KYKY и HONOR 10 LITE рассказывает о селфи-мейд беларусах, которые доказали, что соцсети могут стать трамплином на пути к успеху и карьере. Наша сегодняшняя героиня – иллюстратор и начинающий тату-мастер Надя Макеева рассказала о том, как клиенты находят ее в Instagram и на чём может заработать иллюстратор в Беларуси.
KYKY: Надя, твои заказчики находят тебя сами? Из какой соцсети приходит больше всего заказов?
Надя Макеева: Могу высказать только свои предположения, точного ответа у меня нет. Больше всего заграничных клиентов находит меня через Behance, российские — через Revision. Многие пользуются «сарафанным радио». Например, мои комиксы для «Republic» (бывший «Слон») заметил бывший главный редактор «Дождя» и написал, что хочет со мной работать в рамках «Proekt Media». Но чаще всё начинается с запроса по e-mail, к телефонным звонкам из других стран я отношусь с настороженностью, потому что не люблю принимать моментальных решений – мне нужно все обдумать. Мне могут написать: «Я нашел ваши работы на Behance» или «Я заметил ваши работы в таком-то издании» или «Я наткнулся на вашу иллюстрацию в сети».
Еще заграничные клиенты приходят через Instagram. Многих из них интересуют наклейки, значки, майки, временные татуировки. Но я, увы, не продаю ничего за границу, у меня этот процесс не налажен – хотя стоило бы. Много запросов приходит на татуировки. Но я не знаю, что ребятам отвечать, потому что я пока учусь [делать тату], и брать деньги за работу на моем уровне исполнения считаю неправильным. Обращаются и за эскизами иногда, но мне это неинтересно: я с частными лицами как иллюстратор обычно не работаю, а как тату-мастер мне интереснее самой реализовать то, что я нарисую.
KYKY: Каких клиентов у тебя больше: беларуских или заграничных?
Н. М.: Лет пять назад у меня было больше беларуских, я работала в основном с нашими рекламными агентами. Если говорить о постоянных клиентах, то сейчас один из них – это «Proekt Media», российское СМИ, специализирующееся на репортажах и расследованиях. Параллельно приходят заказы из США, Европы – я всегда одновременно рисую несколько проектов.
KYKY: У тебя контент во всех твоих соцсетях немного отличается. Как ты отбираешь, какая работа куда пойдет? И какой соцсети отдаешь приоритет?
Н. М.: Еще год назад я старалась поддерживать несколько сервисов с портфолио одновременно. Но поняла, что это съедает столько времени, что на жизнь не остается ничего. Поэтому я выделила для себя два сервиса, которые на данный момент мне кажутся наиболее потенциальными: сейчас я занимаюсь Behance и Instagram. В Instagram я публикую что-то чаще, потому что это проще: сделал иллюстрацию или ее фрагмент – выложил. Реакция людей там мгновенная, никто не будет изучать супер-сложный длинный материал. А Behance оценивает проекты, которые досконально описаны: расскажи, о чем речь и с чего все начиналось, покажи эскизы и этапы процесса работы, объясни текстово, почему ты сделал именно так. И каждый пункт должен быть подкреплен визуалами. Нужно описать полноценный кейс от начала до финальной работы, а это занимает много времени.
Мне следовало бы уделять больше внимания Behance, в последнее время я этого не делаю из-за нехватки времени, заменила его Instagram. У меня есть и сайт nadzeya-makeyeva.com, я его стараюсь поддерживать, но, проверяя аналитику, вижу, что туда практически никто не ходит. Так что он существует, только чтобы потешить мое эго – в аристократических целях. Иногда в процессе переписок на стадии запроса я могу отправить туда потенциального клиента, чтобы человек увидел, что я подхожу к делу серьезно, глянул раздел about и увидел, с кем я работаю.
KYKY: Ты рисуешь много портретов, например, для Republic и для обложки «Большого». Сложно даются такие работы? Сколько времени ты на них тратишь?
Н. М.: У меня не очень хорошее зрение, и еще я бываю невнимательной иногда, поэтому некоторые нюансы портрета могу упустить на лету, и мне нужно на финальной стадии проверять пропорции, чтобы сделать портрет похожим. Моя техника рисования – иллюзорная, с использованием объемов, нужно затрачивать больше времени, чем, скажем, на линейные контурные рисунки. Иногда я могу что-то упустить и из-за своего желания или необходимости скорей, скорей, скорей все доделать. Я о своем таком минусе помню, и откладываю практически готовую работу на время, чтобы оценить незамыленным взглядом и исправить что-то, если это нужно.
