«Спадчина» приложила руку к историческому центру Минска в виде Зыбицкой и Комсомольской, паркингу на Немиге, 3 и даже к старому зданию Хлебозавода, которое сейчас пустует, как и Кемпински (благо, хоть к нему КУП отношения уже не имеет). На сайте организации указан еще десяток инвестиционных проектов, к которым она так или иначе имела отношение. Конечно, в нашем личном топе есть здание по адресу Зыбицкая, 6. В народе его давно прозвали офисной «стекляшкой» , которая, кажется, скоро лопнет от количества баров. Как же забыть про застройку РПЦ-БПЦ и вообще всю Зыбицкую – по обе стороны улицы. Ну и куда без дома в Музыкальном переулке, где «вырос» лишний этаж, но вопреки всем нормам застройщик отделался лишь штрафом.
Прежде, чем возложить полную ответственность за все эти проекты лишь на «Спадчину», Денис Кобрусев поясняет: это только одна часть «проблемного» айсберга. «Спадчина» как исполнитель может выполнять разные объемы работ: создание проекта, согласование участка, но первоначальная ответственность за проблемные застройки равноценно ложится на плечи и Комитета архитектуры и градостроительства, и Мингорисполкома, и профильных госорганов, которые выдают разрешения и контролируют (или нет) процесс. Но давайте поговорим об этих проектах, которые «Спадчина» презентует на своем сайте.
Боль исторического центра Минска – Комсомольская
Надо сказать, подробный разбор бессмысленности и беспощадности реконструкции Комсомольской и бюджета, заложенного на нее, мы уже делали. Почитать о тратах на дорогие мраморные вазоны для цветов и ливнёвки, из-за которых в первый месяц топило вообще все офисы на улице, можно во всех минских СМИ. Поэтому на этот раз с Денисом останавливаемся на «историческом» шлейфе от всех подобных вторжений в старый центр Минска.
Денис Кобрусев: «Все эти объекты – из одной категории и имеют очевидную проблему — они составляют исторический центр Минска. Но мы до сих пор не имеем внятной концепции, единого плана, что и как мы делаем с историческим центром. Вроде бы восстанавливаем утраченные здания там, где это было возможно, а вроде и нет. Вспомните костел, который «Спадчина» обозначила на Комсомольской всего лишь бордюрами.
Например, в Варшаве исторический центр после войны был полностью разрушен, но они приняли принципиальное решение восстановить всё, причём в том виде, в каком оно было, максимально используя все архивные материалы. В итоге их реконструкции попали в список наследия Юнеско. Есть и немецкий опыт: многие города и исторические центры Германии были разрушены бомбардировками, но они все восстанавливали, добавляя в общий концепт современную в их понимании архитектуру. А у нас нет никакой стратегии. Каким образом мы подходим к реконструкции исторического центра? Вот и возникают ситуативные застройки – так я их называю. Так «восстановили» и Минскую ратушу, а потом решили, что надо бы «восстановить» и отель «Европа», но в итоге получилось фактически новое здание, которое лишь отголосками напоминает старый отель. Застройщики превысили этажность, сдвинули здание на 30 метров в бок, попутно заняв место, где стоило восстановить городской театр. А ведь там в 1852 году была поставлена первая беларуская опера».
Дом с лишним этажом в Музыкальном переулке
Для СМИ Министерство культуры объясняло, что «на стадии согласования проекта застройщик преднамеренно ввел в заблуждение несколько инстанций». Дом с красной крышей начали строить в 2010 году, скандал вокруг долгостроя начался в 2012 году – здание стало выше, чем это позволяют нормы застройки исторической части города. Тогда же Минкульт дал предписание на демонтаж лишних этажей, а когда заказчик его не выполнил, чиновники приостановили стройку. Но видимо, у всего есть срок давности – в итоге благодаря президенту и администрации города дом тихонько ввели в эксплуатацию без штрафов и демонтажа. А Министерство культуры вообще открестилось в своей практике от ориентации на этажность – теперь высота зданий прописывается строго в метрах.
Денис Кобрусев: «Большая проблема существует во всей отрасли градостроительства: от принятия решений до контроля за их исполнением. В Музыкальном переулке ситуация такая: есть практика, когда во время строительства согласовывают в рамках норм один проект, а потом застройщик предлагает изменить его, аргументируя это теми или иными причинами. Здание на Интернациональной официально признано с нарушениями, им влепили какие-то штрафы, оно долго не вводилось в эксплуатацию, но, тем не менее, его легализировали решением президентского указа, который уже не оспорить.
