«Вы, наверное, родили троих детей ради квартиры?»

Боль
Финалистки конкурса «СуперМама» расcказывают, насколько приспособлен Минск для жизни с детьми: в какие места можно пойти с ребенком, почему современные дети не гуляют одни, а все больше сидят по домам, уткнувшись в гаджеты, и какими качествами нужно обладать, чтобы стать многодетной матерью.

Финалистки конкурса «СуперМама» расcказывают, насколько приспособлен Минск для жизни с детьми: в какие места можно пойти с ребенком, почему современные дети не гуляют одни, а все больше сидят по домам, уткнувшись в гаджеты, и какими качествами нужно обладать, чтобы стать многодетной мамой.    

Екатерина Елизарова (трое детей: мальчики 6 и 5 лет, девочка 1 год)

Екатерина Елизарова
«Мне нравится магазин «Mother Care», у них там есть детская комната, где можно ребенка переодеть и перепеленать. Да и в детских кафе с ребенком без вопросов пускают в комнату для персонала или незарезервированный зал. В Минске появилось очень хорошее кафе «Гренки», мы его облюбовали - там есть детская комната, стульчики, с трех лет, аниматор занимается с ребенком, а родители могут сесть и спокойно выпить чаю. Раньше аниматор был бесплатный, сейчас уже нет, но когда мы День Рождения там праздновали, и сделали заказ большой заказ большой компанией, получилось бесплатно. А так тысяч 60 - не очень большая сумма. «Лимпопо» - чудесное детское заведение, именно для малышей от года и двух, где сделана игровая площадка, можно в шариках попрыгать, потрогать какие-то игрушки резиновые, или на батуте попрыгать, лодочка надувная вибрирует - очень интересно сделана. Чтобы организовать досуг, в принципе, ничего лишнего не нужно: плед, напитки для детей, зонтики - вот так мы на Минское море выезжаем».
 

Татьяна Бернатович (трое детей: девочка 10 лет и мальчики 7 и 2-х лет)

Татьяна Бернатович
«В современных торговых центрах большие лифты, можно подняться наверх с коляской. Минус в том, что нет комнаты мамы и ребенка, как в той же Литве, где можно покормить малыша или переодеть - даже в кафе не предусмотрено ничего. Есть детские кафешки, где можно посидеть, и детки будут заняты, но когда малыш до двух лет, там тоже ничего не приспособлено. У меня муж из Риги, мы ездили в Юрмалу с малышом. Я его до полутора лет кормила грудью. И в Риге, и на море в Юрмале могла спокойно сесть на скамеечку и кормить ребенка, никто не обращал внимания - вот даже взглядов не чувствуешь. Сам сидишь и спокойно наблюдаешь за прохожими, поллная расслабленность. А здесь нужно прятаться в машину за тонированные стекла. И у людей больше непонимания во взглядах, какого-то осуждения. Мы с семьей очень часто уезжаем, даже в выходной: садимся в пятницу в машину и едем в Прибалтику или в Вильнюс. А здесь, так как самому младшему два годика исполнилось, особенно никуда не выходили». 

Елена Мирончик (трое детей: мальчики 15 и 7 лет, девочка 1 год)

 
Елена Мирончик
«Нам не приходится выбирать, мы живем там, где живем. Я живу во Фрунзенском районе: если не брать машину и не ехать куда-то, то погулять с детками в радиусе своего квартала невозможно. Гипермаркетов строится много, и это здорово, но парков, скверов, водоемов по прежнему очень мало. Если выезжать в центр, то я адаптируюсь в любой ситуации: не буду специально искать детское кафе с туалетами, оборудованными пеленальными столиками. Я могу переодеть ребенка и в машине. Что касается каких-то конкретных мест и кафе: я соучредитель Школы хорошего вкуса «Гурме», конечно, мы посещаем свои места и свои мастер-классы. Это на Московской, 9 - всегда можно заехать с детками, они любят, как там пиццы готовят».
 

