Мы живём в мире, где большую роль играет красота. Одни видят в этом шанс улучшить своё положение, другие же гневно рассуждают о кризисе культуры и морали. Потребителями последних дискурсов являются не только консерваторы, но и феминистки, которые критикуют порнофицированную культуру за разные грехи: за объективацию женского тела, навязывание жестких норм красивого тела и т.д. Однако не всех убеждает эта критика. Ведь нормы существуют не только по поводу привлекательности. Есть свои стандарты и в поле науки: оценка успеваемости учащихся, нормативы для получения научного звания. Понятно, что размеры 90-60-90 не гарантируют научный авторитет. Но зачем отказывать в признании тем, кто работает вне стен университетов и монастырей? Куда пропали ваши толерантность и любовь к ближнему? Исследования Кэтрин Хаким проливают свет на этот классовый нарциссизм. Модифицируя теорию П. Бурдье, британский социолог доказывает, что социальное поле структурируется не только вокруг экономических, социальных и культурных ресурсов, но и вокруг эротического капитала. Поэтому ключевыми игроками в социуме являются Молодые & Сексапильные, а не только экономические, политические и культурные элиты. Однако последних субъектов (в прошлом это только мужчины) отличает игнорирующее и пренебрежительное отношение к красоте. Её или не замечают (до сих пор в исследованиях семьи учитывается обычно доход супругов, а не их сексапильность) либо квалифицируется как что-то поверхностное.
Главной причиной является мужское господство над прекрасным полом: «чем более патриархатной является культура, тем особенно жестоко подавляется и наказывается использование эротического капитала для того, чтобы помешать, прежде всего, женщинам использовать своё преимущество» (Кэтрин Хаким). Поэтому лишь поддержку гендерному неравенству оказывают такие направления англо-саксонского феминизма как sex negative feminism от Andrea Dworkin и Catharine MacKinnon и разоблачение мифов о красоте от Naomi Wolf. А идеи этих пуританских авторок весьма популярны среди постсоветских феминисток.
Интеллектуал старой закалки обязан действовать «бескорыстно», то есть не ради власти, не ради денег и не ради секса
Возрастных носителей культурного капитала ещё отличает ненависть к миру коммерции и недоверие к политикам. Отсюда поле науки и религии обычно определяет аскетическая мораль. «Известно, каковы суть три высокопарных щегольских слова аскетического идеала: бедность, смирение, целомудрие; … Философа узнают по тому, что он чурается трех блистательных и громких вещей – славы, царей и женщин» (Ф. Ницше). Такова политическая функция интеллектуала старой закалки: он обязан действовать «бескорыстно», то есть не ради власти, не ради денег и не ради секса! В условиях болонской системы успешная интеллектуальная биография может выглядеть так. Сначала я – бакалавр, который делает всё не ради власти; потом я – магистр и я всё делаю не ради власти и денег; и моя мечта – стать профессором, который думает только о Чистой Истине. Поэтому сегодня типичная реакция интеллегентов – это «Sex – Нет слов», как называется заметка Юлии Сиваковой для российского глянцевого журнала Cosmopolitan Психология (апрель, 2013). Ведь все слова культурные люди израсходовали на бытие, ничто и трансцендентальное единство апперцепции! Стоит ли так ограничивать свою академическую активность? Ведь «по тому, чем довольствуется дух, можно судить о величине его потери» (Г.В.Ф. Гегель). Отсюда феноменология духа в XXI веке должна быть максимально разнообразной, чтобы от деятельности дипломированных гуманитариев была хоть какая-то польза для окружающих. А это означает не бояться обращения к «нечистым» вопросам и «грязным» темам. Например, к таким, которые артикулирует в монографии «Трусики «танга» и симпатия» культурный антрополог и бывшая стриптизёрша Кэтрин Фрэнк:
«Я стала танцевать стриптиз в 1996. Я это сделала, чтобы заработать лишние деньги для учёбы в университете. Я это сделала и ради того, чтобы провести исследование по феминистической теории о том, как объективируется женское тело и как формируется образ тела. Я тогда не знала, каким захватывающим станет для меня этот мир взрослых развлечений. Вскоре у меня стали возникать различные вопросы. Что значит быть успешной в этом бизнесе? Что я продаю своим покупателям, если я не предоставляю им телесный контакт и не приношу им сексуальное удовлетворение? ... Что эти клиенты надеются увидеть, открыть и купить в наших молодых телах …?»
