Осень – такое время, когда ты либо учишься, либо задумываешься, не пора ли тебе прокачать какой-нибудь навык или получить более актуальную специальность вроде киберследователя или дизайнера эмоций. KYKY на протяжении года делился историями об опыте учебы беларусов в университетах Великобритании по программе Chevening, а теперь самое время рассказать о тех, кто и зачем выиграл престижную стипендию в этом году.
Chevening? Нет, не слышал
Для тех, кто не в курсе: Chevening – это стипендия, которая позволяет активным беларусам получить бизнес-образование или степень магистра в вузах Великобритании в сферах от медицины до инженера виртуальной реальности. В этом году было подано 113 заявок, и из них только восемь стипендиатов отправятся в Великобританию на год. Критерии отбора кандидатов жесткими язык не поворачивается назвать: нужно законченное высшее образование (ученая степень, если таковая имеется), двухлетний стаж работы (волонтерство и стажировки тоже считаются), два рекомендательных письма на английском и подтверждение уровня знания английского языка. Средства покрывают не только стоимость обучения, но и транспортные расходы, диссертационный грант, стоимость оформления виз. К тому же вы получаете ежемесячные выплаты на личные расходы.
Однако, пожалуй, самое главное – это возможность получить настоящее английское образование в топовых университетах мира вроде Кембриджа или Оксфорда, о которых знает почти каждый беларус, или пожить рядом с английской королевой, как участница программы прошлого года. Конечно, в центре этого «образовательного пафоса» скрывается важная деталь: у беларусов растет запрос на получение новых знаний в самых актуальных сферах – например, об искусственном интеллекте или робототехнике. А тут можно прочувствовать экспертизу английского университета, получить возможность услышать самых топовых спикеров в живую, а не смотреть их выступление на YouTube. В конце концов, пожить в совершенно другой стране и в лучшую сторону сменить свое окружение. А пока вы думаете, мы рассказываем истории некоторых счастливчиков, которые в сентябре сели в самолет, чтобы круто изменить свою жизнь.
Алена Мельченко учится в University of Leeds, School of Education на программе Master of Arts in Education
В магистратуру хотела всегда, но опыт обучения на специалиста в ведущем беларуском экономическом вузе разочаровал, и интересную для себя магистерскую программу в Беларуси я попросту не находила. А около года назад я ушла из собственного ИТ-бизнеса в сферу образовательных проектов, потому что это то, что меня по-настоящему вдохновляет. Сейчас в рамках своей работы (директор Ассоциации «Образование для будущего») я участвую как организатор или ментор во множестве образовательных проектов, делать это эффективно помогает опыт в проектном менеджменте и три года работы в колледже преподавателем. И вместе с тем я понимаю, что мне не хватает академической и более фундаментальной подготовки в сфере образования. Именно такую магистерскую программу я нашла и выбрала в нескольких университетах UK. Про Chevening знала от знакомых, решила попробовать заполнить заявку. По настоящему задумалась о происходящем после того, как меня пригласили во второй тур. Позже я узнала, что в него прошли лишь 12 из 100 кандидатов.
Chevening близок мне по ценностям, ведь они делают акцент на лидерстве, нетворкинге и мотивации кандидата проактивный действия, изменения, улучшения после возвращения. Да, по условиям программы нужно быть и работать в Беларуси два года после. И это полностью совпадает с моими планами. Одна из идей по возвращению: заняться реализацией какого-нибудь крупного и амбициозного образовательного проекта, например, такого как Teach for All (Учитель для Беларуси) или что-то такого же уровня. Изучать успешный опыт таких проектов в Англии – часть моего плана и возможная тема магистерской диссертации. Также интересно будет преподавать в БГПУ им.Танка, ведь в этом году они открывают специальность магистратуры «образовательный менеджмент», думаю, мне будет, чем поделиться с молодыми коллегами из педагогической среды.
Артем Шрайбман учится в Лондонской школе экономике (LSE), курс – Politics and Communication
Стало немного скучно, захотелось попробовать пожить и поучиться за рубежом, никогда раньше такого опыта не было. Chevening дает вполне вкусные условия, вроде под все критерии подходил, решил – можно попробовать. На очень долго уезжать не планировал, а год – как раз то, что надо.
Я не особо верю в чудодейственность зарубежного образования, поэтому выбирал что-то просто интересное и максимально близкое к моей работе. Хотелось специальность на стыке медиа и политики. Нашел курс с пафосным названием Politics and Communication. Хотя они все там пафосные. Похожие курсы предлагали около 10 вузов. Поискал, какие три из них выше остальных смотрятся в рейтингах – в те и подался. Если честно, подался в два, вместо трех, как того требовали условия. Но пока заполнял анкету в третий, уже успели прийти офферы из первых двух, поэтому подумал, что можно не сильно загоняться.
Стану крутым политтехнологом, и, когда в стране появятся выборы, приведу к власти адекватную партию или политика. А потом, пока они будет делать нужные реформы, буду объяснять народу, почему эти реформы нужные и почему, пока они идут, надо потерпеть и не голосовать за всяких популистов. А если более приземленно, год в такой интеллектуальной среде не проходит бесследно, чем бы я потом ни занимался: это и крутые связи, и опыт жизни за границей, и, видимо, неплохие знания. Привезу в Беларусь и к себе в TUT.BY какие-нибудь западные фишки, о которых у нас никто еще не знает.
