Сегодня во Дворце Независимости Александр Лукашенко собрал совещание с чиновниками разных рангов – от глав регионов до руководителей Администрации президента. Всем им Лукашенко объяснял, как оживлять экономику, которой в период пандемии пришлось несладко. Речь президента цитировали «БелТА», «СБ» и его пресс-служба. Мы выбрали главные фразы.
О том, что будем делать по-своему, несмотря на рекомендации ВОЗ
«Генеральный директор ВОЗ вчера прислал мне письмо и поблагодарил нашу страну за те действия, которые мы предпринимаем в борьбе с болезнью. Меры, которые предложены ВОЗ, должны быть обязательно изучены, нельзя от них отмахиваться. Но мы должны, исходя из комплекса рекомендаций, нашего опыта, действовать соответственно. Нельзя действовать на авось и «на всякий случай, хуже не будет».
О том, что коронавирус в Беларуси никого не убил
«Не хочу повторяться, но подчеркну главное: в Беларуси нет ни одного умершего от коронавируса человека, – заявил президент, добавив, что у каждого умершего коронавирус «дополнялся длинным списком болезней».
О вине врачей
«Мы начинали эту борьбу только силами Министерства здравоохранения. И с некоторой такой расслабленности наших врачей. Я бы сказал, что в отдельных случаях – расхлябанности. И это привело к тому, что мы получили эту заразу у нескольких десятков врачей. И нам пришлось лечить врачей. Поэтому никакой расхлябанности! За это министр ответит головой вместе с профильным вице-премьером и правительством в целом. Разберитесь: как лечат людей в больницах с точки зрения безопасности медицинского персонала? Меня информируют до сих пор, что «ай, ладно, сейчас зайду, что-то сделаю». Зашла, заразилась, понесла заразу в общество. Не должно быть расхлябанности. Соберитесь там, где нужно собраться. Тогда мы пройдем ровно, спокойно. Так, как идет сегодня это заболевание».
О «Жрать что будем?»
«Жизнь показала через месяц-полтора, что мы оказались правы. Сейчас все говорят больше уже об экономике, о том, как будем жить дальше. О том, что 350 миллионов людей будет в мире голодать. То ли еще будет. А я ведь полтора месяца назад ребром поставил вопрос (и только ленивый не вытирал об меня ноги): пандемия пройдет, жрать что будем? Сегодня уже никто не критикует за это. Все спохватились – надо экономику поднимать. У нас нет иных источников для жизни, кроме труда наших людей».
Об ударах, которые на нас обрушились, и о психозе
«Это нефтяные ограничения нашего ближайшего партнера. Мы в конце прошлого года и в начале этого начали с нефтегазовой пандемии. Россия прекратила в нужных объемах поставлять нам нефть. Это больно ударило по нашей экономике. Второе – это разрыв сложившихся экономических связей и закрытие границ. В том числе и главного нашего партнера – Российской Федерации. Они закрыли границы, затруднив и прекратив всякое движение людей. Естественно, это отразилось на экономике. Мы же с вами этого не сделали. Да, нам было непросто. Но мы определили три коридора, по которым до сих пор передвигаются люди и грузы. И закрываться не собираемся. Пока нет такой необходимости. Контролируем людей, грузы. Непросто нам это достается и недешево обходится, но мы так действуем. И третье – этот психоз, связанный с пандемией».
О том, кому государство поможет в первую очередь
«Всякие разговоры, что мы всем поможем, кто сегодня остался без работы… Поможем, когда у Анатолия Сивака [председатель Мингорисполкома] не будет вакансий. 25 тысяч в Минске вакансий. Какая безработица? Да, кому-то не нравится, может, та вакансия, которая есть. Но надо понимать – ситуация такова, весь мир остановился. Не наша вина. Надо где-то поработать 2-3 месяца и на нелюбимой работе, чтобы прокормить себя и свою семью. Поэтому не надо сегодня обещать, что мы всем поможем. Поможем только тем, кто этого заслуживает, кто сегодня старается работать. Через полтора-два месяца все начнут работать. И если у вас есть контракты, вы поставите свою продукцию на те рынки, для которых вы ее заготовили».
О том, кто распределит деньги на спасение экономики
«Это будут рекомендации губернаторам. И каким-то предприятиям, за которые правительство непосредственно отвечает. Если мы будем выделять какие-то денежные средства для экономики – их будут делить губернаторы, они этого потребовали. Они говорят: мы сами разберемся – или магазин поддерживать, химволокно, или какое-то ковровое предприятие. Они правы, им там виднее, если мы будем эти средства кому-то выделять. Мы не должны из Минска чайной или столовой ложкой делить эти деньги, кому что достанется. Не надо этим заниматься. И слава богу, что регионы берут на себя эти вопросы».
О том, что остаётся ресторанам
«Чтобы те же рестораны везли обеды на предприятия, не задирая цены, домой к людям: мы же попросили стариков сидеть дома, а их надо накормить. Есть многие семьи, которые самоизолировались, – их тоже надо накормить. И многие рестораны пошли по этому пути, а некоторые сидят, сложив руки, и ждут, что им кто-то что-то даст. Никто никому ничего не даст. А если кто-то хочет, чтобы ему дали, пусть скажет: где это взять? Мы что, будем сегодня забирать у людей, которые напрягаются, и отдавать тем, кто сегодня бездельничает? Этого не будет».