Этот случай – вопиющий, он показывает, что у нас можно сделать что угодно, а потом заплатить штраф, потому что это выгоднее. И в итоге всё легализируется.
Интернациональная – тотально плохой проект. Не только с точки зрения постройки, но и учитывая то, как у нас обошлись с нарушением законодательства, причём официально признанным! Это вина не одной «Спадчины», а всего города: Комитета архитектуры и градостроительства, правоохранительных органов, Мингорисполкома, Минкульта. Это они не смогли принять решение, чтобы, например, часть здания была демонтирована и это было показательным уроком для других застройщиков. Но этого не произошло».
Зыбицкая – «стиль нашего агрогородка»
В январе 2018 года на Зыбицкой, 6 было 13 баров, а на всей улице – не менее 30. Но еще лет сорок назад здесь ветшали старые дома, в складах тусовались панки – в общем, центровой улицей она не была. Еще раньше, несколько веков назад, ее назвали Зыбицкой из-за того, что по весне ее постоянно топила Свислочь. Потом, в 1866 переименовали в Болотную, а в 1882 – в Торговую.
Но теперь мы знаем ее в изначальном наименовании. Когда уже внынешнем веке ее решили отстроить, было много разных вариантов и рендеров, как это сделать. Но имеем мы именно то, что имеем. Даже главный инженер «Минской спадчины» Михаил Жих признал, что вышло как-то не так. Но тут же сказал, что нам всем пора смириться: «Первоначально у нас была иная концепция, потом поменялись инвесторы, в результате появились несколько разностилевые объекты. Но они уже влились в окружение, и надо воспринимать город таким, как он сложился, а не таким, каким он мог бы быть».
Денис Кобрусев: «У Зыбицкой все здания в архитектурном плане даже не имеют своего названия. Что это за стиль? Получается «стиль нашего агрогородка»: не построили ничего нового, не восстановили ничего старого. Таким образом мы финально утратили возможность завершить Верхний город, его глобальную реконструкцию. Получился новодел, который вообще ничего за собой не несёт, кроме хорошей геолокации и насыщенности площадками и барами. Но такого же результата, и даже более объемного, можно было добиться и через восстановление исторической среды, тем более, проект уже существовал и получал премии на выставках «Леонардо».
Толчок к появлению Зыбицкой дал Указ президента в 2004 году «О развитии исторического центра Минска». Потом городские власти начали разрабатывать свои проекты застройки улицы. Единственная попытка повлиять на эти планы – это альтернативный проект «Беларускага таварыства аховы помнікаў гісторыі і культуры», который к сожалению, был проигнорирован городскими властями.
Они не только отмахнулись от альтернативного взгляда, но и не стали обсуждать с горожанами и экспертами свой проект. Лично для меня эта улица так и не стала частью Верхнего города.
То же самое касается здания православной академии. Постройка, которая стояла на этом месте до этого (здесь была друкарня Беларуской социалистической громады, — Прим. KYKY), как минимум была со своей историей, городскими легендами, а церковь успешно пролоббировала свои интересы. История продолжается и в Раковском предместье, где православная церковь сейчас будет сносить дома и восстанавливать какое-то подобие. Для меня это что-то недопустимое (проект комплекса БПЦ одобрил президент и под него нашлись деньги, – Прим. KYKY). Если вы сносите, так уже не «восстанавливайте», стройте что-то абсолютно новое, чтобы не вводить горожан в заблуждение.
Подходы к градостроительству и реновации могут быть совершенно разными: их можно основывать на архивных документах, можно работой над целостной средой, которую сегодня не создают. Но ведь это возможно».
Royal Plaza или как испортить проспект одним зданием
Мало кто помнит, что на месте Royal Plaza когда-то было кафе «Реченька». А потом появился амбициозный проект небоскреба с рестораном на последнем этаже. И хотя в списках долгостроев высотка не числилась, ее не могли сдать долгих восемь лет. Теперь там ресторан The View, офисы и тренажерка. Стоит ли говорить, что этот проет кардинально поменяло внешний вид проспекта Победителей?
