«Остров собак» – новое творение современного гения Уэса Андерсона. Картина уже получила награду за лучшую режиссуру на Берлинском кинофестивале, где стала первым в истории анимационным фильмом, открывающим фестиваль, а также ухватила тысячи хвалебных отзывов зрителей и кинокритиков. Теперь, как всегда с опозданием, настала очередь беларусов оценить очередной культовый шедевр любимчика всех математиков Андерсона.
Оруэллу и не снилось
Недалёкое будущее, Япония. Мэру (читай – диктатору) выдуманного города Мегасаки до чёртиков надоели собаки, обитающие в черте его владений. К тому же правитель относится к мерзкому клану кошатников, не дающему покоя бедным пёсикам. Его указом всех городских собак изолируют на необитаемый остров, на который свозят весь городской мусор. Спустя полгода на поиски своего любимого пса отправляется мальчик Атари, по совместительству племянник мэра, на помощь которому приходит вся островная собачья братия. Чувствуете подоплёку? Мусорный остров здесь приравнивается к собачьему. Как и всегда, Андерсон балансирует на тонких гранях между гротеском и реализмом.
Девять лет прошло после того, как режиссёр выпустил свой анимационный фильм «Бесподобный мистер Фокс». С тех пор много воды утекло, много фанатов появилось у несомненного гения, который умудряется сочетать в своих картинах эстетику стиля Америки 60-х и теплые, даже приторные тона. Он вновь вернулся к кукольной стоп-моушн анимации, собрал своих любимых актёров и актрис (кроме братьев Уилсонов), сжал в кулак собственные технические наработки и современные технологические возможности, и в очередной раз выстрелил по глазам, ушам и сердцам своих фанатов. И знаете, он попал ровно в цель.
Как и в своём предыдущем творении «Отель «Гранд Будапешт», Андерсон создаёт собственный мини-мирок со своими физическими и идеологическими закономерностями. Каждое слово, написанное в сценарии, стоит ровно на своём месте – сложно представить какого-нибудь из персонажей этой вселенной в другом городе, государстве или мире. У режиссёра, как и всегда, всё на своих местах, всё сдержанно, местами наивно, при этом неуклюже и смешно. Но, самое главное, цельно и органично.
Его фирменный стиль угадывается с первых кадров, чёткие, математически выстроенные планы и композиции ещё не наскучили, хотя в них – любой фильм маэстро. Но для чего-то ведь он создал этот маленький выдуманный мир, уютно устроившийся между злополучным островом и горой Фудзияма. В «Острове собак» режиссёр не ограждал себя чередой условностей, которые возникают при съёмке живых людей на натуре. Он решил, что снимет мультфильм, собрал воедино все свои фирменные приёмы и позволил себе оттянуться по полной.
Слушать в оригинале
Если хотите прочувствовать всю красоту «Собачьего острова», то советую слушать мультфильм в оригинале. Именно слушать, ведь вы услышите там ни много ни мало как голоса Брайана Крэнстона, Эдварда Нортона, Билла Мюррея, Скарлетт Йоханссон, Лива Шрайбера, Гретты Гервиг, Джозефа Голдблюма, Тильды Суинтон, Фрэнсис МакДорманд, и даже вдовы Джона Леннона Йоко Оно, персонажу которой решили не искать новое имя.
Дубляж в этом случае можно считать смертным грехом для этого фильма. Ведь тут большая часть повествования и развития персонажей строится не на актёрской игре, а на интонациях. Тем более, когда собрался такой великолепный актёрский каст! Первое, что вам захочется сделать после просмотра картины – залезть на кинопоиск и посмотреть, кто кого озвучивал. Но ничего этого не будет, если смотреть его в русской озвучке.
Смех да и только
Андерсон не любит изменять себе в своих новых картинах. Цветовая гамма, характеры персонажей, общий стиль меняются крайне лениво. Режиссёра словно раздражает мысль о том, что его предыдущие персонажи как-то могут не устраивать зрителя. Но вот что с каждым разом приобретает совершенно иную форму, так это сама выдуманная вселенная, в которой происходит действие. Здесь всё происходит по законам не жанра, а по законам Андерсона, существующим исключительно в рамках этого конкретного мира.
Ребёнок может занять место высшего чиновника, собака – говорить с японцем на чистейшем английском, но не понимать его. И даже религия тут своя собственная. Но главный козырь – юмор, специфический, очень тонкий и скрупулёзно вымеренный. Чего только стоит остроумное предупреждение зрителя вначале картины, которое задаёт общий тон повествованию всего фильма. Причём большая часть фильма, как и множество визуальных шуток, построена на отсылках и дани уважения режиссёру-вдохновителю Андерсона – Акире Куросава. Каждая сцена в «Острове» пропитана духом японской культуры, каждый кадр переполнен её неповторимым колоритом. Возможно, увлечённость японским гением помогла Андерсону нащупать драматический посыл фильма, ведь основная проблема здесь, как снежный ком, от личной трагедии маленького человека разрастается до эпичной борьбы за право существовать. И в этом фарсе политическая сатира тесно переплетается с религиозной, а традиционное общество уступает дорогу информационному молодому поколению. Актуально для беларусов, не правда ли?
Вообще этот мультфильм куда больше для взрослых, чем для детей – тут не такие простые метафоры, как в нашей любимой «Тайне Коко», и не такой радостный примитив, как в «Тайной жизни домашних животных». Но не переусердствуйте с поиском смыслов, ведь в первую очередь это добрый мультфильм. Хоть и с долей взрослого чёрного юмора.