Философ Гегель написал «Науку логику», где на тысячи страниц обсуждаются различия между бытием, ничто, становлением, наличным бытием, бытием-для-одного, для-себя-бытием, бытием-для-иного, вне-друг-друга-бытием, внутри себя-бытием, в-себе-бытием, вовне-себя-бытием, в-себя-и-для-себя-бытием, существованием, явлением, сущностью, действительностью, жизнью. Можно ли сделать что-то подобное при обсуждении такого сущего как женские ноги?
Оказывается, это трудно сделать. Так, гендерная исследовательница Amy Flowers решила заработать дополнительные деньги и исследовать индустрию секса по телефону в книге «The fantasy factory. An insider's view of the phone sex industry». Как член академического мира, она сначала основательно подготовилась (прочитала кучу порнографической литературы), но это ей не помогло. «Вскоре я узнала, что для секса по телефону нужны особенные навыки и креативность. Представьте, например, что нужно поговорить в течение 10 минут (или дольше) с мужчиной, для которого ступня – это фетиш. Рассказ о том, как я снимаю туфли на высоком каблуке и чулки, и описание цвета лака для ногтей и формы пальцев едва хватает на 2 минуты». После этих фраз у меня и возникло желание написать эту заметку. Ведь я – Магистр Философии, а не какой-нибудь необразованный простолюдин, который при виде женских ног преждевременно умолкнет в течение двух минут. Итак, что такого содержится в женских ножках и чем они отличаются в лучшую сторону от мужских ног?
Вспомнив, что я читал и слушал за свою жизнь, я обнаружил, что очень сложно вербально не облажаться за 30 секунд: кроме указания на размер ног и модельную походку и сказать то особо нечего. Например, в хите «Legs» от ZZ Top просто указывается, что у неё есть ноги и она умеет их использовать: «She's got legs, she knows how to use them. She never begs, she knows how to choose them». А в хите «Cover you in oil» от AC/DC рассказывается, как при виде красотки у мужчины возникает желание гладить её ноги, чтобы она стала мокрой и принадлежала только ему. «I see a young girl in the neighbourhood. The way she move, I must confess: I like to run my hands up and down her legs. The way she dress, she look so fine. I'll make her wet, I'll make her mine». Однако непонятно, почему именно так нужно трогать этот объект и как это поможет сделать её влажной? Получается, что талмуд о женских ногах можно создать лишь с помощью описания их танцевальных движений и способах их украшения: туфель, колготок и педикюра.
Обувь на каблуке и колготки в сеточку
Отдельно отмечу значение колготок в сеточку, которые одновременно демонстрируют и скрывают эту часть женского тела. Ведь «суть желания – тайна и любопытство» (Э. Флауэрс), поэтому женские практики соблазнения и кокетства часто основаны на игре открытия-сокрытия. Благодаря же колготкам многие женские ноги выглядят любопытно как спереди, так и сзади.
Ещё огромное значение имеет обувь, которая магическим образом превращают ноги в лакомый кусок женской плоти. В этом можно убедиться, посмотрев на обложку монографии историка Сибиллы Штейнбахер, посвящённой тому, как в XX веке в Германии появился секс.
Получается, что секс всегда приходит на женских ногах в туфлях на каблуке. Поэтому если вы смотрите фильм с постельными сценами, а женщина так и не разделась, оставшись в туфлях на высоком каблуке, то никакой порнографии и эротики здесь нет.
Правда, многие не видят в этом практического смысла и ставят под сомнение наличие разума у современных девушек. Ведь если исследовать красивых женщин только по клипам и фильмам, то получается странная картина. Ежедневно сексапильная барышня приходит домой и решает после рабочего дня отдохнуть на кровати, принять ванну или заняться сексом. Для этого она всё с себя снимает, но забывает снять, например, ботильоны на шпильке или на танкетке. Или их снимает, но потом снова надевает. А зачем так делать? Это же неудобно! Но на это можно так возразить: а мужчинам не нужно это понимать, на это нужно просто смотреть!