Нарушая нормы рационального субъекта, я отправляюсь в одиссею по миру современного эроса. При этом я исхожу из того, что целью просвещения является не создание догм (например, голая девушка – это всегда грешная, коммерциализированная плоть), а пробуждение «семиотической автономии», как утверждает философ M. Hampe в интервью немецкому глянцевому журналу Philosophie Magazin (апрель-май 2014). Впервые это стало возможным благодаря Сократу, чьи речи похожи на вариативную игру с понятиями в духе джаза. Я продолжаю эту традицию, предлагая ещё поиграть с кадрами из клипов. Почему клипы? Потому, что другие медийные сферы проанализированы так, что новым Киногидом извращенца никого не поразишь.
Пункт первый. Красота
По Хаким эту привлекательность определяет красота лица. Правда, если обратиться к «Пиру» Платона, то прекрасное там – это место зачатия и рождения, благодаря которому смертным приобщается к бессмертному. Как заметил философ В. Шмид, красивое для античных греков – это лоно (Schoß): вагина и матка как принимающий медиум и посевное поле. Проще говоря, согласно прежним мудрецам прекрасно лишь то, куда мужчина хочет кончить.
Однако по Диотеме и Сократу всё делать надо благоразумно и гармонично: разрешаться от бремени только туда, где может что-то родиться. Затем следует отказаться от телесного (гетеросексуального) эроса в пользу духовного (гомоэротичного), чтобы орошать семем мудрости душу симпатичного юноши. А после духовного очищения старый философ может обнаружить Прекрасное само по себе и в присутствие этой Великой Вагины обрести истинное счастье: перестать кончать и начать наконец-то рожать.
Но сегодня мы живём в другой реальности, которая не определяется всецело мужской завистью к матке (womb envy). Немецкий профессор Мачо определил современность как общество с человеческим лицом (faciale Gesellschaft). Однако эстетическая оценка последнего зависит от исторического контекста. Как пишет Хаким, если раньше восхищения вызывали женские лица с маленькими глазами и с маленьким ртом в виде бутона розы, то теперь котируются женщины с большими глазами и с большим ртом. Последние тезисы могут послужить поводом для очередной критики норм о красоте. Но в этом нет необходимости: у нас есть дискурсы, которые помогают ценить всё неидеальное. Например, философ С. Жижек так рассуждает о значении objet petit a, такого «патологического тика», который превращает человека в уникальное существо: «для американцев … что-то слишком холодное присутствует в совершенстве Клаудии Шиффер, так или иначе, легче влюбится в Синди Кроуфорд из-за её небольшого изъяна (знаменитая небольшая родинка рядом с губой – её objet petit a)». Правда, в «13 опытах о Ленине» выясняется, что всё же любовь связана с безразличием к положительным чертам Любимой (к её носу или ногам), которые служат заменителем «пустоты пустого означающего», «которую я на самом деле люблю».
Если вам непонятны эти рассуждения, так как вас не воспитывали c помощью психоаналитической философии и мифологии, то ничего страшного в этом нет. Предлагаю разобраться самостоятельно, как у вас формируется чувство прекрасного.
Вдруг окажется, что только мы, беларусы, ценим красоту из-за полноты полного не-означающего и непатологического несовершенства.
