Школьник расписал, какие реформы нужны школьной системе. Вы должны это видеть!

Боль • Руслан Костевич

Руслан Костевич учится в 11 классе, уже проходит стажировки, ведет курсы для ровесников и даже пишет программы реформ школьной системы, заявляя, что он и есть эксперт – то есть клиент услуги под названием «школа». Свой «программный текст» Руслан прислал в редакцию, а мы не могли его не опубликовать, ведь смелость и открытость в этом жесте компенсируют максимализм и склонность к меритократии.

Я учусь в 11-м классе Ляденской средней школы Червенского района Минской области. В этой статье я описал текущее положение дел в школьной системе образования и выдвинул способы решения задач. Если мы хотим застать светлое будущее нашей страны и мира в целом, то нужно начинать с грамотного образования наших детей, так как дети – это будущее. Они будут руководить страной.

Как мы можем ждать чего-то хорошего от будущего, от наших детей, если система вынуждает поступать неправильно? В этой статье я изложил не только своё мнение: эту критику поддерживают многие мои знакомые из школ, гимназий, колледжей и даже университетов, институтов. Мы должны сделать всё возможное, чтобы написанное сбылось.

Почему я имею право на это?

Хороший вопрос! Дело в том, что я уже 11-й год шестерёнка в этом большом механизме. Внутри механизма больше видно, чем снаружи… И не подумайте, что я бросаю камни в огород моей школы, т.к. она всего лишь следует правилам, прописанным в Министерстве образования РБ.

Кто я такой и почему вы должны читать мои мысли?

- 16 лет
- Учусь на интернет-маркетолога. Курс на платформе SkillBox.
- Читаю 1 книгу в 2 недели.
- Основатель ПоКурcу – это молодежные мероприятия.
- В школе учу немецкий язык, а дома - английский.
- Стажировался в Альфа-Банке и Artox Media как интернет-маркетолог.
- Посадил 6817 сосен и более 2000 елей. И научил парня кататься на велосипеде.

Свобода выбора

Понимаете, я познал две стороны этого мира: инкубаторский (школа) и самостоятельный (внешкольная жизнь). Они сильно отличаются. В школе мы почти не принимаем решения самостоятельно: мы следуем правилам, установкам. Ну вот, например, учитель сказал нам читать «Войну и мир» Толстого. Всё.

Такая система не может растить лидеров, она может растить только рабов, последователей. Есть люди – не только в школе – которым нельзя доверить право выбора. Потому что они не осознанны. Воры, убийцы, бомжи и другие.

Если говорить о школе, то тут похожая ситуация: есть ученики, которые осознанны и нет, при этом осознанность не равно возраст – если человек не будет развиваться интеллектуально, духовно, то время всё равно будет течь. Осознанным ученикам нужно дать право на выбор.

Как проверить осознанность учащегося? Не знаю, как там у других, но я понимаю под осознанностью что-то похожее на IQ. То есть коэффициент может быть большим, но если у тебя нет знаний, ты покажешься дурачком. Поэтому не стоит спрашивать у парня «когда началась Октябрьская революция?» Здесь на помощь приходит философия (любовь к мудрости). Ученикам нужно задавать вопросы, которые заставят их мыслить, рассуждать. Если ответ очевидный, поверхностный, то у учащегося низкий уровень осознанности. Вопросы в стиле «существует ли Бог?», «что такое добро и зло?» и т.п. Ответы должны быть аргументированы.

Второй способ проверить осознанность учащегося – взглянуть на внешкольную жизнь. Возможно он рисует, поёт, пишет стихи, создаёт сайты, занимается дизайном. Это показатель осознанности.

Окей. Мы определили человека осознанного и неосознанного. Что делать дальше? Главное, что нужно выбирать в школе учащимся, на мой взгляд, это предметы. Представим, я уже определился с моей будущей специальностью и хочу максимум энергии, времени вкладывать в достижение своей цели. Пускай это будет математик-программист. Зачем мне учить биологию, химию, астрономию, литературу? Почему бы это время не использовать для улучшения своих знаний по математике, информатике, английскому?