Я заметила интересную вещь: в портретах я очень люблю рисовать глаза, нос, а рот – уже не очень. К моменту, когда я дохожу до рта и подбородка, портрет мне уже надоедает, поэтому рты часто получаются не очень похожи. Я люблю рисовать выразительные лица, чтобы нос, например, с горбинкой был или глаза глубоко посаженные. Если речь идет о каком-то комиксном портрете, я могу рисовать его часов восемь (но тут тоже много нюансов). На обложке «Большого» с Трампом было очень много мелких деталей, потому что иллюстрация использовалась в печати крупным планом.
Если бы портрет использовался в небольшом размере – работы в разы ускорилась бы, не нужно было бы прорисовывать то, что при печати исчезнет. По процессу работы все было так: эскиз и его утверждение, контурная отрисовка и ее утверждение, колорирование и придание объемов. Кстати, основная часть времени, затраченного на работу в целом, — это даже не отрисовка, а утверждение сюжетов, эскизов и правки.
KYKY: О да, ты же рисовала для Republic Путина и Трампа. Можешь посчитать, сколько раз ты делала их портреты?
Н. М.: Сейчас посчитаю. Раз, два… Раз восемь нарисовала. И это за полтора года. Думаю, в одинаковом количестве, победителя нет. Основная волна политического противодействия между ними в материалах СМИ схлынула после выборов США. Но думаю, эта тема еще не закрыта.
KYKY: Чтобы нарисовать иллюстрации для статей, ты целиком читаешь статью или тебе достаточно подводки?
Н. М.: Не всегда читаю статьи, потому что бывает так: рисовать нужно срочно и ни на что нет лишнего времени. Или на тот момент, когда я приступаю к работе, написанного материала еще не существует. В таком случае редакции сами предлагают, как им нужно, потому что я могу не понять основной посыл по краткой выдержке статьи. А если это обложка книги, мне могут дать название, синопсис, и сказать: «Предлагай». Тогда уже я предлагаю.
KYKY: Мне кажется, или у СМИ есть какой-то тренд на иллюстрации?
Н. М.: Тренд на иллюстрации действительно есть, причем не только в СМИ. Многие айтишные стартапы и онлайн-сервисы используют иллюстрации для сайтов и приложений, но немного другого типа, более простые: контурные рисунки или плоские. Очень любят розовые тона, пальмовые зеленые листья, людей без лиц. Почему так? Мне кажется, потому что это просто и быстро нарисовать, а значит заказчик тратит меньше средств. Иллюстрация для такого сервиса – это вспомогательный элемент, дающий возможность выделиться среди аналогичных компаний, использующих на сайте фотографические визуалы, например. Я знаю, что я не совсем в тренде. Делать контурные иллюстрации я умею, но мне очень нравится делать что-то объемное.
KYKY: Фолловишь ли ты каких-нибудь художников, которые тебя вдохновляют? И вообще, чем вдохновляешься?
Н. М.: Мои пристрастия из года в год меняются, сейчас один из моих любимых художников – это Джеймс Джин. Это он делал постеры для «Формы воды» Дель Торо и для фильма «Мама!» Даррена Аронофски.
Когда вижу его работы, у меня в душе что-то вздрагивает. Я кое-где даже пыталась повторить его стилистические приемы. Но он использует совсем другие материалы: я рисую карандашом или что-то цифровое, а он рисует маслом или акрилом, эмульсиями сложного состава. Выглядят его монументальные работы безумно красиво!
А вообще меня вдохновляет природа. Меньше вдохновляют архитектурные формы и прямые линии — для меня это сложно, хоть я и чувствую эстетику. Если мне нужно рисовать что-то архитектурное или автомобили, я огорчаюсь. А люблю всё органическое, природное: растения и цветы, травы, их переплетения. Очень люблю лица людей рисовать, меня не смущает, что иногда они получаются не похожи, мне все равно это нравится. И вообще я люблю что-то сложное. Я считаю, что сложное — это моя сильная сторона, потому что я ботан.
KYKY: Видела в твоем инстаграме пост с работой, от которой отказался заказчик. Что делаешь с такими работами-отказниками?
Н. М.: Такое возникает не только у меня. Я обсудила эту тему со своими минскими коллегами, я понимаю, что это возникает у всех. Даже у людей достаточно серьезных, которые вышли на мировой рынок! Это обидно. Советчики говорят: «Берите стопроцентную предоплату», – но процесс у нас устроен так, что сделать этого не получится. Рекламное агентство не сможет выдать тебе 100 процентов, потому что само получает деньги за проект после его реализации.
