Веселый квартал своими руками

Путешествие • Вова Жигачев
Историю квартала Генгефиртель в Гамбурге нужно знать, потому что она в очередной раз доказывает: красота сильнее денег. Вова Жигачев поговорил со Штефаном, одним из первых, кто спасал удивительный квартал от исчезновения. Он рассказал, как энтузиасты создали культурный центр, и провел небольшую увлекательную экскурсию.

В Гамбурге среди стеклянных небоскребов два года назад располагались 12 заброшенных домов середины XIX века. Часть из них принадлежала государству, часть – крупным компаниям. И у государства, и у компаний была одна цель: снести это «старье» и построить новые бизнес-центры, чтобы заработать еще больше денег. Но не тут-то было. Вдруг появилась сила, пожелавшая нарушить эти планы, и в итоге нарушившая их. Это была не какая-то общественная организация и даже не протестующие пенсионеры. Это были гамбургские художники. В одно прекрасное августовское утро 2009 года они пришли сюда, заняли здания и сказали: «Теперь здесь будет искусство! И мы отсюда не уйдем!» И они не ушли. И с тех пор там искусство.

Сегодня Генгефиртель (так называется этот квартал) – один из крупнейших арт-центров, сердце культурной жизни Гамбурга.

http://das-gaengeviertel.info/                                                               

Я встретился со Штефаном – одним из тех людей, которые сделали квартал удивительным. Мы сидели в двухэтажном jupi-баре. Баром в привычном понимании этого слова его назвать нельзя – нет, здесь, конечно, можно и пива выпить, и поболтать с кем-нибудь, иногда здесь проводят вечеринки… Но за все это не надо платить. Здесь, как и во всем квартале, на месте цен в меню написано «gegen Spende» – через пожертвование. Заказываешь напиток – платишь, сколько считаешь нужным: можешь за бутылку пива заплатить 50 центов, а можешь и 10 евро. Все собранные деньги идут на поддержку квартала. Как рассказал Штефан, у них еще много проблем и много планов, на реализацию которых нужны деньги, – дома старые, некоторые из них пустовали 15 лет, не везде еще проведен водопровод и электричество. Некоторые помещения находятся в аварийном состоянии. На решение всех этих проблем нужен не только огромный энтузиазм, которого им не занимать, но и деньги. У Генгефиртеля только два источника доходов – пожертвования и личные доходы художников, работающих там. Государство инициативу финансово не поддерживает, но и не вмешивается в ее внутренние дела – и на том спасибо. Кварталу предоставлена полная свобода.

«Я наслышан о ситуации в Беларуси и понимаю, что сделать что-то подобное в вашей стране невозможно, но и в Германии это непросто, – говорит Штефан. – Недавно анархисты заняли пустой дом в Альтоне, районе Гамбурга, и полиция выгнала их уже через два часа. С нами все по-другому – мы художники, мы здесь не политикой занимаемся, вот государство и не трогает нас. К тому же большинство горожан позитивно к нам относится. Выгнать нас отсюда – значит настроить против себя весь город. Мне кажется, правительству даже нравится то, чем мы занимаемся здесь». После того, как художники заняли Генгефиртель, государство выкупило у компаний принадлежавшие им здания и отказалось от сноса квартала. Это была победа.

«Главный наш принцип – открытость. В первый же день, когда здания были заняты, мы устроили большую вечеринку для всех желающих, пришло много людей. Было так весело! Здесь любой желающий может провести выставку, кинопоказ, лекцию, концерт, да что угодно! Здесь можно переночевать в хостеле (в нем тоже действует принцип «gegen Spende»), поесть на веганском бранче, закупиться в магазине биологически чистых продуктов, поучаствовать в любом мероприятии. Мы открыты для всех и каждого».

http://das-gaengeviertel.info/           

И здесь действительно открыты для всего: на первом этаже здания, которое называют «Фабрика» (раньше здесь была бумажная фабрика), проходит выставка бельгийских художников. В соседнем помещении – клуб Fabrik. На втором этаже – мастерская, напротив – секция йоги и капоэйры. На третьем этаже занимается театральная труппа. Весь последний этаж принадлежит киностудии, о которой стоит рассказать подробнее.

Die Filmfabrique – место встречи начинающих режиссеров и профессионалов. Чтобы сделать здесь кино, нужно только желание. Вы можете быть актером, оператором, режиссером, сценаристом – кем угодно. Если вы чего-то не умеете – вас научат. Если ничего не умеете – тоже научат. Здесь постоянно проводятся семинары и воркшопы по написанию сценариев, монтажу, режиссуре и т.д. Любая инициатива приветствуется и реализуется. Здесь есть все, что нужно: техника, атмосфера и люди, готовые делиться опытом. Кинофабрика снимает около 200 короткометражек в год и постоянно организует «Кинокабаре» – мероприятия, которые дают ответ на вопрос «можно ли снять короткометражку за 48 часов?». В одном месте собираются все участники (а это не менее 200 человек) и, разбившись на небольшие группы, в течение двух суток создают фильмы. За это время пишутся сценарии, делаются раскадровки, проводятся съемки и монтаж. Результаты показывают на многочисленных фестивалях.

Концерты здесь тоже не редкость: 2-3 в неделю – норма. Плюс вечеринки, запланированные и стихийные, которые проходят, наверное, каждый вечер. Но самое крупное событие – это, конечно же, день рождения квартала. Точнее, день его второго рождения. Празднуется он в последний уикенд августа. С вечера пятницы и до утра понедельника в любом более-менее пригодном помещении – музыка, танцы и веселье.

Совсем недавно квартал получил от правительства Гамбурга самый желанный подарок – 8 сентября стало известно, что он, во-первых, будет отреставрирован, во-вторых, официально переходит во владение инициативы «Gängeviertel Genossenschaft 2010 eG». А это окончательная победа. Так что праздник продолжается.

клуб Fabrik утром                              

Штефан и Мартин, одни из основателей filmfabrique                              

Jupi Bar                              

                               фото: Вова Жигачев

 

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Вспомнить все: Sziget-2011

Путешествие

Осень – самое подходящее время, чтобы вспомнить лето, и особенно – летние фестивали. Поэтому журнал КУ начинает небольшую серию материалов о том, как было весело жить несколько дней под музыку в чужой стране. В первом выпуске – Саша Грозевский о том, как отбирал свою рубашку, чье выступление похоже на секс и как драться из-за Pulp.