«Пластмассовый помидорчик» за $170 000
Среди непонятных лотов нашелся любопытный экземпляр – кафе известной в Минске сети. Описание выглядит адекватно и сдержанно: расписано про аренду, количество посадочных мест, о 80% постоянных гостей, приходящих на обед. Справедливо указано: «Кафе в рекламе не нуждается, весь Минск его знает».
Комментирует продажу Алексей Садовой, соучредитель нескольких минских баров: «Это нечестно – заставлять меня комментировать дела Павла Полонского. Давайте так. Насколько мне известно, все рестораны сети «Эль Помидоро» продаются. На проспекте теперь – «Терра Пицца», на Якуба Коласа давно просто закрылся, на вокзале и на Богдановича пока работают. По мне, этот формат, где все было дешево, но много народного соуса и отечественных продуктов, зеленый искусственный газон и такой же пластмассовый помидорчик на витрине, себя изжил. Есть уже «Васiлькі» на этот случай».
Вердикт: если вы прогрессивный бизнесмен, ориентирующийся на перспективу, лучше не вкладываться. В описании указано, что возраст бизнеса – 8 лет. За это время кафе ни разу не переживало ребрендинг и свою концепцию не меняло, что считается губительным для общепита. Но, может, подойдет что-то другое из этой же сферы? Например…
«Прибыльная» кофейня в бизнес-центре всего за $10 000
На фоне продажи металлургического производства в Жодино за $490.000 и мясоконсервного завода в Ошмянах за $1.500.000 маленькая кофейня в бизнес-центре на Казинца выглядит детской игрушкой. Наскрести 20 тысяч новых рублей реально почти каждому: у некоторых машина дороже. Неужели так просто стать бизнесменом?
Алексей Садовой советует перед покупкой заморочиться: «Для начала поинтересуйтесь, насколько занят бизнес-центр «Гермес», сколько процентов площадей там арендованы. Во-вторых, посмотрите на карте, где это – Казинца, 11А. Впечатляют основные средства, которые включены в продажу: запас одноразовой посуды, сахар и ножницы! А вот расчеты экономической модели безупречны – рентабельность бизнеса 500%. Просто «продаю и плачу»! Не забудьте: вы и владелец, и логист, и продавец в одном лице».
Ирония Алексея понятна. Чтобы найти доверчивого покупателя, продавцы кофейни не поскупились на описание радужного будущего нового владельца:
«Кофейня – рентабельный бизнес! Об этом свидетельствуют хотя бы такие показатели: чтобы сделать чашку кофе, нужно использовать 7–8 грамм молотых зерен (себестоимость одной порции – около 30 копеек). Средняя цена чашки эспрессо – 2 рубля. То есть рентабельность бизнеса – 500%. Сумма доходов в большинстве своем зависит от количества клиентов, которые нас посещают, и от суммы их среднего чека. В среднем ежедневно нас посещает 60 человек, средний чек каждого составляет 5 рублей. То есть, сумма дневной выручки составляет 300 рублей. Месячная выручка составляет 6000 рублей. После вычетов расходов на коммунальные услуги, зарплату персоналу, налоги, рекламу и расходные материалы, наша чистая прибыль составляет 3000-4000 рублей в месяц».
Действительно, продают и плачут. Наверное, оттого, что не смогли вместить «коммунальные услуги, зарплату персоналу, налоги, рекламу и расходные материалы» в абстрактные 2000 рублей.
Блинная с бутиком в нагрузку. Всего за $25 000
Описание блинной как будто заказывали у матерого копирайтера, который вложил в него все свои наработки по захвату человечества (орфография сохранена):
«Высокий темп жизни сделал привычными перекусы на бегу иностранными полу химическими сэндвичами и гамбургерами. Долго такого отношения желудки не выдерживают, и вот уже изголодавшийся клиент вертит головой по сторонам в поисках не только сытной, но и полезной еды. Мы пришли на помощь — предложили горяченькие, с пылу-жару, наши исконно русские блины... Кстати, себестоимость одного блина без начинки и соусов, но приготовленного из натуральных качественных ингредиентов, стоит не выше 6 копеек. А продается он не дешевле 30 копеек. Посчитали доход? Прибавили дополнительный бонус от продажи начинок, подливок и напитков? Впечатляет? Тогда Вы понимаете выгодность нашего предложения!»
Важно сказать, что бизнес предлагают в комплексе – блинная вместе с магазином одежды. Оба заведения расположены в не самом ухоженном переходе рядом с ТЦ «ТРЮМ». Но, возможно, мы просто «темные», а концепция блинной с бутиком инновационна? После примерки двадцати платьев иногда так хочется подкрепиться жирным блинчиком прямо в грязном переходе…
Алексей уже вовсю иронизирует над лотами: «Вы можете, как главный герой романа Пелевина «Generation «П» научиться разгадывать людей через маленькое окошко ларька только по рукам и купюрам. Со временем вы поднатореете и сможете отличать пианиста от рабочего станкостроительного, по тремору рук ставить диагнозы, но и по номиналу купюр и их состоянию – судить о перипетиях человеческой судьбы… На вырученные от такого бизнеса деньги предлагаю покупать дизайнерские вещи в магазине Perehod, правда, высота «Пушкинской» в Москве с ее переходами навсегда останется непереплюнутой! А вообще, дельное предложение. Это то, что нужно».
