Художник, благодаря которому мы знаем, как выглядела Беларусь 19 века, родился 11 февраля 1807 года. Наполеон Матеуш Тадеуш Орда родом из деревни Вороцевичи Пинского уезда Минской губернии – теперь это деревня в Ивановском районе Брестской области. Орда – это явный пример избитой, но жизненной истины, что талантливый человек талантлив во всем. Он был литератором, музыкантом, композитором, художником, скульптором и педагогом. И не факт, что прославился именно как художник: это мы помним его как человека, который донес до нас акварели уже несуществующих зданий – в Европе он был известен, скорее, как музыкант. Но давайте по порядку.
Детство и университет
Генофонд у художника был солидный: отец, Михаил Орда, был инженер и происходил из обедневшего татарского рода, предки которого еще во времена правления Витовта переселились из Золотой Орды. Мать – пианистка Жозефина Бутримович – приходилась дочерью известного общественного деятеля, Пинского старосты Тадеуша Бутримовича (да-да, та самая пинская шляхта).
Как это было принято в то время, начальное образование маленький Наполеон получил дома от своих родителей, а потом его отдали в гимназию в Свислочи. В 1823 году поступил в Виленский университет на физико-математический факультет – вот откуда его точность и документальность в изображении архитектуры: его растили настоящим технарем. Впрочем, во время учебы он принял участие в деятельности тайного студенческого общества «Зоряне», за это в 1827 году был арестован и даже исключен из университета. Проведя 15 месяцев (не суток, как нынче принято) в тюрьме, Орда вернулся в Вороцевичи, но уже в 1830 году принял активное участие в восстании против царского режима. С одной стороны, за это его наградили крестом ордена «Virtuti Militari» и дали звание капитана. С другой стороны, после подавления восстания из-за репрессий ему пришлось под чужим именем уехать за границу. Пока Наполеон находился в эмиграции, он много путешествовал по Европе, жил в Австрии, Швейцарии, Италии. И только в сентябре 1833 года получил статус эмигранта во Франции и остался в Париже (вполне современная история, верно?). В своих путешествиях он определился с «профессией» – выбрал живопись и музыку. Изображал чаще всего путевые заметки – его наследие дошло до 1150 акварелей, из которых примерно две сотни беларуских пейзажей. Да, прожив большую часть жизни не на родине, он все равно рисовал Беларусь. Кроме того в то время он познакомился с Адамом Мицкевичем, Фредериком Шопеном, Джоаккино Россини, Джузеппе Верди, Оноре де Бальзаком, Стендалем и даже Иваном Тургеневым.
Парижский период, переезд и новая посадка
Орда стал звездой в широких кругах европейской интеллигенции: музицировал с Фредериком Шопеном на вечерах в домах Плятеров и Чарторийских, принимал участие в литературных собраниях, аккомпанировал игрой на фортепиано поэтическим импровизациям Мицкевича. Но, интереснее всего для нас другое. С 1833 года Орда учился рисованию в студии мастера архитектурного пейзажа Пьера Жерара. С 1847 года работал директором Итальянской оперы в Париже, вплоть до ее закрытия во время революции в 1848 году. И только в 1856 году, когда Александр II объявил амнистию «революционерам», Орда, оставив семью и карьеру в Париже, вернулся на родину. Было ему на тот момент уже 49 лет. Родовое имение после смерти матери конфисковали – опять же из-за участия сына в восстании – и разрешили лишь позорно взять его в аренду. Одно время Орда жил в Вороцевичах, Гродно, потом переехал на Волынь. Примерно в это время он активно писал именно беларуские пейзажи. В 1866 году Наполеона Орду вновь арестовали по подозрению в участии в восстании 1863-1864 годов и посадили в Кобринский тюремный замок. Через год ожидания суд приговорил Орду к ссылке в глушь России, но стараниями жены (которая там, в Париже, вовсе не забыла мужа) и посла Франции приговор отменили. В итоге у Орды отобрали все права на родовое имение, разрешив лишь поселиться у родственников в имении Молодово Кобринского повета.
Работы художника
Все предшествующие события выглядят довольно мрачно, но именно с этого момента у Орды начался спокойный период жизни, когда он ездил по Беларуси (и не только) и много рисовал. Музыка в это время уже отошла на второй план. Самые первые картины художника датированы 1840 годом. Но начиная с 1872 года в своих ежегодных летних путешествиях Орда систематично рисовал достопримечательности Волыни, в 1875-1877 годах – Беларуси, Литвы, Жмуди, Лифляндии, а дальше пошли Галиция, Восточная Пруссия и Царство Польское. Обычно он делал набросок пейзажа карандашом, затем отрисовывал картину акварелью и гуашью. Его произведения – просто бесценный источник знаний для историков архитектуры, реставраторов, да и вообще для любого беларуса. Учитывая, что мало какие оригиналы замков и усадеб дожили до нашего времени, для нас его творчество – это документ из красок. По его рисункам реставрировали Андреевскую церковь в Киеве, крепость в Каменце-Подольском, Подгорецкий замок, Острожский замок и Летичевский замок.