С другой стороны, эротический смысл всё же содержится в этих вещах, как можно узнать из автобиографии Брук Магнанти, которая до начала научной карьеры и после защиты диссертации временно работала элитной проституткой в Лондоне. Так собираясь на первый вызов эта «дневная красавица» (Belle de Jour) пишет следующее: «Я надела туфли и застегнула пряжки на лодыжках. … У них невероятно высокие каблуки, но однажды я в них бежала за автобусом и много раз танцевала в них до утра. Это fuck-me shoes». Что ж, означает ли это, что женские ноги в обуви с большим каблуком по свое природе всегда содержат сообщение: «Эй, мужчина! Не хотите ли трахнуть меня?»
Подчиненный статус девушки
Но в реальности всё зависит от ситуации и убеждений тех, кто смотрит на этот объект. Так, для социолога Т. Веблена женщины в ранних капиталистических обществах формировали ту часть «праздного класса», которая освобождена от производительного труда и выполняет только эстетические функции. «К свидетельству вынужденной праздности, представляемому блеском, женская обувь прибавляет так называемый французский каблук, потому что высокий каблук явно делает крайне трудной любую, даже самую простую и самую необходимую физическую работу. Подобное в ещё большей степени справедливо в отношении юбки и прочих характерных для женской одежды элементов». Получается, что женские ноги в туфлях возбуждают парней, так как говорят о том, что женщина – это бесполезное существо? Но ведь сегодня обувь с высокими каблуками используют многие бизнес-леди!
Для феминисток гендерные отношения основаны на эстетики господства и поэтому женская обувь подчёркивает подчинённый статус девушки, которая не может самостоятельно контролировать своё тело. Об этом популярно поют феминистические панки из группы Crass в песни «Bata Motel» из альбома «Penis envy»:
«I've got 54321,
I've got a red pair of high-heels on,
Tumble me over, it doesn't take much,
Tumble me over, tumble me, push.
In my red high-heels I've no control,
The rituals of repression are so old,
You can do what you like, there'll be no reprisal,
I'm yours, yes I'm yours, it's my means of survival».
Однако сегодня мы видим, как много успешных, независимых и влиятельных женщин часто используют эти элементы женского дресс-кода. Поэтому, перефразируя Ф. Ницше, такие туфли, скорее, сегодня содержат такой мэссидж: «Я – сверхзвезда и мои ноги для всех и ни для кого. Я стремлюсь к своей цели, я иду своей дорогой; через медлительных и нерадивых перепрыгну я. Пусть будут мои туфли на высоком каблуке их гибелью!»
Какая бы точка зрения на женскую обувь не была верна, эти украшения женских ног не объясняют нам, что такого есть в этом сущем. Поэтому продолжаем скрести по сусекам, чтобы избежать преждевременного умолкания. Так можно заметить, что обычно женские ножки демонстрируют в определённом контексте (в постели, на полу, на природе, на машине), что делает их более соблазнительными.
Почему женские ноги становятся привлекательными на фоне автомобиля, можно догадаться из «Системы вещей» социолога Ж. Бодрийяра. «В зависимости от ее использования, от ее характеристик (гоночный «спайдер» или же лимузин на бархатном ходу) автомашина может приобретать психическую нагрузку как мощи, так и убежища, представать как снарядом, так и жилищем. В глубине же, как и любой функциональный механический предмет, автомобиль прежде всего переживается — причем всеми, мужчинами, женщинами, детьми, — как фаллос, объект манипуляции, бережного ухода, фасцинации».
Такой контекст репрезентации женских ног связан с общим восприятием тела девушки, которое ассоциируется с природой (отсюда ношение платьев с леопардными или тигровыми принтами), домом, спальней (отсюда причёски «Я только что с постели») и которое обычно принадлежит существу с пенисом. Еще можно упомянуть сравнение женских ног с ногами некоторых животных, так как часто сексуальность связывают с животной страстью. Поэтому в клипе Тины Тёрнер «The Best» и продемонстрировано, что женщина с шикарными ногами – это дикая кобылка, оседлать которую мечтают настоящие жеребцы. Однако это всё не проясняет природу женских ножек, которые настолько хороши, что отлично выглядят и в луже крови, как это было показано в клипе «Je te rends ton amour» от Mylene Farmer.
