«Муратова не лидер и не аутсайдер. Она — антигерой, антигероиня любого предлагаемого сюжета. Кроме того, который сама создает на экране», – так писал о Кире Георгиевне журнал «Сеанс», и это было точным в неё попаданием. Её фильмы уважал Егор Летов, а в одной из первых картин «Короткие встречи» снялся сам Владимир Высоцкий. Муратова — многогранный и противоречивый режиссер ушедшей эпохи кино, каждый раз вызывавшего споры: это для зрителя, или кино слишком высоколобное и фестивальное? Её фильмы – про обычных людей и в тоже время про странных психов, собравшихся вместе на съемочной площадке у талантливого автора. За 83 года Муратова успела стать по-настоящему культовым режиссером. Её работы много раз получали премии Берлинского фестиваля, международного фестиваля в Локарно, его украинских аналогов, а Американская киноакадемия звала её судить «Оскар». При этом её ленты подвергались жесткой советской цензуре.
Она называла себя украинским режиссером и выступала за возвращение Крыма «Родине». Муратова жила и работала в Одессе, а свой первый фильм сняла ещё в 60-х. Последний свой фильм — «Вечное возвращение» — Муратова представляла на фестивале в Риме в 2012 году. После него она объявила о завершении режиссерской карьеры. Во многом это решение связано с отсутствием адекватного финансирования кино, и, конечно, уже не такого количества физических сил, которых требует режиссура. Кинокритик Антон Долин назвал Муратову «лучшей» и «гением», рассказав, что общался с лауреатом Берлинского кинофестиваля всего несколько недель назад. С её смертью ушла целая эпоха российского кино — бьющего, в чем-то неправильного, о людях, до которых нам часто нет дела, и которые кажутся нам странными и ненормальными. Мы вспомнили 10 фильмов Муратовой, которые останутся в истории.
1. «Короткие встречи»
Это первая картина Киры Муратовой в качестве режиссера. Здесь она исполнила свою первую и единственную главную роль, как признавалась позже сама, от безысходности, но как кажется нам — по счастливой случайности, ставшей каноничной. Эта черно-белая лента молодой Киры окутана лирическим туманом. Здесь исследуется история любви, вернее, классического любовного треугольника, в который оказался втянут персонаж-геолог, именно его и сыграл Владимир Высоцкий, за музыкальное обаяние которого уже стоит открыть киноленту. Вся история строится по принципу мозаики, что напоминает излюбленный прием Алехандро Иньярриту. Интересно, что Кира Муратова использовала этот принцип ещё много лет назад в своей дебютной работе.
2. «Астенический синдром»
Его называли самым остро-социальным фильмом и даже «фреской о нашей жизни». Это кино — гимн пессимизма и социальный диагноз, как называли его критики. Здесь у Киры Георгиевны прослеживается долгая усталость, рефлексия и чувство безысходности от общества, в котором живет и она, и каждый её герой. Это манифест новой эпохи, где нет места трещащей по швам идеологии. Фильм сразу был отмечен на Берлинском кинофестивале «Серебряным медведем».
3. «Среди серых камней»
Одни называют этот фильм лучшим в послужном списке Муратовой, другие критикуют за излишнюю мрачность и сбивчивость основной мысли. Фильм рассказывает историю, разделенную на два оттенка: бездомных людей в трущобах и богатой семьи, которые живут друг с другом бок о бок. Резкие переходы из одной сцены в другую как будто сталкивают каждого из нас нос к носу с этими серыми обломками камней и безысходностью, острой и тяжелой. С одной стороны — люди-бродяги, ни разу в своей жизни не видевшие деликатесов, и их дети, не знающие, что такое новые игрушки. С другой — люди-«мажоры», которые живут свою жизнь сочно и денежно, прогуливаясь по холеным комнатам особняка. Это история про безусловную любовь к миру, которая может получится, только если принять его со всеми счастливчиками и безнадежными аутсайдерами жизни. P.S. Одну из главных ролей здесь исполнил культовый Станислав Говорухин.
4. «Долгие проводы»
Эта картина пролежала в пыли десять лет. А 555 копий фильма были уничтожены. Все мы помним или наслышаны о советской идеологии, которая «пускала» или «не пускала» фильмы к зрителю. Так один из цензоров увидел в фильме «противопоставление интеллигенции и народа». Эту черно-белую картину могли вообще не доснять, если бы не поддержка режиссера Сергея Герасимова, бывшего педагога Киры Георгиевны. Это пример «неправильного кино» и его прямолинейного автора, который в итоге получает то, что хочет. В одном из интервью Кира Георгиевна рассказывала, что свои первые картины (сюда и «Короткие встречи») она сняла под вдохновением Микеланджело Антониони и Ингмара Бергмана.
