По данным Всемирной организации здравоохранения во всем мире около 285 миллионов человек страдают от нарушений зрения. У девяти из каждых десяти человек, перешагнувших 20-летний рубеж, нарушено зрение. По мере взросления соотношение растет: почти невозможно найти сорокалетнего человека, лишенного недостатков зрения. Это связано не с огромной нагрузкой на наши глаза, а, прежде всего, с психикой. Ведь усилие что-либо разглядеть является психическим усилием, а напряжение психики во всех случаях сопровождается частичной потерей контроля. Получается, чем мы цивилизованнее, тем меньше у нас шансов рассмотреть то, что происходит вокруг.
Древние способы лечения болезней глаз
Неудивительно, что люди учились лечить глаза еще в глубокой древности. Так, в гробницах египетских фараонов были найдены флаконы с остатками глазных снадобий, возраст которых приближается к 4400 годам. В тексте надгробного памятника, который датируется 2500 годом до н. э., уже содержится упоминание о некотором «окулисте». Первым же глазным врачом, имя которого сохранила история, был Пепи Анк Ири, живший в эпоху VI династии (около 1600 года до н. э.). Познания древних египтян в области офтальмологии известны из медицинских папирусов, в которых описаны 28 различных глазных заболеваний и способы их лечения. В Вавилонском своде законов царя Хаммурапи упоминается уже и глазная операция. Современные специалисты полагают, что речь здесь идет о коррекции (восстановлении проходимости) слезного канала.
В древнегреческой медицине заболевания глаз впервые были описаны Гиппократом. И вот он начал «мутить воду» со своим знаменитым гомеопатическим «не навреди». Почти не употреблял средства локального действия, а ограничивался лишь общим лечением в виде кровопусканий, приемом слабительных препаратов, теплых минеральных ванн, вина и очищающих лекарств. Однако ближайшие ученики Гиппократа стали применять и местное лечение: глазные капли, примочки и мази, в состав которых входили соли различных металлов, шафран, виноградное вино, сок, мед. Вплоть до VIII—IX вв. их рекомендациями по лечению заболеваний глаз использовались во многих странах.
Лечение катаракты в Средневековой Европе было одним из самых изощренных занятий. Умельцы вдавливали хрусталик в сам глаз и прокалывали склеру толстой железной иглой с отверстием внутри. Склера – это белая слизистая глазного яблока, которая часто покрывается красными сосудами, если ты мало спишь и много пьешь. С помощью иглы они высасывали хрусталик наружу. Смелое решение смелых парней – вылечить катаракту полной слепотой. Но до катаракты в те лихие времена мало кто доживал – в Европе свирепствовала чума.
Вообще, вплоть до XVIII в. вся медицина в Европе развивалась крайне медленно. Пять столетий важнейшим руководством для медиков являлся «Медицинский канон», написанный таджиком. Ибн Синой aka Авиценна. Ему удалось изложить офтальмологию той эпохи в наиболее полном и систематизированном виде. Бестселлер был переведен на латинский язык, а с появлением книгопечатания выдержал более 30 изданий. Так продолжалось вплоть до 1604 года, когда выдающийся астроном Иоганн Кепплер не догадался рассмотреть глаз как оптическую систему, позволяющую получать на сетчатке обратное уменьшенное изображение объектов внешнего мира. Именно он определил сущность близорукости и дальнозоркости. Результаты его исследований опровергли вековые заблуждения ученых, утверждавших, что органом зрения и световосприятия является только хрусталик глаза. В 1708 г. Королевская академия наук в Париже на основании доклада Бриссо официально признала возможность зрения без участия хрусталика. Спустя 40 лет соотечественник Бриссо Жак Давиэль впервые доказал возможность восстановления зрения после удаления из глаза больного помутневшего хрусталика (катаракты).
Что же такое эта коварная катаракта? И как ее победить?
KYKY попросил рассказать кандидата медицинских наук, доктора высшей категории, ведущего офтальмолога медицинского центра «Новое зрение» Юрия Тоболевича.
KYKY: Юрий Семенович, почему появляется катаракта, можно ли избежать этого заболевания?
