Волонтерство для Беларуси – вопрос сложный. В рамках Минска благодаря интернету и «Эгиде», организации-первопроходцу, наше движение прилично разрослось. Хотя, конечно, это капля в море, и иногда опускаются руки. На данный момент мы снимаем четыре домика (так мы называем наши самостоятельно организованные приюты) – два для котов и два для собак. В законодательной базе нашей страны отсутствуют такие понятия как «волонтер» и «приют» – так, к сожалению, мы оказываемся за рамками закона, поэтому сильно не афишируем нашу деятельность.
В основном люди узнают о нас через интернет или акции, которые мы устраиваем. У нас прекрасная команда людей, готовых помогать в любой сложной ситуации не только животным, но и людям. Если бы наше государство приняло закон о волонтерской деятельности и приютах, наше движение разрослось бы в масштабах всей страны, началось бы сотрудничество на международном уровне. К сожалению, пока это невозможно, хотя у нас очень много людей, идей и возможностей для развития. Конечно, точное количество людей подсчитать невозможно, но с уверенностью могу сказать, что нас больше ста.
С недавнего времени мы начали делиться на команды, чтобы сделать нашу работу еще эффективнее: команда по «потеряшкам» (отслеживает объявления о потерянных и найденных животных), команда фотографов (фото животных с Гурского, фото для рекламы наших животных), команда по рекламе, породные команды, команда помощи щенкам и так далее. Остро стоит вопрос с передержками (когда люди берут животных на время или до пристройства), потому что в домики вмещается очень ограниченное количество животных, а звонки с просьбами о помощи поступают каждый день.
Людей, которые берут у нас животных, достаточно много. Не стоит боятся брать животное у волонтера. Почти все наши животные стерелизованы или кастрированы, обработаны от паразитов и привиты. А самое главное – воспитаны. И прежде чем отдать животное, мы изучаем его характер и привычки, в случае необходимости с помощью опытных кинологов корректируем поведение. Хотя мой опыт показывает, что собака с улицы, если она не совсем дикая, дома обычно ведет себя идеально. Еще немаловажно проводить работу по уже отданным питомцам, хотя порой это трудно, так как пристраивается очень много животных, и всех хозяев обзвонить просто невозможно. Но в будущем мы планируем для этого тоже создать команду. Просто отдать животное – это полдела; важно потом проследить, все ли у него хорошо. Бывает, что забираем обратно по разным причинам. Но никогда не бросаем.
Мой любимый случай из волонтерской практики – про Рыжулю. Зимой прошлого года в районе железнодорожного вокзала на стройке бродила рыжая собака с грустными глазами. Я встретила ее на остановке, подозвала, она поставила лапы на меня и так посмотрела... Я начала думать, как ей помочь и куда определить. Вскоре выяснилось, что на стройке у нее щенки, а тогда были морозы. Щенков мы с волонтером Настей отнесли в переход и пристроили. Осталась Рыжуля. Мы повесили на нее ошейник с моим телефоном, чтобы она не потерялась – и вот тут началось веселье. Мне стали звонить из разных концов Минска, потому что Рыжуля начала ездить в общественном транспорте.
Я всем объясняла, что собака бездомная, что нужна помощь в передержке, но никто не мог помочь, хотя многие кормили. Через день Настя поехала забирать ее ночью с остановки Немига – мы волновались, чтобы она не попала под машину. Вернули снова на стройку, но вечером следующего дня она снова пропала. И я решила, что если найду ее, то возьму к себе. К тому времени нам дали добро на место в домике «Эгиды».
Вечер зимнего дня, мне звонок: «Ваша собачка в Малиновке, сидит в магазине». Я попросила ее подержать и поехала на автобусе из Лошицы в Малиновку ее забирать. Приехала – Рыжули нет. Расстроенная, еду обратно, сажусь в 84-й автобус звонок: «Ваша собачка едет в 84-м автобусе». Я отвечаю: «Я тоже, а вы на какой остановке?» Выяснилось, что Рыжуля едет впереди. Я говорю: «Девушка, вы не могли бы сделать так, чтобы она вышла на Семенова?» Представляю, как это звучало. Она говорит: «Да, конечно». Рыжуля оказалась на Семенова за десять минут до меня, но девушка, которая ее вывела, не могла ее долго держать – с ней был маленький ребенок. Отзвонилась, что собака ждет, и ушла.
