Татьяна Курбат руководила PR-бюджетами больших корпораций. Это она занималась продвижением резиновых игрушек, на которых помешалась вся страна. Это она реализовала социальный проект, за который ее благодарили тысячи пенсионеров. А потом она ушла на «вольные хлеба» – и считает это новым витком на пути высоких достижений. Мы встретились с Татьяной, когда она ехала на своей KIA Sportage в свою строящуюся новую квартиру. Неплохой повод поговорить о целях и их достижении.
Учитывая личное знакомство журналистки KYKY с героиней материала, разговор получился на «ты» и довольно откровенным. Мы подъезжаем к новостройкам недалеко от Уручья. Интенсивное строительство началось не так давно и быстро продвигается на территории бывшего аэродрома. В связи с этим фактом было решено названия улиц связать с авиационной тематикой. Татьяна показывает свой дом – еще без фасадной отделки, тем не менее он уже сдан, и она переезжает сюда через несколько недель.
KYKY: Думала ли ты, заканчивая журфак, что будучи гуманитарием, сможешь купить квартиру в квартале работников ПВТ? И как смотришь на мировую тенденцию среди молодых людей к тому, что свое жилье не особо нужно – ведь завтра могут предложить работу в другой стране, а недвижимость и кредиты могут стать «якорем»?
Татьяна Курбат: Я очень долго заканчивала журфак в силу того, что моим приоритетом очень рано стала работа. Теперь я работаю на себя и пока не планирую что-то менять. Мне очень нравится Минск, я тут глубоко пустила корни, здесь очень много «моих» людей. Может, это прозвучит нескромно, но я знаю одних из лучших людей этого города и страны, они знают меня – и менять этот ресурс, начинать всё с нуля я не готова. По крайней мере, сейчас. Мне неоднократно предлагали поменять страну, было много предложений от московских компаний. Я с большим уважением отношусь к людям, которые меняют города и страны в поисках лучшей жизни, но меня в Минске всё устраивает – и масштаб, и количество возможностей. Я люблю путешествовать и мне много, где комфортно, например, в Европе. Путешествия – очень вдохновляющий ресурс.
KYKY: Но есть ли такое место на карте мира, где ты выходишь на вокзале или аэропорту, делаешь глубокий вдох и говоришь: «О, вот это – моё»?
Татьяна: Для меня это Индия, куда я уже езжу третий год на курсы Аюрведы. Это бездонный ресурс, это место меня наполняет и ремонтирует, полностью восстанавливает. Аюрведа – это древнеиндийская медицина с комплексом процедур и массажей. Я уезжаю туда на целый месяц от всех, чтобы побыть с собой. К Индии невозможно относиться как-то «посерединке», ее либо очень любят, либо наоборот, эта страна даже пахнет особенно. Мне повезло узнать Индию с той стороны, благодаря которой я в нее влюбилась и каждый год туда езжу и планирую ездить дальше. Я заранее планирую эти поездки – мой «санаторий» раскупается аж за полгода. Во многом благодаря тому, что после первой поездки я подробно описала этот опыт в своем блоге, и сейчас сотни людей со всего мира гуглят этот отзыв и бронируют именно мой санаторий.
KYKY: Хорошо, что ты совсем недавно оттуда вернулась и сейчас мы можем планировать новоселье и поговорить о дизайне будущего жилья. Будет ли это что-то такое же яркое и нестандартное, как твой красный автомобиль?
Татьяна: Квартира у меня однокомнатная, но в ней сделана перепланировка – и теперь это уверенная евродвушка. Она у меня «подопытная»: застройщик тестирует перепланировку на примере моего жилья. Возможно, в будущем такие квартиры будут продаваться именно в измененной планировке. Скоро все покажу своим подписчикам. А про KIA Sportage могу сказать так же кратко – она меня «сбила с ног». Я летом задумалась о том, чтобы поменять машину, и ездила в разные салоны смотреть на авто. Я визуал и эстет, красота для меня очень важна. Но мне важно, чтобы в дизайне одежды, машины, аксессуаров была какая-то изюминка. Из того, что я видела и брала на тест-драйв, ничего не устраивало полностью. Друзья, которые разбираются в машинах и хорошо знают меня, порекомендовали съездить в салон KIA и посмотреть на новый Sportage. Это была химия с первого вздоха и первого взгляда. Ко мне тогда приехали в гости мама с бабушкой, они поехали со мной вместе на тест-драйв – и были в восторге от того, что машина не только красивая и эффектная, но и очень просторная. Я посмотрела всю палитру цветов и колебалась между белым и красным. Потом поняла, что белый цвет вообще не про меня, я человек теплой цветовой палитры и ярких образов. Но ключевым пунктом в принятии решения стал вопрос по окончании тест-драйва: «Скажите, а может ли быть в красной машине светлый салон?» Мне ответили: «Да, салон может быть бежевым, пожалуйста». Это был контрольный выстрел.
