Ох уж этот 2020: угроза третьей мировой, коронавирус, недавние новости из Китая о вспышке бубонной чумы. Аксессуарами последних месяцев, которые плотно вошли в жизнь беларусов, стали медицинские маски, перчатки, флакон антисептика, а правилом хорошего тона – социальная дистанция. Но всё это уже когда-то было – история циклична. Праздность сменяется смирением и застоем, застой – прорывом, прорыв – праздностью. Мария Мелёхина описывает, как мода в разные времена реагировала на культурные и социальные события, в том числе пандемию, и чего беларусам ждать от посткоронакризисной эпохи.
Бубонная чума – это почти рок-н-ролл
Чума или «Черная смерть» ворвалась в Европу, как рок-н-ролл, и свирепствовала с 1346 по 1353 годы, выкосив половину населения континента. И поскольку антибиотики еще не были изобретены, надеяться на хлипкий иммунитет было бесполезно – заражение означало верную смерть. Ужас заразиться перекрывал даже страх войн. Популярным стал костюм «чумного доктора» или человека-птицы: льняной накрахмаленный плащ до пят, перчатки, высокие сапоги и своеобразная маска с клювом, в которую набивали травы и чеснок. Считалось, это должно уберечь от болезни, но на самом деле спасало мало – смертность была колоссальной. «Чумным докторам» платили городские власти, поэтому в профессию шли в основном бедные выходцы медицинских факультетов.
Как и сейчас, власти проявляли заботу о гражданах и советовали чаще мыть помещения, разводить костры, дышать порохом, а на шею вешать чеснок или мешочек, извините, с дерьмом – должно было помочь… Но не точно. Иногда по улицам прогоняли скот, чтобы очистить воздух. Считали, что животные – это фильтр: вдыхают грязный воздух и выдыхают уже чистый.
А меж тем Европа захлебывалась в дерьме и помоях, которые буквально текли по улицам. Антисанитария была страшная, что способствовало не только распространению чумы, но и вспышкам желудочно-кишечных заболеваний. Чтобы не оконфузиться в приличном месте и быстро справить нужду, в моду ввели мужские чулки до середины бедра – шоссы. Это что-то типа «ковбойских брюк», которые сверху прикрывались рубахой. Хотя, конечно, церковь порицала такой разврат.
Есть предание, что однажды французскому королю Людовику IX, который прогуливался по улицам Парижа, случайно на голову вылили горшок с дерьмом. И в 1270 году вышел указ о запрете выливать что-либо из окон в Париже. Тем не менее, это мало кого останавливало, несмотря на штрафы. Спустя сто лет борьбы в 1370-х закон смягчили – помои выливать из окон стало можно, но нужно было три раза крикнуть о своем намерении.
Соответственно, в моду начинают входить широкополые шляпы у мужчин, а у женщин – специальные сумки для волос или чепцы, чтобы защитить голову и волосы от фекалий. Помните шляпы мушкетеров? Реверанс появился тоже не просто так – шляпу снимали и относили подальше от носа дамы.
Конечно, времена были темные и зловонные, поэтому у многих сдавали нервы – начинался психоз. Только в то время люди не стояли в очередях, а кричали и предавались безумным танцам часы напролет. Одержимость пляской получила название «хореомания». Иногда пляшущая толпа перемещались от города к городу: некоторые падали от изнеможения и умирали. Явление просуществовало несколько веков и обросло мифами. Современные ученые предполагают, что безумные танцы были вызваны отравлением психоактивными продуктами спорыньи, поражающей разные злаки. Содержащиеся в спорынье алкалоиды по химической структуре близки к психоактивному веществу ЛСД, которое изначально было синтезировано именно из них.
Вместе с безумными танцами был озвучен и аналог современного постулата рок-н-ролла: «Ешь, пей, люби, ибо завтра ты умрешь». Мода сразу же отреагировала на призыв – одежда стала более сексуальной и открытой. Церковь была не восторге, но люди, как и сегодня, хотели жить и радоваться. Своего рода – это возвращение к античности, когда нагота и красота человеческого тела не считались греховными.
