В конце сентября прошлого года в Минске жестко задержали и избили 11 человек, которые состояли в телеграм-чате «радикальной направленности». Позже всем предъявили обвинения по ряду статей УК (участие и организация массовых беспорядков, повреждение имущества, незаконные действия с огнестрельным оружием).
Судебный процесс по этому делу уже почти месяц идет в Минске. Но одному из фигурантов удалось сбежать из страны — это 22-летний Давид Слащев. 21 июня его объявили в розыск, так как он не появлялся на заседаниях, а его дело выделили в отдельное. Уже находясь в безопасности, Давид рассказал «Весне» о задержании сотрудниками ГУБОПиК, жестких многочасовых избиениях и пытках в РУВД.
«Когда нас «принимали», жёстко избивали всю ночь. Когда нас задержали и затолкали в бусик, говорили, что все «поедем» на 16 лет. Потом начали жёстко избивать — «выбивать показания», так сказать. Били по голове ногами, дубинками, руками... Просто топтались везде. Когда привезли в РУВД Первомайского района, в кабинетах тоже дубасили. Единственное, если кто-то начинал плакать или ссылался на какие-то проблемы со здоровьем, тех не трогали.
Я лично терял сознание. Я им говорил: «Остановитесь, я теряю сознание». Они мне отвечали: «Ложись на пол!» — и дальше продолжали бить.
Меня избивали берцами, потом было очень много синяков», — вспоминает Давид.
По словам парня, после задержания, когда всех доставили во дворик РУВД, к нему в бус подсел Николай Карпенков — в настоящий момент заместитель министра внутренних дел Беларуси, ранее — глава ГУБОПиК. Как утверждает Давид, Карпенков сам снимал с ним «покаяльное видео» на камеру, которое вошло в нарезку для новостей госканалов.
«Я тогда реально испугался. На видео в новостях БТ я говорил, что мне заплатил координатор ОГСБ [Отряд гражданской самообороны] тысячу долларов за это дело. Это неправда, мне никто ничего не платил, даже разговора такого не было. Почему я так решил сказать? Когда нас посадили в бусик, начали спрашивать, кто, кому и сколько заплатил. И когда мы говорили, что нам никто не платил, нас били. Когда я сказал, что мне не платили ничего, меня тоже побили. Потом я решил наврать и сказал, что мне заплатили.
Когда меня на видео снимал Карпенков, он мне сказал: «Или ты сейчас говоришь, что тебе заплатил координатор тысячу долларов, или прямо сейчас «едешь» на 16 лет».
Естественно, меня первый раз задерживают, очень жестоко избивают... Я подумал, что меня вообще убить могут, а не очень хотелось», — вспоминает Давид.
Он также поделился, что на суде политзаключенный Дмитрий Ластовский (один из фигурантов дела) сообщил, что к его голове приставляли пистолет и заставляли писать признательные и ложные показания. Также есть сведения, что заставляли писать ложные показания после избиения в кабинетах еще одного фигуранта дела.