Казалось бы, что интересного можно узнать о пиве. На первый взгляд, все просто: вода, хмель, солод и дрожжи – cмешал и готово.
Представители Warsteiner со свойственной немцам скрупулезностью объяснили, почему пивоварение – это искусство, рассказали, как, оказывается, надо правильно наливать пиво в бокал и научили правильно его пить. А главный пивовар и технический директор Warsteiner International KG, Томас Нойснер, поведал о сотрудничестве бренда Warsteiner с «Лидским пивом», и о том, как мальчик с мечтой о профессии физрука стал главным пивоваром одного из крупнейших в Европе поставщиков пива:
«Когда я учился в школе, хотел стать учителем физкультуры. Грезил этим, но столкнулся с тем, что набора на специальность просто не было. Это не шутка. Учебных заведений, которые готовили бы физруков, не существовало. Помню, я сидел со своим девяностолетним дедушкой и говорил: «Дедушка, что делать? Все пропало. Я не могу стать учителем физкультуры. Сбыться мечте не суждено».
Перед дедом был стакан пива. Он крутил его в руке, смотрел на него и вдруг спросил: «Томас, а как насчет пива?» Тогда я ненавидел пиво. Но уже три или четыре раза подрабатывал на пивоварне во время школьных каникул. И владелец пивоварни был отцом моего друга. Дедушка советовал: «Люди всегда будут пить пиво. С пивом не пропадешь. Никакой кризис не страшен». Я думал, проверял варианты. И вот, я перед вами».
Энди Уорхол и его правильный пивной бокал «тюльпан»
Мероприятие, посвященное пиву, больше напоминало светский раут, и можно было бы подумать, что бокалы с пивом менее уместны в такой обстановке, чем, например, шампанское. Но это далеко не так. Warsteiner позиционируется как шампанское в мире пива. Настолько изящно выглядит кристально чистое светлое пиво в фирменном бокале с густой пенной шапкой сверху.
Бокал Warsteiner заслуживает отдельного упоминания. Его дизайн был разработан более 55 лет назад гениальным дизайнером Германом Хоффманом, отметила Катя Зенгер, региональный менеджер Warsteiner International KG. «Тюльпан», – так называют этот пивной бокал пивовары за его форму, напоминающую цветок и подчеркивающую премиальность. «Warsteiner – не просто пиво после работы, а шампанское среди пива, поэтому и бокал для него должен быть особенным», – рассудили производители. Бокал не просто красивый. Форма создана с расчетом на сохранение пенной шапки, которая подчеркивает вкус и аромат пива.
Стоит отметить, что «тюльпан» полюбился такой известной персоне, как Энди Уорхол. Художник часто посещал пивоварню, по всей видимости, много пива там выпил, в итоге увековечив бокал в своей работе. Теперь бренд Warsteiner представлен в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
Хранение пива – отдельный момент. Даже если пиво сварено правильно, его вкус легко испортить неправильным хранением на складе или, например, на полке магазина. Напиток может перегреться или переохладиться (что тоже плохо). Его нужно аккуратно перевозить, не допуская лишней тряски, и хранить, строго соблюдая указания на этикетке.
Аналогично нужно уметь правильно разливать пиво в бокал. Например, как это делают немцы: в чистый и охлажденный бокал медленно под углом в 45 градусов наливается пиво. Стакан нужно наполнить на две трети напитком и на одну треть – пеной. Подождать ровно 60 секунд, чтобы пена стабилизировалась. После этого долить остатки из бутылки, чтобы сформировалась идеальная пенная шапка – полтора пальца толщиной над краем бокала и два пальца ниже края. Всё. Можно подавать, повернув бокал логотипом Warsteiner к гостю.
Как мировой бренд попал в Беларусь?
В 2013 году немецкая компания приняла решение о расширении экспорта, в связи с чем год был посвящен поиску надежного партнера, с которым можно было бы работать, и в ком можно было бы быть уверенным. По итогу тщательного анализа производственных мощностей потенциальных партнеров Warsteiner International KG приняло решение о сотрудничестве с белорусской компанией ОАО «Лидское пиво».
