У киновселенной Marvel пополнение. Пополнение довольно-таки значимое: Человек-муравей в оригинальных комиксах играет немаловажную роль в составе «Мстителей». Да и сам по себе персонаж он любопытный, и на большом экране его ждали многие и достаточно долгое время. С течением лет запуск сольного фильма о супергерое, способном уменьшаться до невероятных размеров и управлять взводами муравьев, откладывался на неопределенные сроки, пока за него крепко не взялся Эдгар Райт, автор богоподобных «Зомби по имени Шон» и «Типа крутые легавые». Фанаты ликовали, но недолго: перед самым началом съемок британец покинул режиссерское кресло «по креативным причинам». С тех пор «Человека-муравья» заклеймили заведомо провальным и ничего фееричного не ждали.
Быстро введу вас в курс дела: этот фильм можно смотреть, не зная всех сюжетных перипетий историй про Железного человека, Тора и прочих. Перед нами классическое, хоть и супергеройское, кино про ограбление. Главным героем предстает Скотт Лэнг (дружище Пол Радд), только что откинувшийся технарь-грабитель с благородными мотивами.
В жизни все тяжко: грабить больше не хочется, но чтобы видеться с дочерью, нужно становиться на ноги.
Его-то и находит профессор Хэнк Пим (шикарный Майкл Дуглас), оригинальный Человек-муравей, подыскивающий себе замену по причине старости (в комиксе у него еще и раздвоение личности было, но эту деталь решили на большом экране не упоминать). Замут заключается в том, чтобы не дать злой (ну а как по-другому?!) корпорации использовать технологию костюма Человека-муравья в военных целях. Все просто и вкусно.
Сразу стоит отметить, что Пол Радд в любом фильме такой классный, что сразу хочется позвать его на бокальчик в ближайший бар. От главного героя мы получаем именно то, что нужно: смешной, душевный и небесполезный. При этом львиная доля шуток (включая самую удачную) приходится на его корешей-грабителей, балансирующих между «нравится» и «бесит» довольно умело и без радикальных выпадов. Великий Майкл Дуглас, кажется, отрывается на старости лет по полной программе. Здесь на него очень приятно смотреть. Его энергичный профессор Пим так хорош, что пора собирать подписи в поддержку сольного фильма об оригинальном Человеке-муравье. О роли Эванджелин Лилли сказать нельзя ничего плохого, но и восторгов особых ее персонаж не вызывает. Она, как это емко подметил один мой знакомый – норм. На роль злодея, как это заведено, выбрали крепкого характерного актера. Кори Столл вытаскивает из, казалось бы, плоского антагониста неожиданные психологические моменты, что выделяет его из заезженных я-просто-хочу-править-миром плохишей.
Важной находкой для фильма стали сверхспособности Муравья. Его умение уменьшаться до микроскопических размеров раскрыло новые просторы для ответственных за спецэффекты парней. Всегда приятно, когда 3D в тему, а еще приятнее, когда ты ничего подобного не видел. Макросъемки и работы с текстурами воистину завораживают и дарят свежий взгляд на экшн. Сцена с камео Сокола из Мстителей нормально так сносит башню.
При всем этом есть у фильма кое-что непонятное. «Человек-муравей» классный, но шедевром его назвать язык не поворачивается.
Кто-то называет его лучшим сольным фильмом из киновселенной Marvel со времен первого «Железного человека». Так говорят, конечно, те, кто по глупости своей не понимает, что лучший сольник – это вторая часть «Капитана Америки». В любом случае это не так. Я уверенно ставлю Муравья на третье место.
Быть может, дело в упущенных возможностях. Смотреть этот фильм без мыслей «а как бы это снял Эдгар Райт» сложно. Сценарий ушедшего в ответственный момент режиссера корректировал исполнитель главной роли лично, что скорее хорошо, чем плохо. Но вот это «а что, если бы все-таки Райт» не дает покоя. И прямо бесит.
P.S. Да, в фильме две сцены после титров. И да, в каждой есть смысл.
(Будь ты проклят, Говард Утка из «Стражей Галактики»!)