Почему современные дети не гуляют одни

Екатерина Елизарова: «Современные дети стали не самостоятельными потому, что родители хотят оградить ребенка от того, что происходит на улицах. В прошлом году возле нашего подъезда убили в 12 часов дня 13-летнего мальчика - это страшно. Моему ребенку скоро 7 лет. Он очень самостоятельный, себя ослуживает, и детский сад со школой у меня прямо перед глазами, но я никогда еще не отпускала ребенка одного. Если выходим из подъезда, я разрешаю ему постоять две минутки, пока я спущусь с коляской. Но отходить от подъезда, не говоря уже о том, чтобы одному сходить в магазин - нет. И это не вопрос несамостоятельности, это от того, что родители боятся. Я все время держу своих детей в поле зрения». 

Татьяна Бернатович: «Наша старшая девочка очень рано стала самостоятельной. Ходит сейчас в школу сама, потому что школу во дворе из окон видно. Мы ее специально перевели из гимназии, когда перехали в другой район, потому что стало неудобно добираться: зимой могут быть трудности с машиной. У нас во дворе дети очень дружные: собираются компаниями, играют в волейбол, постоянно бегают в соседние дворы. Причем, дети разных возрастов, начиная от 7-летних, как мой Кирюша, и заканчивая пятиклашками.

Если детей закрыть и никуда не пускать, водить везде за собой за руку, они так всю жизнь и будут чего-то бояться. Нужно растить лидеров, чтобы они сами двигались и шли вперед, шишку набивали». 

Елена Мирончик: «Все от ребенка зависит. Я смотрю на своих деток - они абсолютно разные. Знаю, что средний ребенок всегда будет рядом с папой и мамой - боится, а старший был всегда самостоятельным: как маленьким говорил: «Я сам», так и сейчас таким же остался. Такого периода, чтобы я боялась его отпускать, не было. Да, мы сейчас оговариваем время, он подросток, но мы ему абсолютно доверяем. Конечно, он посещает кружки и секции, причем, сам находит их в интернете». 

Насколько приспособлен город для жизни с детьми

Екатерина Елизарова: «Знаете шутку, что беременной в транспорте может уступить место только другая беременная? Вот это проблема в обществе: никто не уступает никогда, особенно мужчины! Я сама за два дня до родов ехала в метро - стояла. То же самое с коляской и тремя детьми: стоишь оплатить коммунальные услуги, когда муж в командировке, и никто из десяти человек в очереди не предложит встать перед ним. Просто отводят глаза или мило улыбаются. Я никогда не пользуюсь правами многодетной матери, мы просто стоим и ждем, ну и детки гуляют на свежем воздухе. С другой стороны, есть и позитивные изменения. У нас уже третий ребенок, я на это обращаю внимание: с коляской пройти легче, бордюры на тротуарах уменьшены.

Площадка у нас во дворе, конечно, ужасная. Состояние отвратительное: сломались качели, и вместо того, чтобы отремонтировать, их просто спилили под корень. Когда мы с соседями ставили вопрос, чтобы площадку облагородить, нам сказали: «Пожалуйста, но за свой счет».

Когда-то нам ЖЭС выделил небольшое количество кустов, которое мы с соседями рассаживали, чтобы они разрослись, потому что площадка находится возле проезжей части, но к сожалению, только один кустик прижился - люди же топчут газоны, и никакого ограждения не получилось. Я все прекрасно понимаю: машину тоже домой не заберешь. Если нужны развлечения, мы просто едем в тот же Парк Горького, в Челюскинцев или на Комсомольское Озера. Пока за вечер по тропе здоровья пройдем, детки так устают, что в машине засыпают».