Ю.Т.: Катаракта – одно из самых распространенных офтальмологических заболеваний. В подавляющем большинстве случаев оно развивается у людей пожилого возраста (первые помутнения в хрусталике появляются, как правило, уже после 40-50 лет), однако иногда недуг может возникать и у молодых пациентов. Причины различны: травма, нарушение питания тканей глаза, лучевое воздействие, повышенная радиация, интоксикация (ртутью, нафталином, спорыньей), нарушение обмена веществ (например, при диабете, заболеваниях почек или щитовидной железы), генетика, стресс, вредные привычки (курение, алкоголизм), даже – длительное применение некоторых медикаментозных препаратов. Врожденная катаракта встречается у одного из 10 тысяч новорожденных. А вот распространенное мнение о том, что катаракта может возникнуть от напряженной зрительной работы, такой, как чтение или просмотр телевизора, является ошибочным. Снизить вероятность развития катаракты можно, только если вести здоровый образ жизни и меньше волноваться. Но полностью исключить появление болезни, к сожалению, все равно не получится.
KYKY: Как опознать катаракту на ранних сроках, чтобы вовремя обратиться к врачу?
Ю.Т.: Заподозрить начальную катаракту можно по следующим признакам:
✓ предметы, попавшие в поле зрения, теряют четкость или двоятся;
✓ перед глазами появляются «мушки», вспышки или пятна;
✓ вокруг источников света видится некий ореол;
✓ ухудшается цветовое восприятие, видимое изображение приобретает желтоватый оттенок;
✓ возникают затруднения при чтении, связанные с нарушением контраста между буквами и общим фоном.
Длительность начальной стадии может продолжаться от года до 15 лет. Постепенно симптомы прогрессируют, человек начинает ощущать снижение остроты зрения, которое может перерасти в полную слепоту. Так что, как только вы заметили какие-то из перечисленных признаков, обратитесь к офтальмологу. Ранняя диагностика очень важна. Обследование рекомендуется проходить каждые 2-4 года всем лицам до 65 лет и каждые 1-2 года людям старше этого возрастного порога. Окончательный диагноз поставит только специалист. Не занимайтесь самолечением!
KYKY: Ой! Вот после Ваших слов сразу «мушки» перед глазами и закружились! А можно ли побороть катаракту консервативными методами? Многие люди, особенно пожилые, опасаются хирургического вмешательства…
Ю.Т.: Изменения в хрусталике носят необратимый характер. Никакие капли, специальные очки, диета или упражнения не могут вновь сделать его вновь прозрачным, разве что несколько замедлить развитие болезни. Поэтому единственный способ вернуть нормальное знание – это сделать операцию. Бояться вмешательства не стоит.
Сегодня наступила эра высоких технологий в офтальмологии. Белорусские окулисты в 90% случаев при оперативном лечении катаракты применяют так называемую хирургию малых разрезов, которая не требует наложения швов.
Я не только практикую в клинике «Новое зрение», но и часто оперирую в странах Европейского союза. И должен заметить: школа офтальмологии у нас очень сильная.
Опыт моих коллег позволяет оперировать самые сложные случаи, травматические катаракты, детские, врожденные… Операция по удалению катаракты является микрохирургической манипуляцией и обладает минимальным воздействием на организм. Длится вмешательство несколько минут, а местная капельная анестезия легко переносится пациентами разного возраста и не оказывает нагрузку на сердечно-сосудистую систему. Поэтому если операция проводится по современной технологии, она безопасна, прогнозируема и высокоэффективна.
KYKY: Какова самая лучшая методика лечения катаракты и в какое время года лучше проводить данную операцию?
Ю.Т.: Самая современная методика – бесшовное удаление катаракты. Я могу рассказать, как это проходит в нашей клинике. Операция методикой «iQ-5 minutes водный поток» занимает не более пяти минут, как видно из названия (обращаем внимание, что время подготовки пациента не входит во время продолжительности операции). Мы не торопим пациента, и у нас отношение к каждому глубоко индивидуальное. От настроения пациента зависит и результат операции. Мы понимаем волнение людей. В нашей операционной с пациентом работают и офтальмохирург с ассистентом, медицинские сестры, анестезиологи и даже инженер по контролю за медицинскими приборами. Всего семь специалистов уделяют максимум внимания пациенту и это политика нашей клиники. В «операционной будущего», а именно в ней я и работаю, стоит самое современное оборудование, шведские операционные столы, американские системы для контроля за состоянием пациента, самые надежные и новейшие системы для удаления катаракты. Температура и влажность воздуха в операционной поддерживается специальным компьютерным центром. Хороший глазной доктор просто мечтает о таких условиях лечения пациента.
