Ежегодная Премия американской киноакадемии «Оскар» обычно проходит в конце февраля. На этот раз даты сдвинулись на начало марта, и в этом есть ирония: обычно не все зрители успевают посмотреть фильмы, которые номинируются на премию. Хотя, я думаю, что на том конце света о таких мелочах не задумываются. В этом году мы в кои-то веки не видим в главных номинациях фамилии режиссёра Иньярриту и его помощника оператора Любецки. Зато нас радуют заслуженным именем Гильермо дель Торо в списках соискателей премии и совершенно невероятным для оскароносной публики триллером «Прочь». Если бы я вручал Оскары, победители были бы вот такими. Со всеми несогласными готов обсудить это в комментариях.
Лучший фильм. Победитель: «Три билборда на границе Эббинга Миссури»
В этом году американские киноакадемики находятся в крайне сложной ситуации. Судить им придётся сразу несколько хороших фильмов. Причём темы фильмов невероятно заезжены и проверены годами выдержки. Учитывая оскароносный успех картин про политических лидеров, можно предположить, что фееричное перевоплощение Гари Олдмана в Черчилля не оставят в стороне. Но отметая вопросы о расовой принадлежности, чеховский реализм, мучительные журналистские расследования и военные трагедии, главным претендентом на лучший фильм останется «Три билборда на границе Эббинга Миссури». Несмотря на сложнопроизносимое название, в фильме присутствует невероятная напряжённость действия. Знаменитый темп и неожиданная концовка принесли народную славу режиссёру картины. А вот тема борьбы маленького человека против власти (реальная, не левиафановская фантасмагория) не то, чтобы нова для премии, но имеет больший фундамент для обсуждения, чем заезженные феминизм, рассовая дискриминация и гомофобия.
Лучшая мужская роль. Победитель: Дэниэл Калуйя — «Прочь»
Почему мы не предпочли маститым актёрам-визитным карточкам Голливуда никому не известного парня с огромными глазами, спросите вы? Дэй-Льюис, Олдман, Вашингтон – они выжали из себя всё! Несмотря на то, что Гари Олдман ближе всех подобрался к победе в этой номинации за своего Черчилля, успех наверняка ждёт Дэниэля Калуйя, который мастерски передал подозрение, отчаяние и бессилие, гнев в уникальном для современного кино триллере «Прочь». И все эмоции были не пограничными, его пластика творит чудо с самыми незначительными переживаниями. Герой картины благодаря актёру оживает будто после долгого сна, испытывая эмоции на максимальных настройках.
Лучшая женская роль. Победитель: Фрэнсис МакДорманд — «Три билборда на границе Эббинга, Миссури»
Хотелось бы с превеликим удовольствием внести сюда имя Салли Хокинс, так натурально мастурбирующей в фильме «Форма воды», при этом сохраняя строгую невинность, но академия любит уверенность и постоянство. Шестидесятилетняя МакДорманд еще в 97-м году получила свою статуэтку за роль обжорливого и неспешного полицейского, маленькими шажочками добирающегося до истины. В «Трёх билбордах» она показала злого реднека с окраины, которая ненавидит своим слабым умишком местные власти и которой справедливость нужна здесь и сейчас. Получилось у неё это на редкость естественно. Почему вы до сих пор не возмущаетесь, что я прохожу стороной остальных?
Лучшая мужская роль второго плана. Победитель: Сэм Рокуэлл — «Три билборда на границе Эббинга, Миссури»
Этому парню давно пора выдать его Оскар. Ещё со времён «Фроста против Никсона» и «Луны 2112», когда старине Сэму начали предлагать серьёзные роли первого плана. Почему не Ричард Дженкинс, спросите вы, так умело обращавшийся со своим героем, недоумком-геем, который не в состоянии выбраться из своей зоны комфорта? Или не Уиллем Дефо, завораживающая мимика которого начала приедаться ещё в «Антихристе» Ларса фон Триера? Или, может, Вуди Харрельсон, так умело играющий серьёзного и уверенного с своих действиях парня, который в конечном итоге пускает всё под откос? Да ладно, харизме дядюшки Сэма может позавидовать даже Джим Керри. Да и как можно не любить образ внешне наивного простачка, который знает все шаги наперёд?