Спустя четыре месяца, которые мы вместе, могу сказать: этот автомобиль идеально мне подходит. Шустрый, маневренный, эффектный, просторный, с кучей функций (о существовании которых я знаю, но пока еще изучаю их). Особенно впечатлил спортивный режим, который я только недавно попробовала. Совершенно другая чувствительность и отзывчивость двигателя. Я еще нажать на педаль не успела, а машина уже рванула.
Еще мне очень нравится функция, благодаря которой музыка воспроизводится из плейлиста с того момента, где я закончила ее слушать. Но самое крутое из того, что есть в моей KIA Sportage – это сигнализация с автозапуском. В наших широтах, где полгода зимы, это просто волшебство. Сначала я сомневалась в том, что мне нужна эта опция. Сейчас понимаю, что это самые правильно потраченные деньги за последнее время. Сигнализация связана со смартфоном, я нажимаю кнопку, машина заводится, и начинает греться. Я в это время еще глаза крашу. А когда к ней спускаюсь, машина уже оттаявшая и теплая внутри.
KYKY: Ты производишь впечатление человека, который умеет побеждать свои страхи и живет, делая самой себе вызовы.
Татьяна: Знаешь, я больше не живу, делая самой себе вызовы. Я наконец достигла такой гармонии с собой, что больше не челленджу и не проверяю себя на прочность. Я уже очень многое знаю, много работаю над собой, использую разные способы узнавания себя и как личности, и как профессионала. В том числе я работаю и с психологом. Я прокачиваю себя, избавляюсь от того, что мне мешает, укрепляю свои сильные стороны. И здесь мне помогает, в том числе, Аюрведа: просидеть на маленькой замкнутой территории месяц наедине с самой собой – испытание не для слабых.
Проблема большинства людей в том, что они боятся пообщаться с собой откровенно, заглянуть внутрь. Мы живем в шумном мире, и очень хорошо этим шумом прикрываемся.
А когда тебя окружает максимум 10 человек, ты хочешь-не хочешь, а хорошо себя услышишь. Непременно придут какие-то инсайты и произойдут изменения. Это один из способов узнавания себя, когда я могу побыть с собой в тишине, когда мой телефон не разрывается от звонков, е-мэйлов, социальных сетей и мессенджеров. Я предупреждаю всех о том, что месяц буду недоступна. Какие-то фото в Инстаграм люди видят, понимают, что я жива и здорова, но, если я в Индии, это дистанция и барьер. Своих близких и свою аудиторию я уже приучила к этому.
KYKY: То есть бороться со страхами надо, уезжая от них в тихое место без людей?
Татьяна: Со страхами бороться я научилась, когда поняла, что на страх можно смотреть с двух сторон. Его можно расценивать как на прокол в колесе, через который всегда будет выходить воздух, как бы ты его ни накачивал. В этом случае страх поглощает твою энергию, ты не управляешь им. Но он тобой управляет – да. А можно взять бразды правления в свои руки и управлять своими страхами. Как ни парадоксально звучит, их нужно... не бояться. Если у меня появляются какие-то страхи, я сначала пытаюсь понять, в чем их причина. А дальше начинаю идти туда, где эти страхи сидят, и начинаю делать то, чего больше всего боюсь. Как правило, за страхами стоят очень большие возможности и энергия. И когда я переступаю, смотрю в глаза своему страху, он перестает быть моим противником и становится союзником. Как правило там, где страхи, очень серьезные мои трансформации и перемены.