Как решиться на рождение троих детей 

Екатерина Елизарова: «У нас как-то в магазине спросили: «Вы, наверное, родили троих ради квартиры?» Я считаю, нельзя рожать ради материальных выгод, ведь помимо того, чтобы родить, детей еще нужно вырастить и воспитать. Кружки, секции, спорт, логопедические занятия - это же все время, деньги и силы! Поэтому рожать нужно сильным женщинам, которые понимают, что они справятся. В первую очередь, детей нужно рожать в полноценных семьях. Я понимаю, что, имея сына, женщина, даже если одна, хочет дочь. Но мужья - это же не только материальная поддержка, гораздо важнее - моральная, что он приходит с работы и купает ребенка, может поменять тот же самый памперс. Вообще, я не вишу на шее у мужа. Работаю с 19 лет, в свое время работала судебным исполнителем. Совмещать госслужбу и детей было сложно, именно мужу не хватало моего внимания, и с рождением детей приоритеты изменились. Наверное, в силу моей энергии неудержимой, мне даже родители говорят: «Может, тебе четвертого ребенка нужно родить, чтобы ты успокоилась?»

Татьяна Бернатович: «Скорее всего, наличие троих детей все же зависит от мужчины. Если мужчина готов, его уверенность передается женщине, и ей за счастье рожать детей от этого мужчины. А когда дети рождаются, ты просто начинаешь приспосабливаться ко всему. Может быть, надо гибкой быть в характере? Карьера может притормозиться, учеба, девушки могут бояться потерять девичью красоту. 

У меня есть подруги, которые боятся, что без детей они красивые, а так придется гульку закрутить и бегать за памперсами. Наверное, нужно какую-то жертвенность иметь. Ну это не прямо жертвенность, она приятная. Но мне кажется, если бы не мой муж, я бы не рискнула иметь троих детей, у меня был бы страх.

У нас с мужем есть бизнес - сеть кофеен. Я беременная работала до самых родов, и меня не могли в больницу положить, чуть ли не на работе рожала. А потом приехала домой из роддома: ребенка под грудь, а сама на телефон - ежедневники, звонки, работа. Даже не чувствую, что отрывалась. Опять же говорю, мне очень помогал муж. Но сейчас все приспособлено: в машинах эти люльки можно устанавливать. Люлечку взяла под мышку, в кофейню зайшла, проверила, как каппучино приготовили, эспрессо попробовала, отругала, похвалила - поехала в следующую. Прекрасный декретный отпуск!»

Елена Мирончик: «Исходя из моего опыта, здорово, когда не женщина инициатор продолжения рода. Когда этого хотят, как в моем случае, мужчины: муж и двое сыновей. Где-то у тебя в подсознании сидит: мы же среднестатистическая семья из четырех человек, зачем нам больше людей? Но сердце подсказывает, что если все хотят, это дорогого стоит. У меня в роду нет многодетных семей, у всех родственников - один-два ребенка. Я, можно сказать, первооткрыватель. Но у нас большая разница в возрасте между детками. Если у мамы дети с разницей в полтора-два годика, они обвешивают эту маму со всех сторон и хотят тепла и любви. А когда разница в 8 и 6 лет между первым и вторым ребенком, ты не чувствуешь себя многодетной, честно. У меня в самостоятельную жизнь выходит первый ребенок, он настолько самостоятельный, что я могу его с утра до вечера не видеть: кроме гимназии он ходит на гитару и занимается шахматами. Получается, я занимаюсь 7-летним и годовалым ребенком - я опять обычная мама, у которой двое детей.

И моя жизнь не поменялась: я как летала на пятой скорости, так и летаю. Дети держат абсолютно в тонусе. Может быть, иногда шестую скорость включаю».

P. S.: Видео дня: маленькие дети первый раз в жизни пробуют лимон

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Что снится белорусским силовикам

Боль • Юрий Азаренок

Кабаны на границе с Украиной, журналисты «Хартии», говно в БТР-е и наркотики в сейфе — только в голове у представителей власти ночные сны превращаются в сатирическую метафору. Юрий Азаренок узнал о том, как беспощадно бессознательное милиционеров, чиновников и военных, а также людей, чья работа связана с экстренными ситуациями.