В женский гардероб плотно входят корсеты, в мужской – гульфики. И если корсеты были призваны подчеркнуть грудь и бедра женщин, то гульфики – мужское достоинство. И здесь самолюбие мужчин не знало границ: гульфики украшали драгоценными камнями, мехами, разноцветной отделкой и вставками. Существует даже легенда про герцога Болоньи Фабрицио, гульфик которого на приеме у Анны Болейн стал сильно выпирать. У королевы было отличное чувство юмора, и именно тогда родилась крылатая фраза: «Это у вас яблоко в штанах или вы настолько рады меня видеть?» Дело в том, что в Средневековье еще не было обычных человеческих брюк, поэтому гульфик выступал отдельным элементом одежды, который крепился к штанинам лентами. Соответственно сильные интимные переживания мужчин не могли остаться незамеченными.
Гульфики, или, как их стали позже именовать, «срамные капсулы», также использовали рыцари для защиты своего достоинства в бою – выковывали их из железа вместе с доспехами. Стоит сказать, эти придатки достигали внушительных размеров, особенно в Швейцарии. Мода на гульфики сохранилась вплоть до XVII века, причем к этому времени уже никто не стеснялся – аксессуар стали крепить к штанинам сразу перпендикулярно к полу, чтобы подчеркнуть мужскую силу.
Женщины тоже не сильно отставали в демонстрации половых признаков. При утягивании талии корсетом платье часто начинало «гулять» в плечах, и грудь при резких движениях обнажалась.
В это же время выходит бестселлер – «Декамерон» Боккаччо. По сюжету семь благородных дам и три юноши уезжают из Флоренции, где свирепствует эпидемия, на загородную виллу, и там травят друг другу байки о любви. И одновременно устраивают оргии (последнее – шутка, хотя по законам того времени вполне вероятно). Например, в XIII веке в Англии была издана «Книга цивилизованного мужчины» (Book of the Civilized Man) с очень прямолинейными советами. Молодых людей призывали не ходить к уличным путанам для удовлетворения сексуальных потребностей, но если очень хочется – то можно. Но с оговоркой: секс должен быть быстрым, после чего нужно сразу уходить, чтобы не заразиться.
Это было Средневековье – в Европе отрывались, как могли. Яркие платья, вырезы, подчеркнутая сексуальность и оголение стали нормой. Но скоро все изменилось.
Первое пришествие сифилиса
C 1495 по 1543 год Европу накрывает эпидемия сифилиса: началось все с французов, а потом эстафетную палочку подхватили испанцы и итальянцы. Болезнь быстро распространилась по континенту. Только в Европе умерло порядка пяти миллионов человек.
Есть несколько версий, как происходило заражение. По одной из них, матросы Колумба привезли сифилис во Францию в подарок с острова Гаити. Потом они примкнули к рядам французской армии короля Карла VIII для участия в Первой итальянской войне, и болезнь быстро распространилась среди войска. По второй версии, французских солдат сифилисом наградили «неаполитанские наложницы». Так или иначе треть армии Карла VIII пала в неравном бою с «плодами Венеры», а остальные же, вернувшись домой во Францию, принесли с собой новую эпидемию.
Неразборчивые половые связи, которые были так модны во время чумы, теряют свою популярность. За грешную любовь наступает летальная расплата. Моралисты торжествуют, а церковь усиливает хватку.
Грешники с полупровалившимися носами вспоминают о Боге примерно к 1575 году.
Надо сказать, при запущенной форме сифилис разрушает ткани и органы, в том числе мозг, приводя к слабоумию. Но визитной карточкой заболевания являются язвы и некроз перегородки, из-за чего нос вваливается. Заболевание передается половым путем, но возможно и бытовое заражение через контакт с кровью или выделениями больного. Раньше болезнь была смертельна и скоротечна, так как ситуация усугублялась еще и лечением – втиранием ртутных мазей в ноги. Впервые сифилис как заболевание будет описан в XV веке, а основной мерой борьбы с ним в Европе станет контроль за проститутками и их обязательный осмотр на предмет болезни. Сегодня «французская болезнь» успешно лечится антибиотиками – тем не менее, остается социально значимой.
В моду входит закрытая темная одежда и исчезает тугой корсет – ни намека на сексуальность – в моде целомудрие. В Испании девушки начинают бинтовать грудь для ее визуального уплощения. Также в костюме появляются массивные воротники, чтобы препятствовать близкому контакту. И – надо же – первое нижнее белье, которое, вероятно, было создано также для защиты гениталий. В моду входят веера и кружевные платки. Косметика под запретом.
Барочные блохи
Во Франции коронуют Людовика XIV, а значит на континенте воцаряется эпоха барокко (1643-1715 гг). Очистившись от греха, Европа быстрыми темпами решает наверстать упущенное, отвергая естественную красоту как порок, неотесанность и дикость. И человечество опять сталкивается с эпидемиями: оспой и холерой.
