шарманщик.

HTML

Мы быстро куда-то идем и в скором времени оказываемся на огромном мемориале, установленном в память о евреях – жертвах нацизма (проект деконструктивиста Питера Айзенмана). После разговора о беженцах рассказ о беспощадности Гитлера приобретает современный подтекст. Это огромное поле из более чем 2700 серых плит с такими узкими проходами, что гулять между ними возможно лишь в одиночестве. Я хожу по серому лабиринту и прокручиваю в голове фразу из беседы с Андреем: «в первую очередь, мы все – люди».

История вторая. Амстердам

Дорога из Берлина привела нас в парк отдыха с огромным водохранилищем и яхтами, кроликами, котами и прочей живностью, с которой мы познакомились лишь на следующее утро. «Смотри, смотри, смотри!» – я проснулась от криков, доносящихся с первого этажа коттеджа, где мы поселились вместе со студентками. «Вы представляете, мы открыли дверь на террасу, а там – озеро и птички!» – объяснила мне одна из девушек причину криков. Я тоже открыла дверь – навстречу мне шел огромный упитанный лебедь. Рука тут же потянулась за хлебом и камерой. А потом мы завтракали на залитой солнцем террасе. Я сидела и вспоминала знакомых минчан, которые накануне поездки с недоумением спрашивали: «Зачем путешествовать в такой холод и серость?»

HTML

HTML

Через полчаса автобус уже вез нас в Амстердам. За несколько дней, проведенных в этом городе, мне особенно запомнились не кексы в кофешопах, а посещение Музея и фабрики алмазов (специалисты, которые работают со всей этой красотой, должны учиться не меньше восьми лет!). Здесь нам рассказали, какими бывают алмазы и как определить их качество, а еще провели по мастерским и поэтапно продемонстрировали, как обрабатываются одни из самых красивых и дорогих камней в мире.

Второй якорь, который я кинула в этом городе, попал в Музей кино, размещенный в современном здании на берегу реки Эй, по которой мы прокатились на пароме. Почему сюда надо идти? Во-первых, можно заказать бокал пива или чашечку кофе и насладиться прекрасным видом на реку за столиком у гигантского окна в кафе на первом этаже. Во-вторых, этот музей был открыт на базе Голландского исторического архива фильмов, основанного еще в 1946 году. В одном из залов можно рассмотреть аппаратуру, на которую раньше снимали кино. Все очень интерактивно. Есть зал, с невероятным количеством маленьких экранов, где, в зависимости от жанров и года выхода картин, можно посмотреть их отрывки. Кое-где можно встретить пометки, вроде «эта пленка хранится исключительно в музее Амстердама». В других залах – тоже полно интересного. Например, заходишь в полную темноту, а там экран, на котором показывают кино с яркими спецэффектами – звук и воспроизведение настолько крутые, что, кажется, ты вот-вот взорвешься вместе с теми, кто спасается от взрывов в кино, которое смотришь. Увы, но свободного времени на музей было не так много, поэтому зал, в котором можно было смотреть фильмы, чуть ли не лежа на разбросанных в центре подушках, остался практически без нашего внимания.

HTML

HTML

И вот что: если вы планируете сюда заглянуть, советую уделить посещению как можно больше времени – там можно провести весь день, даже не заметив этого. Ну а потом, если уж хочется, прогуляйтесь по Кварталу красных фонарей. Идти до него от музея совсем недолго. Я прошлась там, пока мои спутницы выбирали себе сувениры в местной лавке. В красном полумраке больших окон иногда появлялись очень ухоженные девушки в аккуратном белье и кокетливо улыбались проходящим мимо мужчинам. Наверное, это могло бы показаться необычным разве что во времена Советского союза, а меня куда больше впечатлили огромные белоснежные птицы, приплывшие к моим ногам, когда я присела отдохнуть на парапете. Наверное, только в этот момент мне удалось сконцентрироваться и почувствовать кайф от пребывания в Амстердаме. Чтобы его закрепить, вместе со студентами мы отправилась на прогулку на катере по каналам. Аудиогид рассказывал нам про все кварталы и их жителей. Некоторые, кстати, осознанно перебрались жить в дома на воде – катера с облупленной краской, в окошках которых мы разглядели самые обычные кухни и спальни.

