Луис Барт Майер, один из основателей голливудской индустрии
КУ совместно с читателями продолжает проект ABROAD, в котором белорусы, уехавшие за границу, делятся своим уникальным опытом пребывания вне родины.
Игнат, студент
Варшава, Польша
Страус – птица, значит, Польша – заграница
Польша – идеальный этап на пути беларуского эмигранта. Близко, а вроде и запад уже. Язык близок. А зарплаты и уровень жизни – выше. И все же большинству белорусов Польша служит пунктом дозаправки знаний по дороге на дикий, а обычно не очень Запад.
Еда
В Польской кухне больше специй, но не настолько, чтобы к этому приходилось привыкать, и лично мне это сразу пришлось по вкусу. Соригинальничать и удивить польских друзей драниками здесь не получится. Вообще, почти вся «тутэйшая» кухня хорошо представлена в Польше под другими брендами.
Общество
Гей-парад, аборты, евро, Катынь, священники-педофилы, новая коллекция H&M, биотификация – вот, пожалуй, список тем, о которых в Польше говорят вместо погоды.
Их стоит или не стоит поднимать в зависимости от компании и вашего желания подискутировать.
Идея Kinder, Küche, Kirche в Польше живет, но, слава богу, отцветает.
Культура-быт
Люди больше читают. Это чувствуется, замечается и приходится подчиняться приятной мне волне всеобщего чтения. Читают больше всего учебники, словари, художественную литературу, «желтую» и сероглянцевую периодику.
Следствия начитанности в виде мыслей, рожденных в процессе чтения, тонут в польской блогосфере, бесконечных форумах и тому подобных цифровых ячейках, редко выходя на поверхность в виде конструктивной энергии.
В интернете стоит привыкнуть, что всплывающие окна рекламируют не порносайты, а банки, страховые компании и тому подобные организации, и раздражает это ничуть не меньше.
Удивительно, но я так и не понял, чье телевиденье более отупляющее: беларусское или польское. После каждого столкновения уверен, что той страны, что смотрел последним.
Варшавское метро (кстати, только одна линия) несет в себе опасность в виде контролеров далеко не пожилого возраста и совсем не щуплого телосложения. Причем, как правило, усилены они двумя омоновцами. Естественно, за безбилетие им полагается не 7 тысяч рублей кэша.
У меня даже развилась фобия: иногда казалось, что меня оштрафуют за безбилетный переход дороги!
И вообще, в Варшаве мне очень не хватает светофоров с таймерами.
Не стоит также думать, что меньше однокомнатных «хрущевок» в мире квартир нет. Есть! Это польские «кавалерки» с общей площадью 18-20 метров
Беларусь
В голове у многих поляков по этому направлению довольно стандартный набор клише: усатый, союз поляков («наших бьют»), бедность. Частенько к этим базовым добавляются шовинистское «тоже наши земли» и культурные ассоциации – Мицкевич, Свитязь, Гродно, Косцюшко, Огинский. Из никак не связанных с самой Польшей ассоциаций, пожалуй, только усатый. Побывавшие в Беларуси вспоминают туалеты лыжник-style, квас, белорусские маты, чистый, ровный… Где они только ходят?
Молодые люди, как правило, знают только то, что есть где-то рядом такая. Люди постарше считают выходцев из Беларуси едва ли не беженцами и удивляются наличию, например, ноутбука.
История из жизни
Практическое занятие по информатике в универе.
Не успеваю за преподователем (польский плохо знал), регулярно подзываю его на помощь.
Две польских блондинки позади тихо шепчутся.
– Откуда этот парень?
– По-моему, из Беларуси.
– А-а-а… – затылком чувствую, как с жалостью качает головой блондинка, – так у них же там компьютеров нету.
Я поворачиваюсь:
- Есть... только из камня.
Язык
Наречие не так просто, как многим кажется. И поругаться случайно многим приходится.
Начиная разговаривать на польском, большинство беларусов пробует выговаривать русские и белорусские слова на польский манер. Польский на уровне «Пшивет». Вот тогда-то и случается большинство казусов. А еще в языке есть похоже звучащие слова вроде «пукаць» (pókać) – стучать, «рухацьсе» (ruchać się) – заниматься сексом, «здымаць» (zdymać) – тоже заниматься сексом.
Совет
Молодые поляки используют очень много англосаксизмов, поэтому, если не знаешь слова, переделывай английское.
Паша Бушуев, студент
США
Общество
Жизнь за рубежом, особенно первое время, отличается большим количеством новых знакомств. Знакомишься абсолютно везде. На остановках с 90–летними бабулями, в университете с преподавателями и студентами, обслуживающим персоналом, знаешь даже местного университетского мексиканца–садовника, который включает свою газонокосилку у тебя под окном в 5.35 утра. Это происходит потому, что ты не дома, ты не знаешь, где ближайший «Старбакс», куда едет транспорт, как быстрее передвигаться по кампусу университета, на какие вечеринки стоит ходить, а какие лучше пропустить и дать себе лишних пару часов сна... Благо, люди, в основном, приветливые, и часто можно получить достаточно точную информацию.
Образ жизни
Я перестал болеть, у меня теперь нет даже типичного для меня зимнего насморка. Появилась новая привычка – здоровый образ жизни. Гамбургеры мне надоели на второй день после моего первого приезда в США, и с этого момента я осознал, что мне нужно полюбить готовить, иначе это ведь просто каторга – заниматься нелюбимым делом. Помимо этого есть еще спорт. Сложно не следить за собой, когда среди русскоговорящих студентов в университете только пару человек не находятся там по спортивной программе. Так я постепенно начал играть в теннис, плавать каждое утро. За это спасибо окружению.
Противоположный пол
Начал больше ценить внешность славянских девушек. Наверное, за время пребывания в Беларуси успел полностью привыкнуть к этой красоте и принимал уже, как должное. Хотя правда и то, что в западных культурах девушки то ли больше средств тратят на свою внешность, то ли на самом деле больше за собой ухаживают.
Культура
Каждое новое место давало мне новые привычки и мысли. Несколько недель на Брайтон Бич – и я уже сам начинал говорить по–русски вперемешку с английским. «А вам колбаску докторскую слайсиками или писиками?» – не анекдот продавщицы тети Сары, а реалии этих мест. Сан-Франциско – место, где концентрация гендерных дисбалансов такая, что невольно в хостеле спишь попой к стенке на верхней полке. Не удивляешься уже, если на следующий день после знакомства с незамужней девушкой тебя познакомят с семьей и уже прямо–таки видят в тебе будущего мужа и члена большой семьи, которая уже состоит из человек пятнадцати (по мормонским – а тут их 75% населения штата – традициям, в семьях очень много детей). В таких условиях формируется свое, другое поведение. А на самом деле, самое главное – это везде оставаться собой и просто уважать то, как живут люди в различных местах. За этим, по меньшей мере, интересно наблюдать.