На данный момент пиво Warsteiner продается более чем в семидесяти странах, а производится по лицензии лишь в трех государствах, среди которых – Беларусь. Когда компания нашла хорошего партнера, начался очень серьезный этап работы. Томас лично приезжал на завод в Лиду проводить аудит, инспектировал производство: брались образцы воды и солода. Первоначальный этап занял у Томаса неделю – семь дней на проверку качества сырья, технологии производства и готовности к сотрудничеству команды.
Томас Нойснер удовлетворился почти всем. 90% того, что он увидел, ему понравилось.
– Важно понимать, – отмечает Томас. – То, что вначале мы не были довольны всем, что увидели – это нормально. «Лидское пиво» на том этапе было наиболее подходящим производством, соответствующим нашим требованиям.
После этого был составлен детальный план улучшений, чтобы довести работу до идеала. На этом этапе Томас изучал беларуский менталитет, пытался понять стиль мышления беларусов. Через десять дней Нойснер решил: «Люди готовы идти на изменения, способны их воплощать, готовы инвестировать деньги, а значит, все должно сработать».
Одним из главных критериев успеха для Томаса была командная работа. «Люди должны уметь работать вместе», – таким девизом руководствовался немецкий пивовар, работая с беларусами. Как видим, работой команды Томас остался доволен.
Как варят немецкое пиво в Беларуси
Самое сложное в пивоварении, как считает Томас, – это розлив по бутылкам. Финальный этап производства сложен и крайне важен, но случается, что пивовары могут не уделить ему должного внимания.
«Мы называем это процессом удаления кислорода, – описывает розлив технический директор. – Или минимизацией его воздействия на напиток. У других производителей он часто нарушается. Если технология процесса нарушена, то вся работа была проделана зря.
Пиво Warsteiner варится по немецкому закону о чистоте пивоварения: используются только вода, хмель, солод и дрожжи. Никакой химии, красителей и добавок. Хмель и дрожжи привозятся из Германии. Так что половина состава не отличается от оригинального пива.
Солод подбирается местный. Его образцы отправляются в тестовую комнату при лаборатории в пивоварне Warsteiner. Как показывают результаты дегустаций, беларуский Warsteiner от немецкого ничем не отличается.
Дегустация – это вообще отдельная наука. Настолько серьезная и требующая подготовки, что даже Томас, являющийся знатоком пива, не считает себя экспертом этого дела.
Существует множество факторов, от которых восприятие вкуса пива может поменяться. Например, в стрессовом состоянии тонкие ноты различить сложно. С возрастом уровень профессионализма дегустатора снижается. Надо разбираться даже в анатомии, знать устройство человеческого языка, расположение на нем вкусовых зон. «Если вы пьете пиво вечером, то работает гораздо меньше рецепторов, чем утром. Вкус будет отличаться», – поясняет нюансы Томас.
«Кстати, наш продукт отмечался как лучший выбор женщин-потребителей!»
Задумавшись о том, какое пиво пьют сами работники Warsteiner, я поспешил это выяснить. Благо, найти их в небольшом зале рестобара «Тише Мыши» было нетрудно. Сотрудники находились в центре зала, общались с гостями с фирменным бокалом-«тюльпаном» Warsteiner в руках.
«Я пью Warsteiner, – рассказывает Катя Зенгер. – И пью с удовольствием, потому что знаю, как его производят, сколько проводится проб и анализов, какая у нас система фильтрации».
Катя поднимает бокал и показывает на просвет: «Кристально прозрачное, прекрасный цвет. Это означает, что тут нет ничего лишнего», – говорит региональный менеджер.
Томас подключился к разговору: «Кстати, наш продукт отмечался как лучший выбор женщин-потребителей! Это действительно шампанское среди сортов пива. А еще нас копируют – это тоже показатель качества».