Окей. Если на четвёртом уроке у 11-го класса биология, то тот, кто не видит смысла идти туда, пускай идёт в математический класс. Нам нужна персонализация! Иначе это всё равно что поставить задачу залезть на дерево рыбе, слону и птице. Всё зависит от обстоятельств.

Осознанным учащимся можно даже дать право выбирать время прихода и ухода со школы.

Учителя говорят то, что нам нужно делать. Но мы не делаем то, чего хотим сами. А может, я не хочу читать «Война и мир», а хочу прочитать Homo Sapiens Харрари.

Похожая проблема есть и в других местах государства. В выборах, на голосовании. Мы даём право выбирать кандидата или голосовать за новые правила неосознанным людям. То есть мы отбираем по возрасту – с 18 лет. А если человек не осознанный, то его голос может изменить ход истории государства. При этом в неправильном направлении. А ведь неосознанных больше, чем осознанных. Значит все политические выборы – это решение неосознанных, поверхностных, одногранных людей. При этом в нашем мире развито меньшинство – только оно может здраво мыслить.

Общение со специалистами. Неопределённость

Чтобы учащиеся чётко представляли, какие знания требуются, чтобы стать определённым профессионалом, нужно и общаться с этими профессионалами. Я со своими напарниками провёл для школьников и студентов 27 экскурсий в ИТ-компании Беларуси. Как думаете, зачем они туда ходят? Да ещё и платят нам за это? Потому что они в неопределённости.

Если школа не может помочь детям определиться с профессией, то зачем она вообще нужна? Дети должны понимать, для чего они ходят на математику и другие предметы. Потом из школы выходят бесцельные люди, которые чем-то занимаются, а сами не знают, зачем им вообще это нужно, – а ВУЗы выбирают по методу закрытых глаз, открытого списка университетов и пальца.

Нужны регулярные встречи со специалистами. Индивидуальная работа с каждым учащимся. Нужно выявлять его потребности, интересы, способности. Пробовать хоть немного персонализировать под него школьную программу. Факультативы по интересам разработать. Например, Вася, который будущий архитектор, встретится на факультативе с Женей, который тоже желает им стать. И вот, Васе и Жене уже интересно общаться, учиться. Они чётко понимают, в какой университет поступят, сколько им нужно набрать баллов, в какой компании будут работать и кто будет их ментором.

Новые школьные предметы

Всё больше делается уклон на точные предметы: математика, физика, химия и другие. В долгосрочной перспективе техническое образование, как я думаю, будет неактуально. Машина намного точнее, системнее человека. Зачем иначе создаётся ИИ? Затем, что человек не совершенен по своей природе, а безупречная точность – это совершенство. Люди не умеют общаться.

Вот какой навык должна развивать школа, университет. Коммуникабельность – один из самых важнейших навыков современности. Кто платит вам зарплату? Кто даёт вам работу? Кто продаст вам еду? Мы в обществе. Нас окружают люди, с которыми нужно каждый день взаимодействовать. Чем лучше мы разбираемся в людях и в самих себе, тем успешнее сможем построить свою карьеру, личную жизнь и жизнь окружающих нас людей. Психологию нужно ввести как школьный предмет.

Я часто встречал такое мнение, что в США люди намного более прокачаны в презентации себя, своего продукта. У них сделан на этом фокус ещё с раннего возраста: как продать себя – в хорошем смысле. Их учат ораторскому мастерству, созданию «сочных» презентаций. Ведь все судят людей, продукты, услуги по обложке, по первому впечатлению. Кому хочется узнавать человека несколько лет? Что у него внутри? 

Давайте представим Андрея, российского программиста с 20-летним опытом, и Макса, американского программиста с двухлетним опытом. Андрей вообще без понятия, как доступно и убедительно доносить свои мысли до людей: делать презентации, жестикулировать, рассказывать истории, одеваться. Он выходит на сцену и какими-то замысловатыми терминами начинает рассказывать о себе и о своей деятельности. Естественно, никому не понятно, что он там говорит, – да и вскоре после его выступления вся информация о нём забывается.