Приведу достаточно понятный пример, понятный многим людям: страх безденежья, если тебя уволят с работы. Я начала думать, чего же я боюсь: остаться без работы, без денег? В итоге решила пойти напролом к этому страху, ушла из большой компании и начала работать на себя. И знаешь, это было самое правильное решение в моей профессиональной жизни. Я сама регулирую, сколько работать, с кем, какая у меня загрузка, сама выбираю клиентов, сама решаю, сколько я хочу зарабатывать, не боясь, что мне кто-то недоплатит. Я взяла ответственность за свою профессиональную жизнь и не перекладываю ее на других. Я сама себе руководитель, креатор, босс, бухгалтер и исполнитель. Кому-то такой подход чужд, страшно выйти мир со своей трудовой книжкой в руках и не знать, что делать дальше. Я за полгода до ухода разрабатывала план того, как организую работу на себя. И безумно счастлива тому, что эта мысль когда-то пришла мне в голову. А пришла она, потому что я перегорела на прежнем месте: мне не хотелось заниматься своей работой, я потеряла смысл, больше не могла себе ответить на вопрос: «Для чего всё это?»
KYKY: Не утомило ли тебя жить в пиарщицкой парадигме достигаторов, селфбрендеров, коучей, позитив thinking, трудоголизма в ущерб жизни и вообще карьеризма до потери сознания?
Татьяна: Я давно перестала быть трудоголиком и перестала жить в режиме достигатора. Мне больше не нужны достижения ради достижений. Всё, чего я хотела достичь на данном этапе жизни, я достигла. Мне все нравится. Я поставила себе везде «галочки» и сказала: «Вопросов нет, ты можешь всё, что хочешь». И, пожалуй, наигралась в это. Наверное, это какая-то взрослость. И покупка квартиры была одним из этапов этого «я могу». Теперь стараюсь углубляться в себя как личность. И искать ответы на разные волнующие меня вопросы. Мне интересно добиваться целей осмысленных, с пониманием, для чего мне это надо и как это влияет на мою жизнь. Есть такое понятие «Колесо баланса жизни».
Я начала смотреть, где у меня всё супер, а где чего-то не достает. И начала направлять энергию на те сферы жизни, где пока «проседает» и я не могу поставить себе высоких баллов. Когда ты честно раскладываешь по секторам и оцениваешь то, что с тобой происходит в данный момент, то потом логично задать себе вопрос: «А что мне нужно сделать в месте перекоса, чтобы стало лучше?» И начинаю жить с бОльшим прицелом именно на эту сферу.
Что касается селфбрендеров, экспертов и т.д. – мне это не близко. Это быстро проходящий тренд, который скоро закончится. Все дорвались до статуса «экспертов» и решили, что они «тренера» и «успехологи». На самом деле, экспертиза нарабатывается годами и огромным опытом. Настоящий эксперт умеет о себе говорить, но не кричит так, чтобы это раздражало.
KYKY: Сейчас многие эксперты, и ты в том числе, занимаются разработкой личного бренда. Что это – модное зарабатывание денег или новая профессия? Можно ли сделать из неинтересного и не слишком умного человека лидера мнений, популярную медийную особу?
Татьяна: Личный бренд – это не про упаковку. В личном брендинге человек по умолчанию должен быть профессионалом, либо стремиться к этому.
Если безусловных профессионализма и экспертизы нет и не предвидится, то это будет история про мыльный пузырь. Это не про то, что человек был никем, а тут его правильно «раскрутили» – и он стал брендом. Личный бренд базируется на экспертизе и безусловном, глубинном понимании себя и своих целей, желаний, мечтаний, своей миссии и предназначения. Следующий уровень – маркетинг, когда всё, что у человека есть, правильным образом упаковывается, оформляется, позиционируется. Третий уровень – продвижение. Если страдает фаза фундамента, то всё остальное будет работой в пустоту. И когда так называемые профессионалы по продвижению уйдут с «поля боя», этот человек просто сдуется, мыльный пузырь лопнет.
Я могу привести пару примеров персонального бренда в Беларуси. Вот ресторатор Вадим Прокопьев – люди идут в его заведения, понимая, что за этими проектами стоит он. И что бы он ни открывал, заведение имеет автоматически «знак качества». Светлана Шевлик – директор «А-100 Девелопмент» и безусловный эксперт в строительстве жилья в Беларуси, показывает класс всей стране (именно она и «строит» Новую Боровую, которую я так полюбила в свое время). Виталий Волянюк, директор и сооснователь портала «Про бизнес» – безусловный селф-мейд бренд.
KYKY: Таня, а теперь реально о личном. Чувствовала ли ты когда-нибудь давление со стороны родни, мол, 15 лет в Минске живешь, работаешь всё, а когда замуж и детей?