История третья: Роттердам, Брюссель и Дрезден

Живя под Амстердамом, мы не могли не заехать во второй по величине в Голландии город Роттердам, который в последнее время становится все более популярным у путешественников. Роттердам можно сравнить с игрушкой, придуманной для максимальной разработки моторики. Когда гуляешь по его улицам сегодня, трудно поверить, что Вторая мировая война превратила город в руины. Теперь это настоящий музей современной, пусть даже и спорной архитектуры с хорошо налаженной инфраструктурой и безбарьерной средой. Рядом с чудом сохранившимися «старичками» – кубические дома Пита Блома, построенные в 1984 году и похожие на гигантские деревья, «дом-карандаш», здание, напоминающее летающую тарелку, и мост Эразма, который местные окрестили «лебедем». Все строения настолько любопытны, что их хочется потрогать – иначе не поймешь, что это все инженерный расчет. Жители города говорят: новые дома появляются здесь настолько внезапно, что облик города может поменяться за считанное время, поэтому это город, в который однозначно хочется вернуться.

HTML

И даже если не за чем-то новым, то хотя бы чтобы еще раз прогуляться по знаменитому рынку Markthal, здание которого было торжественно открыто королевой Нидерландов в 2014 году. Пока экскурсовод рассказывала нам о нем, мы стояли, запрокинув головы и открыв от удивления рты. Чтобы понять нас, представьте, что крытый павильон Комаровки вдруг стал жилым, а окна его кухонь и прихожих выходят на торговую зону. Представили? Так вот, рынок в Роттердаме – это именно такой дом, куда поместилось 228 квартир. Внутри – как и везде, торгуют привезенной и местной продукцией, угощают сыром и джемом, можно перекусить или выпить в кафе чашку кофе. Но у нас на кофе времени нет – и вот, мы уже мчим в Брюссель.

HTML

HTML

Чтобы понять этот город, нужно хоть раз услышать, как бомж говорит по-французски. Знаете, в Брюсселе прекрасно вообще все. Если вы не решили заранее, чем заняться – советую просто для начала погулять по маленьким конфетным магазинчикам. Их хозяева настолько любезны, что позволяют дегустировать свой шоколад так долго, пока вы наконец не решитесь купить что-нибудь с собой. Да и даже если вы ничего не купите, они все равно будут рады вашему визиту и похвале. Во время нашего тура мы попробовали все, что могли, поэтому авторитетно заявляю: не проходите мимо бельгийского трюфеля. А еще здесь пекут безумно вкусные вафли. Обязательно попробуйте, попросив положить на них побольше клубники, шоколада и взбитых сливок, и отправляйтесь их есть на Площадь Гранд-Плас. Каждое ее здание – настоящий шедевр готики. Те, кто много путешествуют, уверяют: Гранд-Плас – самая шикарная и величественная площадь в этой стране.

HTML

Но нам прогулку испортил дождь – на улицах потемнело, а мы снова загрузились в автобус. Впереди – Дрезден. Любопытно, что если жители Роттердама решили поменять облик родного города после бомбежек, исторический центр в Дрездене восстанавливают до сих пор. Принцип такой: отличить старое от нового не очень просто. Понимаете, как много это говорит о трепетном отношении городских властей к своей истории? После войны остатки дворцов, храмов и других исторических зданий были очень аккуратно разобраны и потом, во время восстановления, пригодились.