А что касается частных лиц, они, видимо, считают, что обманывать – это нормально. Я говорю о Беларуси. Поразительно то, что ты можешь с кем-то с другого конца Земли переписываться и без всяких гарантий что-то для них делать, и все будет хорошо. А с белорусами – увы. Есть у нас один знакомый, «стартапер»-беларус из Вильнюса, работающий в рекламном агентстве, который кинул сразу человек 20: получил работу и просто пропал. За свой авторитет такие люди не переживают – они уверены, что всегда найдется новая жертва.
Бывали еще такие случаи: в процессе работы все четко согласовывается, клиент доволен, а когда доходим до финального этапа, я слышу что-то вроде: «Работа не в твоей стилистике, не принимаем». Или еще могут написать: «Задача не выполнена». А я думаю: что это значит и как такое могло произойти? Задача оговаривалась и уточнялась, а эскизы и все последующие этапы работы утверждались с восхищенными междометиями в переписках. Процесс работы люди видели, они его корректировали, и мы вместе доводили проект до готовности.
Я пытаюсь бороться с несправедливостью там, где у меня есть какие-то возможности. Пару лет назад я рисовала крупный заказ для компании, которая не имела права работать со мной напрямую, поэтому мы связывались через рекламное агентство. Как я впоследствии узнала, у этого рекламного агентства была не очень хорошая репутация. В тот момент они, получив мои готовые работы, изменили форму собственности, оставив свои долги на старом юрлице. Меня спасло только то, что я лично знала топ-менеджера своего прямого заказчика. Это был мой единственный рычаг давления, но сильный. Если бы не прямое вмешательство заказчика, который добросовестно заплатил агентству и понятия не имел о происходящем со мной, история бы тянулась годами. Тогда я поняла, что никакие договоры и суды не помогут, если человек в Беларуси не хочет платить по долгам.
KYKY: Твой Instagram очень информативный! Я узнала, что ты работала с Volkswagen Slovenia. И в комментариях увидела, что ты могла отказаться от них. Почему?
Н. М.: Я могла от них отказаться, потому что ехала в отпуск. А я обычно всегда нахожусь в состоянии легкого коматоза в эти моменты, потому что пытаюсь успеть все на пару недель вперед. Я сидела в аэропорту, когда пришел запрос от них. И моей первой реакцией была совсем не радость, а что-то вроде: «Ах, боже мой, что вы все от меня хотите?». Но в итоге работала с ними, отличный опыт.
KYKY: Расскажи, как обстоят дела в Беларуси и в России с авторскими правами?
Н. М.: Плохо. С моими друзьями буквально неделю назад со всех сторон происходили истории, связанные с воровством. Что еще показательно, наши крадут что-то из под носа друг у друга вместо того, чтобы пользоваться бесплатными стоками или «черпать вдохновение» в безграничных мировых ресурсах.
Была и такая история: мне написала девушка, с которой я познакомилась абсолютно случайно. Она присылает фото, и я вижу: в лофт-проекте «Этажи» в Петербурге фотобудка обклеена моими иллюстрациями с зайцами. Спрашивает: «Надя, ты вообще в курсе? Разрешение давала?». А я в первый раз это вижу. Попросила подруг в Питере сходить и посмотреть на ситуацию своими глазами. Подтвердили, что да, действительно, все обклеено, и даже внутри интерфейса будки тоже мои иллюстрации. А рядом гигантский логотип «Этажей». Какого черта тут происходит? Я написала им с просьбой пояснить происходящее, ответ пришел такой: «Это наши субарендаторы. Мы не имеем к этому никакого отношения. Разбирайтесь с ними сами». Но свой крупный логотип-то они поместить рядом не забыли! Потом через друзей выяснилось, что зайцы провисели там год, мои знакомые их видели, но решили, я что я в курсе. Субарендаторы стояли на своем: обклейке один месяц. Ложь кругом и на ровном месте.
Я написала официальную претензию, юристы помогли ее составить. Субарендаторы испугались: звонили мне каждый день несколько раз с попытками уладить конфликт. Рассказывали истории, одной из которых была такая: этот дизайн им сделало рекламное агентство. Но на просьбу дать контакты агентства они сразу же замялись и поменяли пластинку. Я считаю, что напугать их было правильно.