Лучшая женская роль второго плана. Победитель: Октавия Спенсер — «Форма воды»
Странный год выдался. Больше всего номинаций у завораживающей сказки дель Торо «Форма воды», которая умудряется ненавязчиво сочетать в себе самые актуальные темы мирового кино вместе взятые. Здесь есть и гомосексуализм, и сексизм, и феминизм, и расовая нетерпимость, и даже всеобъемлющая порочность. А ещё есть замечательная актриса второго плана, изящно прячущая сигаретный дым от начальника, будто от родной мамы. И мне кажется, я почти уверен, что мисс Октавия Спенсер повторит свой успех, и возьмёт ещё одну статуэтку за лучшую роль второго плана (первый раз она получила Оскар за фильм «Прислуга»), если не за душевность и ненавязчивость своего героя, то за великолепно переданную мотивацию жертвенности.
Лучший режиссер. Победитель: Гильермо дель Торо — «Форма воды»
Почему не Нолан? Не за тот фильм ему Оскар положен. Почему не Андерсон? Потому что байопики, видимо, достали всех окончательно. Пил? Очень хороший подход, но слишком попахивает независимым кино уровня созревшего Кевина Смита. А кто-нибудь видел Кевина Смита хоть раз в номинантах на Оскар? Гервиг – разве что за «женское кино». А вот Гильермо однозначно заслуживает свою заветную статуэтку за передачу в картине мрачной сказочности. При этом антураже он умудрился оставаться на уровне чистейшего реализма. Это не гротеск Бёртона, и не вычурность Коламбуса. Совершенно своеобразный и самобытный стиль, который никто не смог повторить (или создать до него), отличает дель Торо от прочих номинантов, которые помешались на тенденциях. При этом режиссёр умудрился втиснуть (другое слово сложно найти) в свою картину самые значительные темы мирового кино максимально ненавязчиво и безболезненно – так, что понимающие одобряюще улыбнутся, а ослеплённые агрессоры не успеют понять, что и как перед ними произошло.
Лучший оригинальный сценарий. Победитель: «Три билборда на границе Эббинга, Миссури»
Мартин МакДона некогда снял оскароносную короткометражку «Шестизарядный», умудрился создать потрясающе атмосферную и по-европейски сдержанную историю киллеров «Залечь на дно в Брюгге», и даже выпустить дистиллированную криминальную историю уровня раннего Гая Ричи. В истории своего нового фильма он умудряется сочетать все технические и эмоциональные якоря. Эта история столь искромётна, сколько и правдива. Она в некотором роде – пересказ «Фарго», что вызывает аналогию с победой в этой номинации, но при этом сюжет перевёрнут с ног на голову: здесь в центре происходящего тоже женщина, только она не стремится распутать клубок, а наоборот завязывает все узлы.
Лучший адаптированный сценарий. Победитель: Скотт Нойстедтер, Майкл Х. Уэбер – «Горе-творец»
Знаете, как в своё время унижался Томми Вайсо, чтобы прийти к успеху в Голливуде? Ему пришлось найти кучу денег и снять самый отвратительный, кошмарный, ужасный фильм всех времен и народов, сделать идеальную памятку для потомков о том, как не нужно снимать кино (это всё о фильме «Комната» 2003 года). И вот, спустя 15 лет, он, наконец, пришёл к своему успеху. Но, как это часто и бывает в американской киноиндустрии, благодаря Джеймсу Франко. Биографический фильм «Горе-творец» уже заслужил одобрение тысяч зрителей и сотни кинокритиков по всему миру. А всё благодаря ироническому отношению создателей к трагикомичной, и достойной отдельной картины, жизни горе-творца.
Лучший фильм на иностранном языке. Победитель: «Квадрат»
Главный аргумент за этот фильм – он заслужил пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля. А даже чуждая европейской традиции Америка уважает выбор жюри Канн. Совершенно понятно, почему фильм получил полнейшее одобрение публики и критиков – в нём насобирали все житейские проблемы современной общественной элиты, модного класса «высшего человека». Только если в «Хранителях» такой человек хотел убить всё живое ради очищения, здесь он борется со своими внутренними демонами и внешними обстоятельствами, забывая, что за пределами квадрата всё не очень гладко.
А почему не Звягинцев? Потому что его откровенность и крайняя степень реализма в передаче русской повседневности до сих пор далека до европейского и американского жюри, даже несмотря на вечность поднимаемых им вопросов. Это как последние европейские картины Тарковского, которого до его смерти так никто и не принял за границей.
