В 2020-м во многих беларуских семьях произошел раскол на политической почве. В 2022-м история повторилась — из-за войны в Украине родственники, придерживаясь разных позиций, перестают общаться друг с другом, или говорят только о погоде. «Радыё Свабода» собрала несколько таких историй — мы публикуем самое важное из них.
История первая: «Вас американцы накручивают, вы просто слепые»
У беларуса Николая (имя изменено) много родственников в Украине, Черниговской области. В 2020-м они стали «резко негативно» относиться к беларусу, Николай рассказывает: «Они прекратили отношения со мной. Говорили: «Что вы там делаете? Лукашенко — мудрый батька, нам бы такого президента. Вас американцы накручивают, вы просто слепые».
А еще у Николая есть родственники в России. Когда началась война, они стали называть беларуса «провокатором», потому что он высказывался против войны в семейном чате, а его российские родственники — «за». Украинские родственники, по словам Николая, говорят, что в войне виновата Америка и НАТО, и что это «НАТО столкнула Россию с Украиной»: «В районе, где они живут, не было сильных бомбежек и ужасов, как в других местах Украины», — рассказывает Николай.
Но у Николая еще есть сестра-украинка — и как раз она пряталась от обстрелов в подвале, чудом выжила. Николай рассказывает: «Сейчас с ней у нас нормальные отношения. Раньше она была аполитична, а теперь говорит, время такое, что даже «камни закричат». Она изменила взгляды на многие вещи».
История вторая: «Что вы здесь делаете? Вы должны быть там и переворачивать режим!»
Мария родом из Беларуси, ее мама — украинка, поэтому у девушки много родственников во Львове. После 2020-го Мария переехала в Грузию. Говорит, что с украинскими родственниками отношения остались нормальными. Девушку сильно порадовало, что они спрашивали у нее не «ваши войдут?», а «лукашисты войдут?».
Однако в самой Грузии, как рассказывает Мария, были неприятные ситуации из-за синего паспорта: «Первые акции в Батуми устраивали беларусы. Беларусы, которые убежали от тюрьмы, или у которых родственники прямо сейчас в тюрьме. Но на них сыпались претензии от грузинов и украинцев: «Что вы здесь делаете? Вы должны быть там и переворачивать режим! Вы двух ударов дубинкой испугались!». Ситуация наладилась только тогда, когда один из беларусов рассказал и показал украинцам, что творилось в Беларуси в августе 2020-го.
История третья: «Тетя из Гомеля разговаривает шаблонами из телевизора»
У украинки Натальи папа тоже украинец, а мама — беларуска, со стороны которой у Натальи много родственников и из Беларуси, и из России — с ними она перестала общаться еще в 2014-м. «Слышала от троюродного брата-беларуса, что ему будет гордо служить «великой России» — для меня это было оскорбительно. Он военный, возможно, уже бывший, но я с 24 февраля жду — может, приедет к нам на своем танке?». В 2014-м муж Натальи пошел добровольцем на войну, а сейчас он обороняет Чернигов.
Наталья удалила номера своих теть из Беларуси: «Тетя из Гомеля разговаривает шаблонами из телевизора. Моя мама пытается рассказать ей какие-то факты, призывает к разуму, но та отвечает, что мы, украинцы, обмануты, а вот по беларускому ТВ говорят правду. В конце разговора она желает нам мира. Как я понимаю, мир — это такая форма капитуляция перед Россией? Сдаться так, как сдалась Беларусь?».
История четвертая: «Путин и Лукашенко спасают украинцев от нацистов»
У беларуски Анны есть тетя в Одессе. Когда началась война, две сестры этой тети, тоже беларуски, начали убеждать ее по телефону в том, что «Путин и Лукашенко спасают украинцев от нацистов». Анна рассказывает: «Тетя отвечала, что ее не нужно спасать, но они [сестры из Беларуси] ничего не понимают. Поэтому я рассказываю своей тете, что нормальные беларусы не хотят войны и поддерживают Украину. И еще показала ей несколько сюжетов из беларуского ТВ — она была в шоке, что у нас такое идет по телевизору, и что люди в это верят.
Теперь, говорит Анна, тетя из Одессы общается со своими сестрами из Беларуси исключительно про погоду и огород.
Анна рассказывает: «Беларуские тетки не могут даже представить себе реальную ситуацию в Украине. Они говорят тете из Одессы, мол, поезжай в Беларусь. Не понимают, что идет настоящая война. Они не поверят ни во что, пока об этом не скажут в телевизоре. А потом они будут говорить: «Мы не виноваты. Нам ничего такого в телевизоре не показывали».