Свои работы Орда как человек математического склада ума каталогизировал, разложив по папкам, в которых собрал произведения за весь сорокалетний творческий период с 1840 по 1880 год. Большинство его произведений – а точнее, 977 – находится в Национальном музее Кракова, куда их передали его родственники. Некоторые рисунки лежат в Народном музее в Варшаве, альбом акварелей находится в библиотеке имени Стефаника во Львове. Большая коллекция литографий с его рисунков есть и в нашей Национальной библиотеке. Умер Наполеон Орда в Варшаве в 76 лет. По завещанию его похоронили в Янове в фамильном склепе. Но, конечно, память о нем живее всех живых. Вот, например, вы знали, что в родных Орде Вороцевичах сделали его музей-галерею, и в 2013 году взялись отстроить родовое имение – которое когда-то у художника отобрали? Или обращали внимание, что на неденоминированной стотысячной купюре был рисунок Несвижского замка руки Орды? Посмотрите, какая красота.
Несвижский замок
Панорама города от Наполеона Орды передает тихую атмосферу Несвижа 1856 года (впрочем, ничего до сих пор и не изменилось). Рассказывать об исторических достопримечательностях этого города – дело неблагодарное. Все и так о них знают. Нам остается лишь рассматривать литографию и представлять, как игриво плещется вода в реке Уша, скользят куда-то облака, а ветер гнет зеленые ветви и доносит звуки из недалекого Фарного костела.
Панорама Витебска
Рынковая (Полицейская) площадь, изображенная на картине Орды, была построена в Витебске для заседаний магистрата. Это был орган самоуправления, который появился в городе после получения магдебургского права. В 1624 году ратушу разрушили во время восстания православного населения против униатского архиепископа. Ратушу разрушили как бы в наказание бунтующему населению. Но в 1644 году здание восстановили.
После этого здание еще не раз перестраивалось и дополнялось: пристраивались двухэтажные корпуса, на первом этаже размещались магазины. В 1833 году на верхнем ярусе башни установили часы. Тогда же появилась башенка в виде ротонды и шпиль. Именно такой и запечатлел ее Наполеон Орда.
Мирский замок
Эта картина 1860-1870 годов. Такую роскошь замку вернул князь Михаил Казимир Радзивилл по прозвищу «Рыбонька». Он переделал тут покои, менял лестницы, украшал замок модными дубовыми паркетными полами, картинами, фарфором и фаянсом. Один из сыновей Рыбоньки, князь Кароль Станислав по прозвищу «Пане Коханку» устраивал здесь балы и собирал гостей на охоту. После его смерти все владения перешли к племяннику – князю Доминику Иерониму Радзивиллу, который во время войны 1812 года выступил на стороне Наполеона, но Доминик погиб в бою в 1813 году. Его имения императорским распоряжением разделились на две части. Одну часть вместе с Миром и Несвижем получил троюродный брат Доминика, князь Антоний Радзивилл, другую – дочь Доминика – Стефания. А в 40-х годах XIX века. Мирские владения по решению специальной комиссии перешли ко Льву Витгенштейну, жившему на тот момент в Германии.
Медицинская академия в Гродно
Гродненское здание в стиле барокко было построено еще в 1770 году по проекту архитектора его королевского величества Джузеппе де Сакко для медицинской школы-академии. Первоначально это здание должно было вмещать в себя просто школу акушерок. Но затем тут открыли Гродненскую медицинскую академию. Это была первая на территории нынешней Беларуси высшая школа по подготовке врачей под руководством профессора Жилибера. Позже строение стало фамильным имением князей Святополк-Четвертинских. С середины XIX века князья часть дома сдавали почтово-телеграфной конторе, затем – интернату второго армейского корпуса и управлению уездного воинского начальника.
Каменецкая вежа
На картине – башня-донжон «Белая вежа». Как писал про башню еврейский писатель Ехезкель Котик: «Местечко Каменец, где я родился, знаменито своей старинной исторической башней. Откуда она взялась, никто не знает. Полагают, что это остаток былой крепости. Башня эта кирпичная, с толстыми стенами, высокая, с бойницами для стрельбы из пушек и ружей. Ещё во времена моего деда находили ядра весом фунтов в десять – знак, что через бойницы когда-то действительно стреляли. Кирпичи этой башни были такие крепкие, что нельзя было отколоть от них ни кусочка. В Каменце говорят, что кирпичи башни делали на яичном белке, поэтому она такая крепкая...»