Далее, некоторую информацию о женских ногах можно подчерпнуть из знаменитой работы Gender Advertisements социолога И. Гофмана. Автор исходит из того, что в обществе существует гендерное неравенство, в рамках которого женщины – это подчиненный пол. Если мужчины как доминирующая группа предстают в прямых (erect) позах с высоко поднятой головой, то тогда девчата обычно демонстрируют различные формы сгибания и прогибания. Одним из таких ритуалов является такая техника тела как «стыдливо согнутая коленка» (bashful knee bend).
Отсюда женщины как дети склоны к игривой и несерьезной телесной клоунаде (body clowning): например, в виде задирания ноги вверх. Это говорит о несамостоятельности и иррациональности всех женщин, которые могут решать жизненные проблемы только с помощью взрослых мужчин. Поэтому девушки любят фотографироваться, лёжа на животе и с согнутыми сзади ногами. Тем самым они подчёркивают функциональную рассогласованность своего тела (туловище – само по себе, ноги – сами по себе), которое вообще не способно к полезной деятельности.
Но опять же такая интерпретация не объясняет сексуальную привлекательность женских ног, а только то, что многие мужчины способны любить только слабых, униженных и оскобленных. Но последних много не только среди женщин. Почему же тогда мужчин не волнуют мужские ноги из Непала или Зимбабве?
Попытаемся ещё раз определить женские ножки как эротический объект. Почему так сексуально и любопытно, когда девчонка поднимает ногу вверх? Может, из-за того, тогда становится видимым заветный ориентир, который средневековый поэт Фр. Вийон обозначил так в «Эпитафии Вийону в форме баллады»: «И скрытый между крепких ляжек сад наслаждений и любви».
Но на самом деле это не так: ведь для многих образованных парней женские гениталии – это жесть и полный отстой. Об этом подробно нам рассказал З. Фрейд.
Сначала каждый мужчины проходит фазу аутоэротизма (от оральной «палец в рот» до фазы «рука к гениталиям»), от которой его пытаются отучить родители, нередко угрожая ему кастрацией. Это когда-то произошло с маленьким Гансом, для которого пенис – это «пипи-производитель». «Как можно предполагать, у него также имеется стремление прикасаться к своему половому органу. В возрасте 3 1/2 года мать застала его держащим руку на пенисе. Мать грозит ему: «Если ты это будешь делать, я позову д-ра А., и он отрежет тебе твой Wiwimacher. Чем же ты тогда будешь делать wiwi?» Ганс: «Моим роро». Тут он отвечает еще без сознания вины, но приобретает при этом «кастрационный комплекс» … Кастрационный комплекс оставил заметные следы в мифологии (и не только в греческой)».
Женская нога как фаллический объект
После этого маленький мужик всё чаще обращает внимание на женский объект (в виде кровных родственниц) и делает ужасное открытие, как пишет Фрейд в статьях «О фетишизме» и «О женской сексуальности». Все бабы – это penislose Geschöpf (существо без пениса), неполноценные создание, у которого вместо «красавчика» есть только «рана» и «голова Медузы Горгоны». Древнегреческий миф о последней на самом деле рассказывает о реакции мужчины, который видит «кастрированного» человека (женщину). При виде этой такой нечисти парень пытается создать реальность, которая состоит из одних членов (колоны в архитектуре, поклонение оружию, использование таких жестов как американские факи или русские фиги и тп), которые сообщают другим, что «Я тебя не боюсь. У меня есть пенис!».
Некоторые мужики из-за этого становятся геями, как доказывает Фрейд в «Анализе фобии пятилетнего мальчика». «Они в детстве избирают женщину своим сексуальным объектом до тех пор, пока подозревают у нее обязательное существование такого же органа, как у мужчин; как только они убеждаются, что женщина обманула их в этом пункте, она становится для них неприемлемой в качестве сексуального объекта. Они не могут себе представить без пениса лицо, которое должно их привлекать в сексуальном отношении, и при благоприятном случае они фиксируют свое либидо на «женщине с пенисом», на юноше с женоподобной внешностью». В свою очередь гетеросексуальное большинство пытается компенсировать своё влечение к неполноценному человеку с помощью фетишизации того, что они раньше видели, исследую женское тело снизу вверх.