Лучший анимационный фильм. Победитель: «Тайна Коко»
Ну вы же знаете этот Disney. Мультфильм уже успел завоевать Золотой глобус, и Оскар наверняка тоже не пройдёт мимо него. Совместное творение Pixar и Disney (много, очень много денег) не может быть плохим во всех смыслах сказанного. Каким бы новаторским подходом ни поражал «Ван Гог: с любовью, Винсент», как бы ни бился «Фердинанд» в надежде сорвать с вас скупую слезу, «Тайна Коко» получился на редкость душевным ремейком «Божественной комедии» и более массовым и понятным пересказом стоп-моушн шедевра «Кубо».
Лучшая работа оператора. Победитель: Хойте ван Хойтема – «Дюнкерк»
Да кто вообще вспомнит про бессмысленный и беспощадный почти двухчасовой «Дюнкерк» с его широкими объективами и захватывающими воображение планами воздушных полётов? Масштаб «Бегущего по лезвию 2049» кажется значительнее! Но ребята из киноакадемии раз в год не объективами меряться собираются. Здесь стандартная фишка Любецки не прокатит – выживет не тот, кто дальше глядит, а тот кто видит красоту в мелочах. Предыдущий опыт Хойте ван Хойтема (007: Спектр) не слишком удачен, ведь студийные боссы не давали ему разогнаться на полную катушку. Нолан же со своим «Интерстелларом» (да-да, именно этот оператор снимал космические приключения МакКонахи) и новым «Дюнкерком» позволил показать ему в кадре трагедию одного человека как трагедию целого человечества. И неважно, что перед нами: узкая кабина пилота в космосе или огромный пляж, усыпанный обломками снарядов из «Дюнкерка».
Лучший монтаж. Победитель: «Малыш на драйве»
Бьюсь об заклад, этот шедевр визуального повествования победит во всех технических номинациях, на которые его выбрали. Монтаж фильма и звука среди прочего выходит на первый план, ведь повествование нового фильма Эдгара Райта строится на монтаже, а не наоборот, как делает большинство режиссёров. Всё здесь, от раскрытия характеров персонажей, до основных сюжетных переходов зациклено на взаимодействии музыки и внешней среды. Темп картины постепенно ускоряется в темпе музыки в экшн-сценах, при этом он остается зависимым от внутренних переживаний героя. Нашему человеку будет сложно понять, в первую очередь в виду трудностей перевода, большую часть отсылок и стилистических приёмов, но честное слово, это единственная в своём роде картина, которая выжимает всё возможное из кинематографического искусства по максимуму.
Лучший монтаж звука. Победитель: «Малыш на драйве»
1. Если вам что-то осталось непонятным, пересмотрите пожалуйста фильм ещё раз и перечитайте предыдущий пункт материала.
2. Если после этого, вы всё равно почувствуете непонимание, выполняйте пункт 1 данной категории до положительного результата.
Лучшие визуальные эффекты. Победитель: «Звёздные войны: Последние Джедаи»
Это была отвратительная ошибка киноакадемии, которая прервала чудную традицию, и два года подряд не одаривали фильмы по вселенной «Звёздных войн» призами за лучшие визуальные эффекты. Мало того, что молодчина Абрамс старательно и скрупулёзно переносил каждую мелочь (вплоть до воссозданного в натуральную величину летательного корабля «Тысячелетний Сокол») из мастерской в фильм, снимал по максимуму за пределами студии, так он ещё был первым, кто перенёс вселенную, знаменитую как раз своим новаторством в сфере эффектов, в наше время, и перенёс вполне удачно. «Изгой-один» вообще многими фанатами считается лучшим фильмом истории. «Стражи Галактики», конечно, превосходны своей картинкой, «Бегущий по лезвию» поражает масштабностью и стилистикой, но мы выступаем за традицию и новаторство!
Лучший саундтрек. Победитель: «Дюнкерк»
Нолан, похоже, подписал пожизненный контракт с композитором Хансом Циммером, ведь органист выдаёт на каждый его фильм по целому шедевральному саундтреку. Прошлый год – не исключение. Заменив органные оргазмы, иллюстрирующие бесконечность космоса, на растянутый героический эпос, будто маэстро заснул на своём синтезаторе лицом, он ничуть не проиграл в драматургии. Темп музыки отлично сочетается с разделёнными на три части сюжетными зарисовками и дополняет общую атмосферу безысходности и не именуемой опасности. Циммер Оскара получит точно.