Алина Громыко учится в Architectural Association School of Architecture, курс – Emergent technologies and design
Желание получить образование за границей появилось давно. В архитектуре надо постоянно учиться, и после двух лет распределения я поняла, что пора повышать свой уровень. Почему UK? Весной ездила в Лондон к друзьям, одна из подруг тогда была стипендиатом Chevening. Я сходила в два университета в Лондоне и сделала выбор. Ох, как тяжело дался мне выбор курса! Там все очень интересно, и есть сферы, которые у нас пока даже не изучаются. Смотрела защиты дипломов, писала выпускникам университета… Когда я прочитала письмо с приглашением, на интервью оставалось чуть больше двух недель до подачи документов в университет. Я думала, что это нереально, но расписала каждый день: что мне надо сделать, чтобы успеть, потому что ещё нужно было оформить и распечатать портфолио и отправить его в Лондон по почте. Но не все так просто: тем временем я поехала покататься в горы, и в первый же день (8 марта) влетела в столб и повредила ногу. Однако решила не унывать, ведь появилось больше времени на написание мотивационного письма. И все получилось.
В университете буду изучать новые технологии, которые используются в архитектуре и урбан-дизайне, междисциплинарный подход в проектировании, которого, как мне кажется, на моей не очень долгой практике не хватает. Плюс есть возможность со стороны критически посмотреть на проблемы в родной стране. Я считаю, что среда, в которой мы живём, очень влияет на каждого человека, и поэтому хочется сделать Минск лучше.
Роман Воронов учится в Glasgow University, курс – Public Policy and Management
Аб'яднанае Каралеўства – адзін з сусветных лідараў па якасці вышэйшай адукацыі. Пры выразе «брытанскі ўніверсітэт» да галавы ў першую чаргу прыходзяць брэнды кшталту Оксфарда, Кэмбрыджа, LSE, UCL, але справа не толькі ў асобных інстытуцыях. Брытанская сістэма каштоўная, як сістэма. Яна прадукуе 5% усіх даследаванняў у свеце – для шасцідзесяцімільённай краіны гэта сур'ёзная лічба.
Магістратура ў Вялікабрытаніі досыць насычаная па праграме, але затое цягнецца адзін год, а не два. Гэта зручна для спецыялістаў з досведам, якія хочуць аператыўна атрымаць «апгрэйд» ведаў і навыкаў па пэўнай спецыялізацыі і вярнуцца назад. Стыпендыя Chevening якраз падтрымлівае такія сітуацыі.
Што да маёй асабістай гісторыі, то я адмініструю культурніцкія, мастацкія і сацыяльныя падзеі, даследчыцкія праекты, грамадскія ініцыятывы. Раблю гэта ў рэгіянальным цэнтры – Віцебску. Таму і сферу абіраў, блізкую да сваіх інтарэсаў – Public Policy and Management.
Як асоба, глыбока адданая каштоўнасцям рэгіянальнага развіцця, прынцыпова падаваўся не ў лонданскія ўніверсітэты. Прайшоў ва ўсіх трох, а паеду ў шатландскі Глазга.
Праграма ў ім сфармаваная з больш вузкім, чым у іншых варыянтах, фокусам на развіццё ў кантэксце горада. Новы набор на Chevening ужо ідзе, і я шчыра раю зацікаўленым асобам спрабаваць сябе. У стыпендыі лагічная паэтапная сістэма падачы, а амбасада Аб'яднанага Каралеўства ў Беларусі адкрытая на кансультацыі і садзеянне.
Юрий Царик получает образование в сфере Political Analysis (Russia and Eastern Europe) MA Programm, University College London
Учёба в Великобритании для меня – это и профессиональная необходимость, и просто давняя мечта. С профессиональной точки зрения, занимаясь российскими исследованиями в Центре стратегических и внешнеполитических исследований, я давно понимал необходимость серьёзно «вложиться» в повышение своего академического уровня, расширение методологии исследований. Для этих целей магистерская программа по политическому анализу с фокусом на России и Восточной Европе в Университетском колледже Лондона – это просто уникальная возможность. Ничего сравнимого по уровню на постсоветском пространстве, а тем более в Беларуси, нет. Если всё удастся так, как задумано, то полученные мной знания и компетентности могут серьёзно усилить аналитическую работу в нашем центре. Кроме того, надеюсь, что после возвращения из Великобритании будет возможность внести свой вклад и в образовательный процесс в тех беларусских вузах, которым будет интересно сотрудничество по данному направлению. Скажем прямо, российские исследования у нас находятся не в лучшем состоянии. И, учитывая значимость России для внутренней и внешней политики Беларуси, такое положение дел нужно менять.
В личном же плане учиться в одном из лучших университетов Великобритании – это давняя мечта, которая появилась ещё в школьные годы, когда мы учениками читали в оригинале Уильяма Шекспира и Роберта Бёрнса, а вместо нынешней «Википедии» использовали Encyclopedia Britannica, которая была в школьной библиотеке. Да и вообще, пожить в Лондоне – это отличный опыт для всей нашей семьи, хоть и связанный с известными трудностями.
Кстати, семейный контекст в этой поездке для меня тоже немаловажен. Ещё мой дед, Леонид Иванович Царик, живший в Советском Союзе и не имевший высшего образования, говорил, что его дети будут учиться в британских университетах. Он не был диссидентом, активно участвовал в общественной жизни, но признавал объективную ценность высококлассного образования. Умер он в 39 лет, и его дети, в том числе мой отец, этот замысел выполнить не смогли. Поэтому поехать на учёбу в Великобританию для меня – это в том числе некая особая миссия по восстановлению «связи времён» в пределах своего рода. Ну и, конечно, способ задать высокую планку для подрастающего поколения.