Выходит Максим – красиво одетый, причёсанный, с улыбкой на лице, уверенными шагами идет в центр сцены. В начале своего выступления рассказывает захватывающую историю, показывает минималистическую презентацию, доступным языком описывает себя и свои работы. И что вы думаете? Максим кажется более профессиональным, уверенным и просто приятным человеком. Все полюбят Максима. Запомнят слава только Максима, последуют за ним, возьмут на работу.

Если человек не обладает навыками ораторского искусства, создания презентаций, то он покажется менее профессиональным, чем на самом деле. Этому нужно учить с ранних лет и в школе.

Учебники

Тут кратко. В 10-м классе мы пользовались учебником информатики 2009 года! В 2018-2019 году. Информатика. 2009 год! Я думаю, Министерство должно выдавать самые новые учебники по таким предметам. И не важно, как далеко от столицы находится школа.

Окружение

Я никогда не мог найти единомышленника в школе. Дело в том, что мы не выбираем круг людей, которые будут с нами 11 лет. И главное, ты не можешь абстрагироваться от человека, который тебя раздражает. Только если перейдешь в другую школу – но и там могут такие найтись.

Я понимаю тех ребят, которые перешли на индивидуальную форму обучения. Если одноклассники слушают рэп, разговаривают о бытовухе, ругаются матом, то ты и сам со временем таким станешь. Среда, окружение формируют человека. А ведь в школу принимают всех, для этого не нужны особые достижения – там нет фильтра.

К тому же ты боишься показаться перед одноклассниками глупым, если задашь какой-то вопрос учителю. Хотя бывает и такое, что все хотят задать этот вопрос, но осмеливаются единицы. А ещё все меряются оценками – и если у тебя сегодня 2, то ты дебил по жизни. Это бред.

Длительность урока

45 минут – это много. Активно взаимодействующий человек способен удерживать внимание 15-20 минут, после чего он отвлекается. Есть «метод помидора», который предполагает разбиение задач на 25-минутные периоды, сопровождаемые короткими перерывами (3-5 минут).

Здесь мне больше импонирует Финская система образования. Порой ты еле высиживаешь на уроке, особенно когда он проходит пассивно, без твоего активного участия (как лекции, например). Нужны перерывы.

Система оценок

Такие времена пошли, что все учатся ради оценок, а не ради знаний. Поэтому ученики списывают или зазубривают, не понимая смысла. А всё потому, что нужно маме показать «10» – и тогда она купит тебе велосипед. Неважно, как я добыл оценку, а важен сам факт: она у меня есть.

Почему бы вместо зазубривания каких-то понятий не давать ученикам мыслить, рассуждать? Например, что такое «машина»? Это то, что упрощает жизнь человека, а не «техническое приспособление, выполняющее механические движения для преобразования энергии, материалов и информации».

Зубрёжка быстро выветривается, если нет понимания смысла этих слов. Как может родиться у детей что-то новое, если им не дают мыслить?

У каждого есть телефон, который имеет доступ ко всем знаниям мира, но он не умеет мыслить! Поэтому не нужно терять навык, который есть пока только у человека.

Какую систему оценок знаний предлагаю я? Устную: A – превосходно, B – хорошо, C – удовлетворительно. Такой способ оценивания знаний не будет травмировать психику детей. Похожая система активно внедряется в Финских школах, насколько мне известно. Педагоги для лучшего определения уровня знаний учащихся могут ставить в журналы нам привычные оценки (1-5 или 1-10), но учащиеся о них не должны знать. В дневники будут ставиться буквенные оценки (A,B,C).

И да, зачем с третьего класса ставить оценки в дневник? Зачем ставить целью учащихся повысить балл, а не знания? Зачем разделять детей на две группы: умники и глупцы? Думаю, это стоит переосмыслить.