«Известный» фитнес-центр за бешеные $170 000
Обратимся к другой сфере – пытаемся купить фитнес-центр. На фотографиях он выглядит вполне прилично, но все равно сложно поверить, что он стоит почти 340 тысяч новых рублей. Орфография сохранена: «Фитнес-центр находиться в шаговой доступности от жилого массива Юго-Запад» и «находиться в самом большом торгово-развлекательном комплексе района».
Залы для фитнеса базируются в ТЦ «Титан». Продавец завещает договор аренды до 2019 года, английские тренажеры и «более 140 клиентов в день».
Прицениться к лоту мы попросили владельца фитнес-центра, который работает в Минске уже больше 10 лет: «Продать зал за 170 тысяч долларов – нереально, конечно. Это я сужу по фотографиям, хотя что за зал в реальности – так и не понял. Учитывая уровень снимков, если зал будет тысяч 20-30 стоить – это супер.
Десять лет назад у меня был зал в 100 кв.м, сейчас – раздевалки такие. Тогда было очень туго и тяжело, денег не хватало. Я выставил зал на продажу и зарядил 90 тысяч долларов – просто, от балды. Хотя вложил в него всего лишь 30. За полтора года работы образовалась клиентская база, прибыль составляла около $1500 в месяц. Стоимость бизнеса исчисляется так: берется валовая выручка за год или считается чистая прибыль за три года. По второй схеме, выходит, реальная стоимость моего зала была около $40 тысяч. Грубо говоря, я заработал 10 тысяч. Мне невыгодно продавать за 40: в плюсе-то я на 10 тысяч, а так – имею полторы штуки в месяц. Думал, поставлю 90, отдам – за 75. Звонили несколько раз. Один из них – предложили просто продать право аренды помещения, без тренажеров, за 10 тысяч. Я забираю свои тренажеры и сваливаю, оставив им помещение с клиентами, – мне такой расклад вообще неинтересен был. Все предложения были несерьезными. Прошло время, я уже забыл про объявление, дела пошли получше. И – звонок. Может, полгода прошло. Сказал, что зал уже не продаю, но звонящие хотели встретиться. Короче, заходят два чувака таких, с портфелями, – то ли бизнесмены, то ли чиновники. Говорят: «Хочу жене бизнес купить. У вас там цена 90 стоит, я даю 95». Но это было 10 лет назад, когда в стране было все хорошо.
Сейчас на рынке такая ситуация. Покупательская способность падает, а новые фитнес-центры растут как грибы после дождя. Как выживать? Понятно, они демпингуют ценами.
А это – риск обанкротиться. Люди этого не понимают, не смотрят в будущее – это очень плохо. У меня богатый опыт, в том числе тренерский, я давно на рынке, в аренде – 1000 кв.м. На данном этапе у меня убытки в 200 миллионов старыми деньгами, несмотря на доступные цены, комфорт, репутацию и отсутствие конкуренции рядом. Как можно посчитать стоимость моего бизнеса, если я в минусах?
Никак. Мой бизнес убыточен, он никому не интересен. И я уверен: если бизнес убыточный, то его продают. Говорю как есть. Я же начал продавать свой бизнес, когда у меня было все плохо. Когда все стало хорошо, даже за 95 тысяч не продал, а приходили же люди. Если бы они пришли на месяц раньше, я бы прыгал от счастья. Мне кажется, нет смысла продавать курицу, которая несет золотые яйца. Если только не серьезные жизненные обстоятельства вроде переезда в другую страну или пересадка почки или печени. Бывают же случаи, но это маловероятно. Скорее всего, это конкуренция: сильный пожирает слабого и вытесняет с рынка».
Послушав бывалых, создалось стойкое впечатление: нормальный бизнес никто продавать не будет. Хотя есть примеры
Скажем, предприниматель Иван Бируля в Facebook написал: «А я сегодня продал свой бизнес. Небольшое кафе. В общем, то, о чем мечтает каждый третий белорус. Продал с дисконтом в 45% от инвестиций... Не переживаю». Оказалось, ситуация не похожа на типичную: «У меня все банально и просто. Оперативным управлением занималась жена, так как она в этой сфере работает уже более 13 лет. Но произошло радостное событие – мы ждем пополнения в нашей семье. Долго обсуждая эту тему, мы пришли к выводу, что передать бизнес под оперативное управление кому-либо не получится, так как даже на минимальный контроль требуется время и силы. Так что было принято закономерное решение, что семья стоит дороже любых начинаний».
Если вы хотите свой бар или джим, лучше не надеяться на легкую наживу и создать свой бизнес с нуля. Но вкладывать больше $100 000 в уже убыточные предприятия – вариант явно куда более рисковый. Вряд ли у всех продавцов (на сайте их более 140) нашлась радостная причина продавать свою «дойную корову».