Девушки специализируются на свадебной съемке, семейных, индивидуальных и fashion-фотосессиях. Мы забрели к ним в гости не с пустыми руками. Принесли им подарки от пары художников Мити Писляка и Натальи Минчук — новогодние открытки их авторства. После обмена подарками мы расположились возле новогодней елки и начали беседовать о том, почему заказчики уходят от девушек не только красивыми и счастливыми, но и более уверенными в себе.
«Отдыхать могу максимум неделю, потом нужно что-то делать»
KYKY: Девчонки, начнем нашу беседу с такого вопроса. Вы вместе и работаете, и дружите. Часто ходите по гостям?
Маша: Не часто, у нас очень много работы перед Новым годом. Правда, недавно появилась интересная традиция — «Званый ужин». Сформировалась дружная компания творческих людей, и мы как-то сходили в гости к Саше Якутович. Она приготовила много вкусного, мы прекрасно провели время и после этого решили, что в следующий раз сходим к кому-то другому из нашей компании. Придумали эстафету — принимающая сторона готовит угощения и развлечение, а после мы в шутку выставляем оценки. Уже поучаствовали Саша, я, следующей должна быть Катя. Вот ждем приглашения в гости. Зимой только по гостям и ходить!
KYKY: А как празднуете Новый год? Есть ли какая-то традиция?
Катя: Да, традиция есть! В прошлом году мы нашей небольшой компанией решили, что будем отмечать Новый год где угодно, но только не в Минске. Поехали в Буковель кататься на сноуборде. Правда, Маша в первый же день неудачно упала, повредила колено и всю неделю хромала… В этот раз мы не будем прыгать с гор. Планируем поехать во Львов.
Маша: Перед новогодними праздниками мы все устаем так, что хочется просто бросить все и уехать куда-то. В прошлом году работали до победы, собрали чемодан за час, и до последней минуты перед отправлением я рассылала людям их новогодние фотографии, хотела все успеть… При этом я не могу отдыхать долго. Максимум — неделя, а после у меня начинается зуд, я хочу что-то делать, хочу домой. Я, в принципе, домосед, не очень люблю тусоваться. Наверное, это старость (смеются).
Катя: Я тоже после насыщенных рабочих недель люблю посидеть дома с книгой, фильмом и вкусной едой. Многие не могут понять, как можно неделю проваляться дома в пижаме? Я так восстанавливаюсь! Главное — не сидеть и не думать: а может, мне заказчик позвонит… Так складывается, что нашу жизнь невозможно разделить на работу и дом. Мы работаем все время, без выходных, днем и вечером думаем о проектах. У нас нет графика, мы сами себе его устанавливаем, как и другие люди в нашей сфере. Это сложно, но мы осознанно выбрали эту, а не офисную жизнь, нам она нравится.
«Я хотела, чтобы студия была, как уютная квартира, где нет 'холода'»
KYKY: Поговорим о вашей студии. Как она создавалась? Кто ее придумал и воплотил?
Маша: Идея своей студии у меня появилась давно. Я помогала другу Леше создавать фотостудию «Матрешка», которая находится рядом. Какое-то время работала там, а после поняла, что созрела для собственного пространства. Леша помог мне с помещением — он снимает весь этаж и предложил мне помещение. Несмотря на то, что до меня здесь размещался танцевальный класс, многое мы сделали сами: долго возились с окнами, сделали потолок, перекрыли пол… На эту работу ушло два месяца.
Вообще, эта студия принадлежит мне и моему парню Косте. Концепцию пространства мы с Костей разрабатывали сами, не привлекая интерьерных дизайнеров, тем более, что у меня есть образование дизайнера. Хотелось, чтобы студия была максимально похожа на уютную квартиру. Мне нравятся некоторые минские фотостудии, но в них присутствует какой-то «холод», не хватает уютных мелочей и милых деталей, чувствуется, что это все же не квартира. Оказалось, люди давно ждали такого места. Я планировала сделать студию для себя, но поняла, что она очень востребована и другими фотографами.
KYKY: Как вы познакомились с Катей и начали вместе работать?