Пару дней назад у меня была еще такая ситуация. Пришло письмо: «Можно мы будем использовать ваши работы для оформления афиш в нашем ночном клубе?» Я проверила, москвичи. Мне не понравились эти ребята и концепция, которой они придерживаются, мне бы не хотелось, чтобы меня ассоциировали с ними. Написала: «Нет, извините. К сожалению, все авторские права на эти работы принадлежат их заказчикам и мне. На меня могут подать в суд». На что они мне ответили: «Вы же понимаете, что мы все равно возьмем?». Немножко по-другому сформулировали, и еще добавили: «Выставляя ваши работы в интернет, вы их отдаете на растерзание дизайнерам по всему миру». Вот такая диванная критика. Я понимаю, что стоит это игнорировать, ничего здесь не сделаешь. Вопрос только в том, как они себе представляют «не выкладывать»? Как тогда находить заказчиков? В любой системе есть куча лазеек, тем более в такой юной для Беларуси как авторское право: воришка найдет, каким образом своровать. И это касается не только художников.
KYKY: А в Европе как с этим?
Н. М.: Недобропорядочные люди, наверное, бывают везде. С европейцами я сразу подписываю контракт, в котором есть пункт про авторские права. Я его корректирую в соответствии с требованиями клиента. Если чего-то не хватает, мы дополняем и дорабатываем договор в соответствии с желаниями заказчика. Одни из последних ребят меня спрашивали, работаю ли я через иллюстраторское агентство. А я не работаю. Тогда они сказали: «Отлично! А то у нас такая беда: мы хотим заказать серию работ, но пока не знаем, на каких носителях они будут использоваться и какое количество публикаций будет. А иллюстраторское агентство требует прописать это сразу, для нас это ловушка». Все договоры очень индивидуальны, клиенты бережно относятся к твоим правам, потому что осознают: они защищены законом.
KYKY: Ты вообще следишь за статистикой в Instagram? Какие посты самые популярные?
Н. М.: Самое обидно, что самые популярные — это мои фотографии. Это очень грустно! Рисуешь картинку неделю, выкладываешь, хоп, 100 лайков, а свой портрет публикуешь – и 500 лайков. Конечно, мне бы очень хотелось иметь большое количество подписчиков. Пару раз я делала рекламные посты. Пришло человек 100, но сколько потом ушло, я не знаю. Продвижением нужно заниматься, вкладывать туда или время, или деньги.
KYKY: Из твоих соцсетей я тоже узнала, что с недавних пор ты занимаешься татуировкой. Как ты, будучи иллюстратором, к этому пришла?
Н. М.: Однажды я поняла, что мне нужно хобби, иначе я сойду с ума. А татуировка меня всегда привлекала, это очень красиво и сложно. Я думала, научиться будет гораздо легче. Я просматриваю много информации, чтобы отслеживать тенденции и знать, что вообще происходит в мире. Сделала вывод, что многие иллюстраторы параллельно занимаются минимум эскизами, максимум – бьют татуировки сами. Мне нравится процесс, помогает перезагрузить мозги. Я пока учусь, поэтому на тату не зарабатываю. Чувствую, что со своим качеством исполнения я пока не имею морального права брать за работу деньги.
KYKY: На чем иллюстратор может лучше всего заработать в 2019 году? Едва ли это визуалы для СМИ.
Н. М.: Лучше всего в Беларуси можно заработать, работая дистанционно на заграницу, потому что там выше рейт. А дальше — каждому свое, в зависимости от стиля и от того, к чему душа больше лежит. Мне кажется, неплохо зарабатывают ребята, которые рисуют плоские иллюстрации для стартапов, потому что на том же Behance я вижу десятки новых проектов каждый день. На это действительно есть спрос.
KYKY: Насколько соцсети реально помогают тебе продвигать себя как иллюстратора?
Н. М.: Я думаю, это единственное, что мне реально помогает. Больше я ничем не пользуюсь. Поэтому у людей нет другого способа обо мне что-то узнать.
KYKY: Надя, представь, все твои соцсети сгорели и подписчики улетучились. Что будешь делать?
Надя: Мне кажется, если обвалится Instagram, Behance и все остальное, то сразу появится какой-то новый инструмент. Никто не будет гуглить иллюстратора. А если бы я ориентировалась исключительно на Беларусь, я бы осаждала СМИ и постаралась бы, чтобы мое имя было везде. Это маркетинг – что поделаешь. Есть те, кто к нему негативно относится, но игнорировать его нельзя. В агентствах, например, эту роль выполняют другие люди, ну а если ты работаешь сам на себя – то и маркетингом ты должен заниматься сам.
Instagram и правда любит красивые лица. Поэтому пренебрегать качеством и количеством своих фотографий не стоит, особенно, если вы хотите продвигать селф-бренд в соцсетях. С селфи на 1000 лайков легко справится смартфон Honor 10 Lite с 24 Мп камерой, предназначенной специально для селфи-мейдов.