Ещё я заметил, что система вынуждает учеников бояться делать ошибки. Но как мы знаем, чтобы научиться чему-то новому, мы совершаем много ошибок. Теодор Рузвельт говорил, что никогда не ошибается тот, кто ничего не делает. Часто замечаю, как одноклассники боятся выйти к доске, потому что думают, что допустят ошибку и получат плохую оценку.

Школьная форма

Знаю, что во многих школах Беларуси ученики принудительно носят деловую форму. Думаю, это мешает учащимся выделиться, показать своё «я». Мы как бы одно целое, но на самом деле мы одно стадо. И не можем подчеркнуть свою индивидуальность. Нужно дать право выбора.

И да, я знаю, что следствием этого может быть дискриминация: «У меня сумка от Gucci, а у тебя куплена на рынке». Но этот вопрос можно решить удалением бирок/ярлыков с одежды, ношением одежды без названий брендов на ткани.

Практика

Мир реальный – практичный. Мир школьный – теоретический. В школе почему-то мы порой не понимаем, зачем знания по теме «колебательные движения» в самостоятельной жизни.

И во время моих бесед со взрослыми людьми (предпринимателями, специалистами) мне никогда не приходилось вспоминать биологию, химию, историю и другие школьные предметы. Где-то 99% знаний, которые я использовал (не считая русский язык и базовую арифметику) на стажировке в двух компаниях, при общении со внешкольными друзьями, знакомыми, были мной приобретены самостоятельно в сети.

Так когда я наконец пойму, зачем мне забивать мозг тем, что я вряд ли буду использовать в жизни? Это время можно потратить на более практичные занятия. А время – как известно, невосполнимый ресурс. Школа становится формальностью.

Много предметов

Почти каждый школьный день – это семь предметов. И к концу последнего урока мы настолько истощены энергетически, что, считайте, вся оставшаяся часть дня – отдых. Здесь мы просиживаем, что называется, «ради количества, а не качества». Нужно дать время усвоиться материалу. Здесь порекомендую книгу «Думай как математик» Барбары Оакли.

Педагогический состав

В моей школе много педагогов возраста 50+. Это создаёт некоторое загромождение между отношениями учащихся и педагогов. Подростки раскрываются, находят общий язык, следуют за более молодыми людьми. У людей 50+ лет множество установок советских времён. Соответственно, у них подход к современным учащимся не особо изменился со времён преподавания в Советском Союзе. Но дети тогда были другими.

Оговорюст: я не пишу обо всех. Мне очень нравится наш педагог географии. Очень демократичный, всесторонний и современный человек. Хоть ему уже 55+ лет. Просто образ мышления педагогов должен быть современным.

БРСМ

Когда ребят принуждают вступать в этот Союз молодёжи, то отпадает всякое желание что-то делать для него. Всё должно быть по воле учащихся. Но эта аудиозапись наглядно демонстрирует, как учеников принуждают вступать. Вывод: многое у нас становится чистой формальностью.

Заключение

Спасибо всем, кто дочитал эту статью. Я написал то, что несколько лет не давало мне покоя. Отправить рецензию о моей статье можете мне в Facebook. Не понимаю, как Министерство образования улучшает систему, если они не просят отзыва у своих потребителей: учеников и учителей. Ведь очень важно не жить иллюзией, что всё делается правильно.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Как социальные сети стали новым КГБ. Текст для всех, кого бесит, что за нами следят

Боль • Елизавета Мороз

По данным ежегодного отчета FreedomHouse, в Беларуси интернет не свободный – как в России и Китае. Блокировки, провластные комментаторы и задержания за репосты легче жизнь не делают, но людям хочется чувствовать себя в безопасности хотя бы в сети. Пока где-то заводят очередное дело по экстремизму или порнографии, KYKY разговаривает с историком интернета Натальей Конрадовой. По её версии, интернет никогда не был пространством свободы, а Facebook неминуемо превращается в КГБ.