Маша: Катя, как мы с тобой познакомились, я уже не помню. А! Это было во время съемки в мебельном магазине, я фотографировала Катю как модель. Потом мы делали фотосессию с дизайнером Сашей Якутович. Она сначала делала украшения, а сейчас шьет сумки. Когда Саша только начинала, я помогала ей, фотографировала ее изделия. Так мы с Катей и познакомились ближе — она начала себя пробовать как стилиста, и мы скооперировались...
Катя: На самом деле, мы все вместе учились в колледже искусств на дизайнеров. После окончания Саша Якутович поступила в Академию искусств, а мы с Машей пошли работать, две рабочие лошадки (смеется). Нам безумно не нравились наши первые места работы, и мы искали сферы, в которых можно себя проявить.
Попали в профессию по воле случая, приняв решение что-то поменять в своей жизни
KYKY: Где вы работали и откуда хотели уйти в свободное плавание?
Маша: После колледжа я устроилась в фотоцентр и четыре года проработала оператором фотолаборатории: делала снимки на документы, проявляла, печатала фотографии… За это время я получила колоссальный опыт, несмотря на то, что мне было очень тяжело и я не любила эту работу (смеется). Именно там меня обучили азам профессии. А потом я купила свою первую камеру и ушла в фотографию, начала работать на себя.
KYKY: В фотостудию шли целенаправленно?
Маша: Нет, это получилось случайно. Мне нужна была первая работа. Я хотела, чтобы она была хоть как-то связана с творчеством. Место в фотолаборатории нашла Саша Якутович, но у нее не получалось совмещать учебу и работу, так как она поступила на дневное отделение, поэтому предложила это место мне. Я пришла на собеседование, и меня взяли. Получается, в профессию попала волею судьбы (улыбается). Я снимала бесплатно почти год, нарабатывала опыт и портфолио. И только после этого занялась коммерческой фотографией. Поэтому я сейчас с улыбкой наблюдаю, как люди покупают фотоаппарат, снимают один-два раза и пишут, что принимают заказы на съемку...
KYKY: Катя, а где вы работали до того, как стали стилистом?
Катя: Я была дизайнером мебели. Потом тоже волей случая попала в салон красоты, для которого создавала бренд-бук. Там очень приятный и энергичный коллектив — визажисты, парикмахеры... Мне было очень комфортно с ними. В то время в Минске проходил парад блондинок, и директор этого салона красоты попросил меня курировать конкурс. Тогда я впервые стилизовала и одевала девочек для фотосессии. У нас были выездные съемки в конюшне и в парке Горького, все участницы были в разных стилях. Тогда мне арт-директор салона красоты сказал: посмотри, как у тебя хорошо получается, глаза горят! Сама я даже не думала о том, чтобы быть стилистом. Тогда, четыре года назад, не понимала толком, чем он занимается. Зато сейчас многие хотят быть стилистами…
KYKY: Давайте как раз поговорим про стилиста как профессионала. Понятие это сейчас модное и очень размытое. Чем занимается стилист: помогает человеку купить одежду, подбирает ему новый стиль, одевает на фотосессию? Или есть разные направления в этой области?
Катя: Да, существуют разные направления. Есть люди, которые занимаются сразу всем, о чем вы сказали. Это замечательно, но я считаю, что стилист должен работать в каком-то одном направлении, потому что только тогда у него будет хорошо получаться. Я стараюсь максимально сузить свой профиль. Иногда просто не хватает времени на все. Если бы не ассистентка, мне приходилось бы гораздо сложнее. Бывают стилисты-имиджмейкеры и шоппинг-консультанты. Они создают человеку образ, полностью разбирают его гардероб и ходят с ним по магазинам. Ко мне тоже обращаются с такими просьбами, но я соглашаюсь крайне редко. Это очень тяжелый труд, ведь первое время ты просто доказываешь человеку, что он, привыкший жить и одеваться по-другому, будет лучше выглядеть в тех вещах, которые ты для него выбрал. Это очень энергетически затратная работа. Более уютно я себя чувствую на съемочной площадке, когда мы снимаем беременных девушек, семьи, делаем лук-буки, имиджевые и рекламные съемки. Здесь я как рыба в воде.