И таким фетишем становится женская нога, которая по своей сути есть фаллический объект: это Penisersatz (замена пенису). Тогда понятно, почему мужчина так легко переходит от фазы «рука на гениталиях» к совершенно другой стадии.
По Фрейду многие женщины таким же образом воспринимают свою «инвалидность»: у них развивается «зависть к пенису» и им всё чаще снятся сны о полёте.
«Благодаря примечательному свойству члена подниматься в направлении, противоположном силе притяжения (одно из проявлений эрекции), он изображается символически в виде воздушного шара, аэропланов, а в последнее время в виде воздушного корабля цеппелина. Но сновидение может символически изобразить эрекцию еще иным, гораздо более выразительным способом. Оно делает половой орган самой сутью личности и заставляет ее летать. Не огорчайтесь, что часто такие прекрасные сны с полетами, которые мы все знаем, должны быть истолкованы как сновидения общего сексуального возбуждения, как эрекционные сновидения. … Не возражайте, что женщинам тоже может присниться, что они летают. Вспомните лучше, что наши сновидения хотят исполнить наши желания и что очень часто у женщин бывает сознательное или бессознательное желание быть мужчиной. А всякому знающему анатомию понятно, что и женщина может реализовать это желание теми же ощущениями, что и мужчина. В своих гениталиях женщина тоже имеет маленький орган, аналогичный мужскому, и этот маленький орган, клитор, играет в детском возрасте и в возрасте перед началом половой жизни ту же роль, что и большой мужской половой член» (Лекции по введению в психоанализ).
Тогда получается, что поднятие вверх женской ноги содержит такое эротическое послание для парней: «Эй, мужчины! Не бойтесь нас и не оказывайте нам сопротивление! Да, у нас нет пениса и благодаря культурным мужчинам в нас видят не только сад наслаждений и любви, а ещё маленький клитор и отвратительную дыру, кровоточащую рану и голову Медузы Горгоны. Но всё же у нас есть то, что похоже на большой мужской член! У нас тоже есть яйца!»
Однако точка зрения Фрейда не может быть истиной в последней инстанции. Ведь женские ноги также хороши, когда они не только выпрямляются и поднимаются вверх, но и сгибаются и опускаются вниз.
Что ж, подведём итоги. Что можно сказать о длинных и стройных женских ногах? Вот мой ответ. Да, они так прекрасны на полу и в постели, особенно в тёмных или светлых колготках в сеточку или в горошек и в туфлях на высоком каблуке. Они так красивы, когда сгибаются и выпрямляются. И меня (как и мужиков из AC/DC) есть только одно желание: гладить их снизу вверх и сверху вниз. Что? И это всё? Бог ты мой! Да, я преждевременно умолкнул при виде женских ног! Меня даже на 2 минуты не хватило!
В этой связи я хотел бы напомнить, что человек создан не только для созерцания, но и для размышлений и разговоров на самые экзистенциальные темы. Так как женские ножки вызывают сегодня преждевременное умолкание, то я хотел бы призвать вас к сдержанности. Ничего плохого нет в разглядывании этого сущего в клипах и фильмах, но всё же не забывайте ответить на животрепещущие философские вопросы. Например, на те, которые сформулировал философ И. Кант. Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?
P.S. Так как я в своем тексте использовал идеи и фразы основателя психоанализа, то должен сделать одну оговорку. Дело в том, что когда я начал подробно рассказывать о фрейдизме, то окружающие в ЕГУ стали странно на это реагировать. За моей спиной стали шептаться, что я – озабоченный. На это отвечу следующее. Я не озабоченный: я просто Фрейда процитировал! Я есть тот, в котором иногда сам Фрейд говорит!