HTML

Я в Дрездене столкнулась с тем, что на самостоятельную прогулку после экскурсии осталось всего пару часов. Если попадете в ту же ситуацию, не паникуйте и не бегите в ближайший торговый центр, чтобы просто промотать драгоценное время. Его точно хватит, чтобы обойти Дрезденскую картинную галерею, где представлены работы Питера Рубенса, Рембрандта, Альбрехта Дюрера, Веласкеса, Никола Пуссена и других знаменитых художников, включая «Сикстинскую Мадонну» Рафаэля. Не проходите мимо зала со скульптурами. Постойте возле каждой их них, даже если не сильно разбираетесь в искусстве, представьте, сколько им лет и с каким трепетом над ними работали авторы. Задумайтесь, как много сил требуется, чтобы беречь эти экспонаты на протяжении столетий, подзарядитесь этой силой и возвращайтесь домой.

Post scriptum, или зачем вот это всё

«С одной стороны, путешествовать в 2017 году проще, чем когда-либо в истории человечества, – рассказывает учредитель компании Edu Travel Иван Сороковик. – Все что нужно – это открыть визу, забронировать транспорт и проживание или доверить это туристической компании, собрать чемодан и отправиться в путь. С другой стороны, путешествие – это выход из своей зоны комфорта, который побуждает еще раз глубоко поразмыслить над своей жизнью. На волне распада СССР со всеми вытекающими последствиями в Беларуси открылось более 800 туристических компаний, которые предлагают автобусные и самолетные туры во все страны мира. После падения Железного Занавеса люди ринулись в первую очередь на Запад, в Европу. Сегодня можно сказать, что беларусы привыкли путешествовать и делают это постоянно. Об этом свидетельствует и статистика выдачи шенгенских виз и довольно развитый туристический рынок.

HTML

В 2013 году мы организовали поездку по современному искусству и моде «Art&Fashion», цель которой было вывезти молодых художников и дизайнеров в Европу, чтобы показать, как работают и учатся их коллеги в Праге и Вене. Мы посетили Пражскую Академию Искусств, Академию Искусств в Берлине, Неделю Моды в Праге, выставку Designblok в Праге и Vienna Fair в Вене. Мы были в мастерских берлинских художников, гуляли по городам, обсуждали увиденное. Это был наш первый проект и первая подобная поездка по искусству в Беларуси. Молодым людям очень понравилось реализованное мероприятие. Они впитывали в себя все увиденное и после того, как вернулись в Беларусь, работали над своими проектами гораздо активнее, с большим вдохновением. Нас это воодушевило. Мы решили, что сделаем больше таких проектов и возьмем не только искусство, но и другие области, в которых нам стоит перенять европейский опыт. Так появились поездки по маркетингу, международным отношениям, лингвистике, логистике, психологии, строительству, высшему и профессиональному образованию, кино, фотографии, медицине и по многим другим темам.

В теории путешествовать одному, конечно, удобнее. Но на практике получается так, что ты покупаешь билеты на самолет, поезд или автобус и проводишь в дороге время все с теми же людьми. Когда приезжаешь в отель, то на завтрак ходишь все с теми же людьми. Ты от них не зависишь, это верно и это плюс. Но в наших поездках мы посещаем такие организации и учебные заведения, в которые человек не может попасть сам. Никто не будет для одного человека читать лекции и проводить воркшопы в Академии Искусств в Праге или в Министерстве образования Франции. И используя наш опыт в организации поездок, мы составляем расписание так, чтобы участник поездки получил максимум от путешествия и даем достаточно личного времени, когда можно побыть одному или с друзьями. Да и мы же посещаем не один город, а сразу несколько городов во время одной поездки. Мы оказываем полную визовую поддержку для наших туристов, это входит в стоимость поездки. Студенты и преподаватели к тому же почти всегда получают бесплатные визы».

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Работа мечты. Как я был бойцом в олимпийской сборной по муай-тай

Проекты • Дмитрий Качан

В пятницу вечером в подвальном зале клуба «Патриот», взрастившем самых известных чемпионов мира по муай-тай и кикбоксингу (чего только стоят Гурков и Самедов), воздух настолько влажный, что зеркальная полоса на стене запотела. В зале жарко, как в горячем Таиланде – бокс же тайский. Сегодня мы совместно с греческим йогуртом «TEOS» на один вечер попробуем стать настоящими бойцами муай-тай, и у нас даже почти получится.