Лидский замок
Этот рисунок Наполеон Орда (1806-1883) сделал с южной стороны. Зарисованы Лидский замок, долина Лидейки, Крестовоздвиженский костел, здание кармелитского монастыря, дорога по дамбе со столбами телеграфной линии, построенной в 1872 году. К сожалению, первоначальный рисунок Орды неизвестен, а дошедшая до нас литография имеет серьезные неточности: башни замка выдвинуты за внешнюю границу стен, малый вход вынесен на середину восточной стены, стены восстановлены до изначального уровня. И если дорисованная верхняя часть восточной стены придает замку большую суровость, то выдвинутые за пределы стен башни – это уже значительное отступление от фортификационных особенностей замка.
Большой двор
Большой Двор – это деревня в Столбцовском районе Минской области. Главной ее достопримечательностью является усадебный комплекс первой половины 19-го века, который как раз-таки изображен на картине. Сам усадебный дом был построен в 1830 году. Усадьба в стиле классицизм имела очень живописный внешний вид, однако до нашего времени она дошла сильно перестроенной. Так что увидеть ее в исконном варианте можно лишь на картине художника. Тем-то она и дорога.
Усадьба Тадеуша Костюшко. На заднем плане – дворец Пусловских
Костюшко после смерти отца из-за его долгов сдал многочисленные имения семьи своим родственникам и взял в аренду у рода Сапегов фольварак Меречевщина возле местечка Коссово. Усадьба Костюшко в то время была одноэтажной с высокой двухъярусной ломаной крышей, с чертами стиля барокко. На крыше стояли две симметрично расположенные трубы. Главный вход в усадьбу проходил через небольшое крыльцо с крышей на четырех столбах, по обе стороны которого было по два окна, а само здание окружал пейзажный парк.
В 1871 году на Меречевщине побывал Орда и оставил после себя литографию восстановленной усадьбы на фоне дворца Пусловских. На его рисунке дом отличался значительно большим портиком, далеко выступающим от центрального фасада и окруженным с трех сторон колоннами, создававшими ощущение открытой летней веранды. По бокам от портика и на боковых фасадах на тот момент было уже по три окна.
Новогрудский замок
Руины Новогрудского замка Наполеон Орда написал в 1876 году. Замок превратился в руины во время войны 1654-1667 годов, когда московские войска дважды брали Новогрудок. В 1655 году его заняли казаки Ивана Золотаренко. А в 1660 году частично восстановленный замок был занят войсками князя Ивана Хованского. Башни замка Мещанская, Колодезная, Малая надвратная и Посадская были разрушены начисто до фундамента. Во время Северной войны были окончательно уничтожены местные укрепления: в 1706 году шведы, проходившие через город, взорвали их остатки.
В 1802 году гродненский губернатор Бенигсен дал приказ разобрать остатки замковых стен с целью вымостить улицы города. Но две башни частично сохранились. Их мы и видим на картине. Сейчас одну из этих башенок очень некрасиво попытались восстановить современным кирпичом – но вышло сами понимаете, как.
Пружаны. Усадьба Швыковских
Акварельная работа Наполеона Орды второй половины 19 века. В начале века Пружаны перешли к Бернарду Швыковскому. Его усадьба и изображена у Орды. Рассказывая саму историю города, стоит упомянуть, что во французско-российской войне 1812 года город был разграблен французскими войсками. А к 1817 году в Пружанах оставалось 242 деревянных дома. Первый кирпичное здание – тюрьма – возникло спустя три года, в 1820 году. В 1834 году было открыто еврейское мещанское училище – там учили арифметике и грамматике. А в 1837 году было открыто и дворянское училище, которое считалось одним из лучших в Западной Беларуси.
В этом году компания Бульбашъ® благодаря работам молодых авторов, которые вдохновились произведениями культовых беларуских художников создала оригинальный календарь. Работы в нем посвящены 12-ти знаменитым мастерам Беларуси: Питеру Блюму, Марку Шагалу, Элю Лисицкому, Язепу Дроздовичу, Наполеону Орде и другим. Идея раскрывается и в лимитированной серии самого продукта Бульбашъ® Особая Art Edition, и в календарях Бульбашъ® на 2018 год.
ЧРЕЗМЕРНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ ВРЕДИТ ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