Татьяна: Сейчас у меня в приоритете эмоциональный баланс и личная жизнь. Я начала задумываться о семье, и мне нравится эта поступательность в моей жизни. Хотя мои родственники не понимают, как можно дожить до 32 лет и не выйти замуж. А я объясняю: «Бабушка, мне было важно стать личностью, сформироваться, окрепнуть, чего-то добиться, стать на ноги». Только когда я осознала, что состоялась как личность, я пришла к пониманию, что готова к семье и детям – как минимум, мне будет что им дать, а им со мной будет интересно. На самом деле, не такое уже большое давление и оказывалось. Раз в год, за новогодним столом у бабушки, все вздыхали: «Ну когда уже?» Но потом они успокоились и поняли, что у меня всё прекрасно и жизнь идет по плану.
KYKY: Ты в Инстраграм шуточно пишешь о тренче Burberry – своей мечте. Уже купила?
Татьяна: Нет еще, но куплю в этом году обязательно. В моей жизни произошел такой инсайт – нужно было закрыть свои основные материальные «хотелки», чтобы потерять интерес к этой стороне жизни. То есть у меня есть всё, что необходимо для жизни, а если чего-то не хватает, я спокойно могу себе это приобрести. Вот поеду скоро в Милан на шопинг и куплю тренч – это просто маленький пунктик, а не мечта или цель. Цели у меня другие, нематериальные – про счастье, гармонию, любовь, семью, здоровье.
KYKY: А не возникает ли чувство опустошенности после достижения тех или иных целей?
Татьяна: Нет! Ужасно, если ты когда-то сел и нарисовал пул мечтаний, «сбыл их», и вдруг понял, что жить дальше незачем. Но мечты – подвижная субстанция. Меняюсь и развиваюсь я, меняются и цели, и мечты, и устремления. Я смотрю на список своих мечтаний пять лет назад и думаю: «Да ладно?» Это были какие-то айфоны и фотоаппараты, которые, кстати, я тогда и купила, вроде. Спустя пять лет это всё уже устарело, как можно было до боли хотеть какой-то гаджет? А желания, которые были нематериальные, своей актуальности не утратили. Я ежегодно составляю список желаний, в этом году среди них нет ни одного материального.
KYKY: Можешь привести примеры самого удачного и самого позорного своих кейсов в профессиональной деятельности?
Татьяна: У меня нет кейсов, за которые стыдно. Есть кейсы, которыми я горжусь, их много, но приведу в пример три. Первый – это, конечно, Бонстики. Сделать из резиновых игрушек то, что мы сделали с коллегой Дашей Лысковец (а именно мы занимались продвижение проекта с нуля), – это очень круто, большая профессиональная удача для пиарщика. Много работали, старались, и в результате страна просто сошла с ума. Второй кейс – это видеопроект «Место для меня», про район Новая Боровая, где я мечтала жить, про людей, которые здесь уже живут. Коллеги по пиар-цеху в Беларуси и в России сделали очень много профессиональных комплиментов и сказали, что на их памяти это один из лучших кейсов по продвижению недвижимости. А мы не продвигали недвижимость, мы показали ценности и философию людей, которые здесь живут.
Третий проект «Сети все возрасты покорны» (он из эпохи моей работы в МТС) – социальный волонтерский проект, в котором мы бесплатно обучали пенсионеров (за три года – 10 000 человек). Мы собирали волонтеров-преподавателей, разрабатывали учебные пособия, искали помещения, оборудованные компьютерами, чтобы там можно было проводить занятия. Эти 10 000 пенсионеров, которых мы обучили компьютеру – настоящая гордость. Когда мы делали выпускные мероприятия, ко мне подходили люди со слезами на глазах и говорили: «Деточка, ты даже не представляешь, что вы для нас сделали. Мы же уже почти прожили жизнь, а когда всё стало в этих компьютерах, почувствовали себя выброшенными за борт». Мы же учили их проводить платежи, заказывать еду, пользоваться социальными сетями, читать новости, смотреть фильмы в интернете и многое другое. А когда тебе кто-то говорит, что у него в жизни появился смысл, что он может общаться со всем миром… Скажу честно, я благодарна судьбе за то, что в моем портфолио есть этот проект. Делать то, что меняет людей и мир к лучшему – это моя честная и настоящая Миссия. Я уже давно не работаю ради денег, я работаю ради смыслов и чтобы другим людям становилось лучше.