Пункт второй. Сексапильность
Согласно Хаким, эта привлекательность как динамический элемент проявляется в движениях и в разговоре. Отмечается, что западные мужчины обычно обращают внимание на три части женской плоти: грудь, ноги и ягодицы. Действительно, эти достоинства с давних времён искусно подчёркиваются многими дамами. В работе «Повседневная жизнь в эпоху Людовика Святого» Эд. Фараль приводит такие средневековые советы: «Если у неё белая грудь, пусть использует этот козырь: её платье должно быть открыто на добрых полфута на груди и на спине. … Если грудь слишком тяжёлая, надо прижать её холщовой повязкой, завязанной или зашитой на спине. Если ступня недостаточно изящна, дама должна быть постоянно обута, а на толстоватую щиколотку следует надевать тонкий чулок. … Её походка не должна быть ни слишком вялой, ни слишком твёрдой; пусть она придаст своей спине и бёдрам благородное и мерное движение, выступая мелкими шагами в своих узких туфельках. Если подол её платья подметает землю, пусть она изящным жестом приподнимает его спереди и по бокам… и тем самым даст возможность прохожим полюбоваться тонкостью её лодыжек»
Конечно, сегодня девчонки обучаются этой мудрости из других источниках. Из фильма «Мисс Конгениальность» можно узнать, что женщина должна не ходить, а «скользить»; а из «Служебного романа» – что у женщины должна быть походка пантеры, готовящейся к прыжку. Это оказывает мощное воздействие на многих парней, разговоры которых на научном языке выглядят так: «Ах, какая женщина! Какие у неё эротические капиталы!»
Правда, эти выводы отражают тривиальную точку зрения. Исследования социолога Ж.-Кл. Кауфмана практик топлесс позволяет по-новому понять, как сегодня воспринимаются женские прелести. Из-за банализации женской наготы маскулинное желание впервые обретает активный и творческий характер. Поэтому, например, французы могут проявлять равнодушие к груди девушки, но возбуждаться от вида её голых плеч, лопаток и коленок. Как отмечает один креативщик (студент, 24 года), «твое желание происходит только в твоей голове. Это зависит только от тебя, как и куда смотреть», а у женщин «есть столько всего интересного, на что можно посмотреть».
Отмечу, что научно рассматривать соблазнительных женщин – это сложнейшая задача. Ведь эволюционный психолог Д. Басс упоминает о 103 женских приёмах соблазнения, которые невозможно проанализировать в одной статье. Я ограничусь такой техникой женского тела как sucking on a straw or finger. Ведь все певицы используют её за исключением Adele: её я пока не застукал в клипах за этим занятиям!
Итак, почему современных мужчин так манят женские сосущие рты?
Рассмотрение этой проблемы позволяет заодно прояснить утверждение Хаким о том, что интеллектуалы обычно не воспринимают сексуальные действия. Например, И. Гофман когда-то доказывал, что в рекламе доминирует патриархальная идеология. Среди ритуалов, которые поддерживают гендерное неравенство, отмечаются такие женские техники тела как палец ко рту (finger-to-mouth gestures) и the attenuation of sucking or biting the finger: это когда барышня как бы сосёт или как бы кусает свой палец.
А вот что классик социологии так и не смог сделать, так это исследовать, как красивая девочка реально сосёт свои или чужие пальцы.
Правда, ритуал «палец у рта» можно было бы изучить с опорой на картину «Задумчивость» импрессиониста О. Ренуара, но Гофман сделал выбор в пользу феминизма. Всё это – изображение женщин в виде недееспособных субъектов, у которых есть лишь право на бегство от проблем. Подношение пальца ко рту – это частичное сокрытия своего лика, а последнее действие – это знак растерянности и зов о помощи к своему господину. Получается, что эти образы волнуют мужчин лишь из-за терапевтического мэссиджа: «Эй, патриархатный мужчина! Не страшись по поводу доминирующих позиций в обществе. Несмотря на деятельность феминисток, я – слабая женщина, и я тебе не конкурент! А теперь смотри, как я скромно стою в сторонке и сосу свой палец».