В моду входят высокие парики, многослойные платья, белила на свинце, «мушки» и стойкие духи, чтобы отбивать запах немытого тела. Ведь в прошлом столетии церковь упорно вдалбливала в умы прихожан, что мыться – опасно, так как вода может способствовать заражению чумой и сифилисом. Поэтому знатные особы мылись всего несколько раз в жизни: в день рождения, на венчание и перед смертью. Русские послы при дворе писали, что «Людовик смердел аки дикий зверь». Король, к слову, умер от оспы.
В моду опять входит сексуальность: массивные украшения и тугой корсет, чтобы подчеркнуть бедра, грудь и плечи. Платья становятся пышными и многослойными с огромным количеством декоративных элементов: лент, кружева, пряжек, бантов. В мужскую моду входят туфли на каблуке, чулки и жабо.
Начинается активное использование белил, чтобы скрыть обезображенное оспой лицо, а «мушки» (вырезанные из черного бархата) наклеивают прямо на оспины и гнойники. Как и сегодня, в моду входят широкие брови – только делаются они из мышиной шерсти. А контур лица корректируется не уколами гиалуроновой кислоты, а закладыванием специальных подушечек, шариков или кусочков пробкового дерева за щеки.
Напастью того времени также были блохи, которые заводились в многослойной одежде и париках. Поэтому спросом пользовались блохоловки и палки-чесалки. И это было не чем-то постыдным, а модным аксессуаром. Блохоловки делали из слоновой кости или золота, а внутрь клали шерсть или мех, политые кровью и смолой. Запах крови приманивал насекомых, а смола работала по принципу клейкой ленты. Хранили такие приспособления в париках и возле интимных мест, как украшение. Палочками для вычесывания блох даже сервировали стол.
Знатные дамы любили меха и носили при себе живых собачек (болонок) – как приманку для кровососущих паразитов.
По этой же причине стала популярна и одежда из шелка – насекомые скользили по ткани. Блох порой даже романтизировали: кавалеры оставляли себе на память блоху, снятую с тела любимой. Дамы же в свою очередь охали от укусов, что являлось призывом для кавалеров осмотреть эти места.
То есть мода в это время становится социальным явлением, а ее тренды, пусть и нездоровые, диктуют аристократы. Соответственно «простые смертные», в зависимости от достатка, изо всех сил стараются подражать элите.
Тренд на туберкулёз
К середине XVIII века в Европе начинается эпидемия туберкулеза. Исчезают кринолины, парики и корсеты, а в моду входят платья из легкой просвечивающей ткани с глубоким декольте и естественный силуэт – эпоха ампира.
Все хотели быть немного аристократами, поэтому белая кожа и худоба – главные отличительные особенности людей из высшего общества – в почете. Чахотку, как называли раньше туберкулез, сильно романтизировали, ведь она придавала тот самый желанный фарфоровый цвет коже и изможденный вид. Это было вызвано дыхательной недостаточностью – болезнь поражала лёгкие, реже затрагивая другие органы и системы.
И даже страдания воспринимались как нечто возвышенное, так как чахотка (от слова «чахнуть») «делалась от нервов» и внутренних переживаний, что указывало на особенный и сложный внутренний мир страдальца. Главным атрибутом времени становится окровавленный платок. Человечество неосознанно после помпезной эпохи барокко начинает «замаливать грехи», делая страдания модой. Поэтому заразиться не боялись – многие даже симулировали болезнь, чтобы быть в тренде, хотя заболевание на тот момент считалось смертельным. Возбудителя болезни – палочку Коха – найдут только в 1882 году, а вакцину изобретут в 1920-х. В наше время болезнь полностью побеждена.
Были даже специальные руководства, которые описывали приметы, по которым можно распознать детей, втайне несущих в себе чахоточное начало: «Они растут быстро, глаза и зубы у них прекрасны, шея длинна, плечи узки и поданы несколько вперед, грудь узка и плоска, верхние части рук тонки, бедра длинны, пальцы также, ногти довольно остры; кожа по большей части нежна и бела, а щеки румяны. Психические способности обыкновенно пресчастливые, но при этом показывается сильная раздражительность и страстность, упрямство и чувственность».
Усугублял ситуацию еще один модный тренд: платья слегка смачивали водой, чтобы под легкой тканью был лучше виден силуэт. Это имело весьма негативные последствия: как минимум – простудные заболевания, как максимум – вероятность заболеть туберкулезом на фоне ослабленного иммунитета.