5. «Два в одном»
Это авангардный реализм, то есть кино одновременно о жизни и смерти. Провокационное высказывание о возрасте и времени, а так же творчестве, кино и театре. «Искусство кино» точно рецензировало, что это - «о игровой природе человека, о реальности условной и безусловной, о понимании режиссуры в самом широком, и самом конкретном смысле слова».
Удивительный фильм, где Кира Георгиевна Муратова создала новую реальность, новую сцену, которая является буквальной и потусторонней, в переносном смысле слова. Наизнанку вывернута театральность, в которой обвиняли её работы критики и цензоры. «Шоу должно продолжаться!» Несмотря на то, что только что на сцене театра повесился актер. «Два в одном» ставит под сомнение все эстетические каноны «правильного» кино. Муратова осознанно шла на эту провокацию и никогда так рьяно не делала соучастниками истории зрителей, вовлекая их в соавторы.
6. «Вечное возвращение»
Это кино Кира Муратова привозила и в Минск, картину показывали на фестивале «Листопад». Название фильма режиссерка позаимствовала из фильма своего детства, который очень любила. Там рассказывалась история современного Тристана и Изольды от лица Жана Кокто. Абсурд возведен здесь в куб, а на фоне играют ностальгические песенки Петра Лещенко и «тихие романсы» Валентина Сильвестрова, которого называли современным антиподом Вагнера. Сюда с её космичностью и манерностью отлично вписалась Рената Литвинова, которую Кира Георгиевна с момента знакомства (94-й год), будет снимать в каждом своем последующем фильме.
О чем же история? Под видом сцен-юморесок «на скорую руку» почти прячется рефлексия о том, как из вязкой рутины бытия получаются две самые важные и волшебные вещи в мире — творчество и любовь.
7. Чувствительный милиционер
Фильм, который после тяжелых картин и «историй психов» заново заставил поверить фанатов творчества Муратовой в людей. Он насквозь пропитан добром и в каком-то смысле абсурдной верой во всё человечество, где милиционеры спасают младенцев, а люди борются и выстраиваются в очередь за ним на опеку. По словам самого режиссёра, отличие этой картины от предыдущих лент в том, что это — «чистосердечная история без подвоха, почти сказка, а эстетика картины — нечто близкое к витрине фотоателье, где на тебя таращатся розовощекие младенцы и улыбчивые молодожены». Возможно, именно поэтому фильм включен в список ста лучших фильмов мира по версии Европейской Академии кино и телевидения.
8. «Увлеченья»
Это первый фильм Муратовой с Ренатой Литвиновой, рассказывающий про культовое противостояние двух подруг, блондинки и брюнетки. «Увлеченья» от и до наполнены шармом и поэтикой. Это не кино и не театр — это что-то между. Здесь, как в жизни, кто-то может быть страстно увлечен лишь болтовней о лошадях и скачках, кто-то — девушками, кто-то — пафосными размышлениями о бренности сущего. Все персонажи транслируют здесь свою историю и мысль, облеченную в бескрайние морские пейзажи и волновой словесный поток. Кстати, загробные монологи Литвиновой о смерти и красоте действительно очень красивые.
9. «Мелодия шарманки»
Грустная и одновременно ироничная история о двух родственниках: сестре и её сводном брате, которых накануне Рождества собираются отправить в разные интернаты. Естественно, молодые люди этого не хотят, и решают сбежать в город, чтобы найти своих биологических отцов. В большом мире до этих маленьких людей никому нет дела. Кажется, эта история не только про «безродительство», но и одиночество большого города, каждого отдельного человека и зияющей пустоте внутри каждого из нас.
10. «Три истории»
Сергей Маковецкий, Олег Табаков и Рената Литвинова. На этот фильм-детектив стоит обратить внимание уже из-за актерского состава. Картина — три коротких повествования об убийствах, где в роли палача выступает зрелый мужчина, невротичная женщина и маленькая девочка. Вычурные персонажи, томные диалоги мизантропов, объединенные парадоксами и криминалом. Решив снять картину об убийствах, Кира Георгиевна попросила своих знакомых написать по рассказу, в котором бы совершалось преступление. Несколько из них и стали нарративом фильма. А «Офелия» (вторая из «короткометражек») поставлена по сценарию Ренаты Литвиновой, и тоже явно останется с нами навсегда.