KYKY: Как обстоит дело с рекламной съемкой?
Катя: Снимать рекламу сложнее, потому что все зависит от заказчика и его видения конечного результата. Поначалу мне хотелось давать советы: вот так будет красивее, но потом я поняла, что моего мнения никто не спрашивает. На рекламных съемках я просто исполнитель, и сейчас меня это совершенно не смущает.
KYKY: У вас нет образования фотографа и стилиста. Вы считаете, что важнее приобретать опыт «в поле», нежели получать профильное образование?
Маша: Да, мы не заканчивали ни курсы, на мастер-классы не ходили, но все равно постоянно учимся, работая. У нас с Катей есть художественное образование: базовые знания цвета и композиции очень помогают в работе. Главное — не сидеть на месте, общаться с коллегами, смотреть работы других фотографов, не думать, что ты всего достиг и все умеешь.
«Важно подбадривать моделей, чтобы они стали увереннее в себе»
KYKY: Маша и Катя, расскажите про вашу совместную работу – фотосессии на заказ.
Катя: Я предварительно общаюсь с человеком, смотрю его фотографии, узнаю, в каком стиле он хочет сделать фотографии, мы пересылаем друг другу картинки для вдохновения, я узнаю размеры одежды — и все на этом. Действую по наитию, полагаясь на интуицию, подбираю несколько вариантов одежды, и все всегда проходит хорошо. Ни разу не было, чтобы человек пришел и сказал: мне все не нравится, я не буду сниматься в этой одежде.
KYKY: Звезды в положении со времен Дэми Мур снимаются обнаженными для обложек журналов. А как беларуские девушки? Сложно ли работать с беременными?
Катя: Есть очень откровенные пеньюары для беременных девушек, и мы спрашиваем, не против ли они сняться в этом стиле. Одни сразу соглашаются, другие стесняются, но мы все равно предлагаем сделать несколько таких кадров. Как правило, результат нравится и девушки сохраняют эти фото. Мы не настаиваем, никого не заставляем раздеваться догола, но тактично и мягко предлагаем сделать более смелые кадры в таком сокровенном состоянии, как беременность… Для многих такая фотосессия — первая в жизни, это целое волнительное событие. Сколько у нас было ситуаций, когда к нам приходили девушки и поначалу очень стеснялись, были зажаты, мы и сами начинали волноваться…
KYKY: И как быть в такой ситуации?..
Катя: Вести себя естественно. Мы заходим в студию, знакомимся, общаемся, делаем макияж, одеваем девушку… Помню, как одна девушка после макияжа посмотрела на себя в зеркало и сказала: «Я как Сергей Зверев» (смеется). Мы испугались, не знали, что делать. А визажист говорит: «Это лучший комплимент в моей жизни!» Фотографии получились такими классными, что мы сами были в шоке.
KYKY: Маша, как вы раскрепощаете модель, если она зажата, не уверена в себе?
Маша: Стараюсь настроиться на дружескую волну, перехожу на «ты». Никто не против, как правило. Я всегда улыбаюсь, подбадриваю, хвалю своих моделей, это на самом деле очень важно. Часто бывает, что девушка не уверена в себе, стесняется, хотя она красивая, ей сделали хороший макияж… Я подбадриваю ее во время съемки, постепенно она расслабляется, становится увереннее, и все идет хорошо.
KYKY: И напоследок, скажите честно, не устаете друг от друга?
В один голос: Нет!
Катя: Маша — очень комфортный человек, с ней мне хорошо и дружить, и работать. Я от нее никогда не устаю, не представляю, возможно ли это. В наших с Машей отношениях рабочее не влияет на личное и наоборот.
Маша: Катя очень активная, с моторчиком (смеется), я более спокойная. Катя любит говорить, я люблю слушать. Поэтому нам хорошо вместе. Все вопросы решаем совместно, всегда ищем и находим компромиссы. Не помню, чтобы мы ругались из-за чего-то.
Следующим участникам нашего новогоднего проекта Маша и Катя подарили сертификат на аренду своей студии. Ими стали творческий дуэт фотографов Канаплев +Лейдик. Читайте в пятницу.