KYKY: А что же именно представляет из себя эта операция?
Ю.Т.: Подготовка к операции начинается с анестезии. В глаза пациента закапываются дезинфицирующие и обезболивающие капли с эффектом «замораживания», делается инъекция под кожу вокруг глаз. Это нужно для того, чтобы обездвижить глаз и веки. Примерно через полчаса после анестезии начинается сама операция. Глаз пациента раскрывается с помощью векорасширителя, чтобы он не смог случайно моргнуть. Затем надрезается оболочка глаза и удаляется хрусталик. После вводится интраокулярная линза.
После завершения операции на оперированный глаз накладывается стерильная повязка. Уже через несколько часов пациент достаточно хорошо видит оперированным глазом, а в течение недели у него окончательно налаживаются зрительные функции. Если у пациента во время операции и в раннем постоперационном периоде не возникло осложнений, то на следующий день его выписывают домой. Следует остерегаться чрезмерного перенапряжения глаз, не поднимать тяжести, соблюдать гигиену глаз, воздержаться от алкоголя в течение не менее 3-4 недель после операции. Зато разрешается читать, писать, смотреть телевизор. Доктор назначает глазные капли для сокращения восстановительного периода, а также информирует пациента о необходимости профилактических осмотров.
KYKY: А какие бывают эти интраокулярные линзы?
Ю.Т.: Монофокальная внутриглазная лизна – наиболее часто применяемый вид искусственного хрусталика. Обеспечивает высшее качество зрения вдаль, не зависимо от степени освещённости местности или помещения. В то же время зрение вблизи (письмо, чтение, шитьё) нуждается в незначительной коррекции при помощи очков. Мультифокальные внутриглазные линзы имитируя работу здорового хрусталика глаза. В Медицинском центре « Новое зрение» в почти абсолютном большинстве случаев мы имплантируем мультифокальные (и монофокальные) линзы английской компании RAYNER. Это один из мировых лидеров в сфере катарактальной хирургии. Именно эта компания в 1949 году изобрела интраокулярную линзу. Мы плотно сотрудничаем с этой компанией уже два десятка лет и не сомневаемся в качестве.
KYKY: И сколько же будет стоить вернуть зоркое зрение, к примеру, моей любимой бабушке? Откровенно говоря, зимы теперь теплые, а радость глаз родного человека гораздо лучше новой шубки или колечка «с камушком»!
Ю.Т.: Я очень рад, что именно сейчас руководство компании RAYNER предоставило, в рамках программы «Живое Зрение», специальные цены. Операция с услугой анестезиолога, послеоперационными осмотрами до полного излечения прооперированного глаза стоит всего 14 500 000 рублей. Учитывая, что обычная стоимость операции 37 000 000 рублей, все наши пациенты понимают, какая прекрасная возможность у них есть.
KYKY: В связи с чем произошло такое снижение стоимости мультифокальной линзы? Где подвох?
Ю.Т.: Данная цена – это понимание компании RAYNER сложившейся экономической ситуации в Беларуси, дружеский шаг навстречу. К сожалению, данная программа ограничена по времени двумя годами. Но я считаю, что в будущем катарактальной хирургии монофокальные линзы должны перестать носить название «премиум-линзы». Я хочу встать с утра, выглянуть в окно, рассмотреть номерной знак дома напротив. Я был бы не прочь посмотреть, который час, прочесть любимую газету или изучить комментарии на любимом сайте – именно такие мысли должны стойко закрепиться в подсознании людей. Разве кто-то может быть против этого? Мультифокальная линза – вот настоящий стандарт будущего в лечении катаракты. Пациент должен сказать после операции: «Именно так я видел в детстве!»
На правах рекламы.