Денис Кобрусев: «Royal Plaza – история про то, как испортить проспект одним зданием. Парковую магистраль советские архитекторы создавали с конца 50-х. Важно было, чтобы с одной стороны находились «важные» здания, а с другой оставались парковые пространства, текла река Свислочь – был такой выдержанный ансамбль проспекта. А когда поставили высотку Роял Плаза… Минкульты признал, что всё вышло «дисгармоничным и нарушающим целостность исторических ансамблей». Хуже проспект уже ничем не испортить. Как спасти ситуацию? Разве что снести это здание, но это из области фантастики. Так что будем с этим жить. Лично для меня это не очень современно выглядящая высотка.
Опять же, есть опыт Варшавы, где кварталы возле знаменитой сталинской высотки Дворца культуры и науки, которую варшавяне не очень любят, начали превращать в такой downtown, застраивая современными небоскребами. Хотя это и центр города – Śródmieście – но в итоге постепенно создается новый образ, появляется район современной архитектуры с духом Запада. А наша главная проблема — отсутствие комплексного решения. Построили «Royal Plaza», посмотрели, устыдились, но в итоге ни downtown’а, ни проспекта. Ничего».
Предместье и Hilton как компромисс
Денис Кобрусев: «Раковское предместье сейчас собирается наводить лоск по аналогии с Верхним городом, но мы должны понимать и общеэкономическую ситуацию: сейчас слабо и очень медленно находятся инвесторы. Поэтому большинство проектов, как «Кемпински», замораживаются. Вопрос, который следует задавать: сохраняем ли мы историю и культуру или строим абсолютно новый срез? Лично я за восстановление исторической среды по максимуму, но интересно было бы увидеть в Минске и новые концептуальные подходы. Но «Спадчина» не реновирует, а создает объекты, которые можно отнести к «воспоминаниям». Это и не новое строительство, и не уникальные объекты, которым мы могли бы радоваться с точки зрения архитектуры или сохранения облика исторической ценности.
«Ни то, ни сё» – это самый плохой сценарий, который разворачивается сейчас в Минске.
Тут не надо придумывать велосипед, нужно делать, как в остальных нормальных странах: качественно проводить общественные обсуждения, желая услышать разные мнения и выбрать наилучший вариант. У нас в стране хватает хороших специалистов, экспертов, профессиональных сообществ, при участии которых можно избежать большего количества непоправимых ошибок.
Черная галерея Hilton – проект до сих пор спорный, но лично мне он нравится. Возможно, этот черный выглядит лучше, чем наши бежевые панельки, в которые постоянно перекрашивают дома коммунальщики. Негативных ассоциаций с этим зданием нет, особенно по сравнению с DanaMall, похожим на красно-зелёный гробик, который убил вид на Национальную библиотеку. Hilton – это обычная, нормальная европейская застройка. Да, можно придраться к вопросу о размещении – насколько Galleria уместна в этом месте – но Royal Plaza уже убил проспект раньше».
Так что будет с кинотеатром «Победа»
Денис Кобрусев: «Вопрос кинотеатра «Победа» интересует очень маленькую часть аудитории, в основном рестораторов, вернее, даже одного [Вадима Прокопьева]. Ситуацию с «Победой» невозможно предугадать – проекты меняются прямо по ходу. Однако хорошим знаком является то, что в этой ситуации власти готовы разговаривать с критиками проекта реконструкции и не исключают возможность изменения проекта.
Уверен, в «Минской cпадчине» есть нормальные специалисты, которые могут сделать всё очень хорошо и правильно. Но так получается, что все объекты, которые они строят, получаются спорными. Почему? У «Спадчины» большой административный, аппаратный ресурс, который неплохо продвигает ее интересы. Из-за этого становится понятнее, почему использовано так много цепей или урн на Комсомольской. Всё упирается в объемы работ: чем больше возводят и проектируют, тем больше могут получить денег.
«Спадчина» – это монополист, целью которой, в том числе, является «максимизация чистой прибыли предприятия, получаемой от хозяйственной деятельности в интересах учредителя – Минского горисполкома». Это цитата с их же сайта.
Надо убирать эту монополию и дать возможность возникнуть конкуренции между разными игроками на рынке, проектными институтами, реставрационными мастерскими и так далее. Но в городе, в котором отсутствует местное самоуправление, немного шансов на быстрое решение такой проблемы. Это как избавиться от монополии Зеленстроя по содержанию зелени в городе. Со «Спадчиной» пока мы видим только резонанс, но и это уже первый шаг».