Однако рассуждения Гофмана не основываются на опросах, как воспринимаются эти «женские хитрости». Когда же это было сделано в рамках attraction studies, то выяснилось, что отмеченные ритуалы позволяют женщинам быть эротичными. Это давным-давно осознали те девчата, которые в XX веке взяли в рот сигарету, как описывает Фабьенна Каста-Розас в книге «История флирта»: «Почему поджигательница? Можно биться об заклад, что это столь образное выражение связано с ритуалом обольщения, который зародился вместе с женским мундштуком. Действительно, ведь начиная с двадцатых годов женщины закурили, следуя примеру холостячки, в знак своей эмпансипированности или ради вызова … Попросить огня, чувственным жестом поднести к губам сигарету, зажечь в полумраке её красноватый огонек, выпустить клуб дыма в лицо собеседника – всё это вошло в арсенал новых приёмов соблазнения. Раскурить сигарету – со стороны женщины это ещё и повод распалить вожделение мужчины … или другой женщины».
Эти техники тела до сих пор сохраняют актуальность. Например, в российском издании Psychologies (январь 2013) текст Аллы Никишиной «Подготовиться и бросить курить» предваряет на стр. 128-129 фото сногсшибательной модели в распахнутом халате, с сигаретой в руке и с пальцем у рта. Но не для всех эти действие являются приемлемыми. Коста-Розас сообщает, что самые строгие пуританские порядки возникли в социалистических странах. Поэтому такая «сталинистка» как Доминик Дезанти никогда не брала в рот «свой «Голуаз» на трибунах конгрессов и конференций. … О том, чтобы показаться … флиртуньей, «поджигательницей», она, как член французской компартии, и помыслить не могла». В свете этих фактов я не удивлюсь, что Молодым & Красивым мешает не только союз между патриархатными христианами и феминистками, которые негативно относятся к сексу. Возможно, уже существует Единый Антиэротический Фронт (ЕАФ), который в постсоветских странах налагает вето на sex positive feminism.
Но почему же эти техники тела выглядят так сексуально? Связано ли это с тем, что женщина демонстрирует, что она многое умеет в постели?
Но не стоит забывать, что визуальное восприятие обусловлено языковой картиной мира, а в плюрализированном мире у каждого свой путь. У одного смысловой горизонт ограничен книгой «The ultimate guide to oral sex: how to give a man mind-blowing pleasure» от Jane Merrill, текстом «Ротные подвиги» Арины Винтовкиной в российском издании Men's Health (ноябрь 2012) или заметкой «9 ошибок при минете» на сайте российского издания Psychologies. Другой же слышит истину Бытия только в таких детских сказках как «Приключения Чиполино», где в 11-ой главе есть такой сюжет: служанка «Земляничка засунула палец в рот: это ей всегда помогало в трудные минуты. Пососёшь палец – и в голову тебе придёт дельная мысль». Тогда получается, что в клипах сначала милая тётя попадает в беду, а потом думает о том, что она должна сделать, чтобы её никто не наказал.
Ещё восприятие женщины с сигаретой зависит от конкретной личности и аудитории. В глянцевом журнале Philosophie Magazin читателей попросили предположить, о чём говорит фото философа Ханны Арендт. Результаты были опубликованы на стр. 96 в номере, посвященному вопросу: Являются женщины более моральными, чем мужчины?
«Господин Хайдеггер, с этим мужчиной у меня не было никаких сексуальных отношений» (Sarah Berger).
«Занятие философией вредит здоровью. Это может довести до бессонницы и к появлению мешков под глазами» (Anja Zimmerer).
«Вы можете по-прежнему зло смотреть на меня, но от этого вы не перестанете банально существовать» (Elias Talman, победитель конкурса).
Продолжение следует …