Мода на туберкулез сошла на нет, когда болезнь стала «выкашивать» рабочих. Новым трендом становится загар и поездки «на воды». Появляются первые купальные костюмы.
«Испанка», которая поддержала эмансипацию женщин
В 1918 году в Европу приходит эпидемия «испанки». Болезнь протекает быстро: на третий день человек умирал от лихорадки. Еще большему распространению заболевания способствовала Первая мировая война и перемещение армий. В общей сложности болезнь унесла порядка 100 млн. жизней.
Это было тяжелое время: война «выкашивала» мужчин, а эпидемия не щадила никого. Женщинам пришлось стать более самостоятельными и начать борьбу за свои права. Появляются суфражистки, зачатки феминизма и первые плоды эмансипации. Женщины в Европе получили избирательное право и возможность самостоятельно обеспечивать себя наравне с мужчинами.
Мода отреагировала незамедлительно: одежда стала более простой и удобной, исчезает корсет и пышные юбки. В моду входит дерзость: яркий макияж, короткие стрижки, спортивные костюмы, одежда прямого мужского кроя, а также облегающие блестящие короткие платья. Помните фильм «Великий Гэтсби»? Свободная любовь и громкие вечеринки также были в духе времени – люди хотели насладиться недолгим миром.
«Испанка» возвращалась в Европу еще в 2009 году, но в более легкой форме под названием «свиной грипп». Также в конце июня 2020 года в Китае местные ученые обнаружили новый штамм этого гриппа, который получил название G4 EA H1N1 – он обладает характерными пандемическими свойствами. Глобальных изменений в моду поздняя «испанка» не привнесла, а вот локально – жители Азии стали регулярно носить респираторы.
Коронавирус отправил быструю моду в нокаут
Коронавирус в 2019 году заблокировал одну из крупнейших экономик мира и вызвал глобальную панику. Люди стали самоизолироваться, переходить «на удаленку» и заказывать все онлайн. А если ходить некуда – зачем новая и модная одежда? Продажи в ритейле рухнули, а вместе с ними и желание дизайнеров выпускать новые коллекции.
К слову, похожая история уже была в прошлом веке, только вызвала ее не эпидемия, а Вторая мировая война. Производство одежды тогда остановилось из-за дефицита сырья. Поэтому вместо колгот стрелки рисовали прямо на голых ногах, а в моду вошел силуэт «карандаш». Это максимально простой фасон, на который не требовалось много ткани.
Сегодня нет тотального дефицита – у людей просто пропал интерес к вещам, так как мода – явление социальное. И вместо новых коллекций дизайнеры шьют медицинские халаты и защитные маски стоимостью в сотни долларов. Производство одежды уходит на второй план, уступая место аксессуарам для защиты. Например, маска бренда Off-White стоит 95 долларов, а Marine Serre – 295 долларов.
Конечно, это безумие чем-то напоминает эпоху барокко с ее инкрустированными блохоловками и «мушками», которые так стремительно становились модными аксессуарами. Возможно и у нас скоро появятся инкрустированные флаконы для антисептика – французский концерн LVMH уже запустил производство дезинфицирующих гелей для рук на трех заводах, где обычно разливаются духи Christian Dior, Guerlain и Givenchy. А в моду войдут кружевные перчатки из целлофана и подобие шоссов, ведь известно, что COVID-19 вызывает, в том числе, и диарею.
Какой будет мода после коронавируса – вопрос дискуссионный, но анализируя историю, можно уверенно сказать, что после застоя всегда случается прорыв. Так было и после Второй мировой, когда в 1947 году Кристиан Диор создал новую романтическую концепцию New Look с кринолином и тонкой талией. Это были «золотые 50-е». Он подарил женщинам всего мира после ужасов войны и навалившихся тягот их женственность и легкость бытия.
Пока же Беларусь, как и весь мир, заняла выжидательную позицию. И пока мы находимся в застое. В эти смутные времена люди стремятся к простоте и практичности, выбирая удобный фасон, натуральные ткани и известные логотипы. Брендомания есть на всем постсоветском пространстве – последствие «железного занавеса» и дефицита. Тем не менее, есть и другие «звоночки» – современная мода становится более сюрреалистичной и дерзкой, делая петлю в «ревущие 20-е». Человечество выходит на новый виток развития. И это будет точно прорыв – осталось совсем немного! Да, Илон Маск?