Я выхожу на Семенова. Естественно, Рыжули нет. Сажусь в 52-й автобус до дома. И что вы думаете? Мне звонят и говорят, что моя Рыжуля едет в 52-м в Лошицу. Там уже меня дождались, и повела я ее домой.
Дома она оказалась идеальной квартирной собакой – спокойной, не вредной. После ночевки я отвезла ее в домик «Эгиды», дала рекламу в газету. Почти сразу же позвонила женщина и выразила желание познакомиться с Рыжулей. Так они ее с мужем и забрали. Семья просто замечательная – и дети, и внуки ее обожают. Спит с хозяином в постели. И хозяйка частенько звонит мне и благодарит за такую чудесную собаку. Ради таких моментов стоит делать то, что мы делаем. Как бы ни было трудно.
Ольга
В Беларуси нет официального государственного приюта, зато есть несколько общественных объединений, которые помогают бездомным животных. Объединение «ЗООшанс» – одно из них. На сегодня наша команда состоит из 27 официальных членов объединения и десятка добровольных помощников. За время нашей официальной работы было спасено и пристроено почти 300 животных. Сама я брать домашнего питомца не планировала, так как жила на съемной квартире, но одна кошечка настолько сильно запала мне в душу, что я решила забрать ее.
Безнадзорных, брошенных, потерянных и одичавших кошек и собак члены объединения и добровольные помощники спасают с улиц города, устраивают на временные передержки, лечат, выхаживают, кормят, стерилизуют, кастрируют и готовят их к пристройству в новые семьи. Те, кто не может забрать на время к себе домой животное, помогают, чем могут.
Раньше моя деятельность заключалась в поездках в домик, арендованный на личные средства волонтеров для временного размещения спасенных животных. Дежурство включало уборку, кормление, лечение котов.
В настоящее время я занимаюсь рекламой в интернете: веду группы в социальных сетях и отправляю информацию о животных для наших периодических рубрик в газетах и на интернет-площадках. Людей, неравнодушных к проблемам бездомных животных, немало. Но все же на сегодняшний день животных, нуждающихся в помощи, намного больше, чем людей, готовых им помогать.
Самая большая проблема заключается в том, что на государственном уровне нет приюта безвременного содержания животных, и поэтому «лишних», невостребованных животных усыпляют. А все мини-приюты, которые создают волонтеры на собственные средства, не могут решить проблему бездомных животных. Нужна законодательная база – лицензии на разведение породных животных, жесткие требования по содержанию, разведению домашних животных и ответственности их владельцев за судьбу животных. Надо наказывать людей, которые, наигравшись или не справившись с животным, выбрасывают его на улицу.
Если вам хочется помогать бездомным животным, то для начала я советую заполнить анкету добровольного помощника (http://www.zooshans.by/content/dobrovolnye-pomoshchniki). И если вам понравится, то вы сможете стать официальным членом объединения «ЗООшанс» и выбрать для себя любой вид помощи: фотосъемка, автопомощь, благотворительные пожертвования, пиар (газеты, журналы, интернет-ресурсы), временное содержание животных дома, написание статей, дизайн, тиражирование, распространение печатной продукции, кормление и уборка за животными и др. Мы будем очень рады видеть новых участников в нашей команде. Выбор за вами.
Надя
Первое время я ездила в приют «Фауна города», куда отвозили отловленных бездомных собак и содержали в вольерах. Там были достаточно тяжелые условия, но волонтеры из «Эгиды» старались за собственные деньги купить собакам то, чего им не хватало, и найти им новых хозяев. В основном я выгуливала собак или помогала кормить их, потому что рабочих рук в питомнике катастрофически не хватало, многие животные сутками не выходили на свежий воздух.
Через какое-то время из-за конфликта между волонтерами и организацией мы лишились возможности посещать приют. Правила ужесточились, и собак начали регулярно усыплять. Тогда появилась идея попробовать спасти некоторых из них, и девочки нашли в частном секторе Минска дом, который арендовали за небольшую сумму. Туда свезли животных, распределили их по 4 комнатам и установили расписание, по которому волонтеры посменно дежурили в доме. Проблем хватало, потому что дело это происходило зимой, собаки в деревянном доме мерзли, приходилось кому-то дважды в день топить печку. Еще мы учились самостоятельно делать уколы и прививки, варили собакам еду, выводили их на прогулку. Как-то я сопровождала собаку на стерилизацию в ветеринарную клинику. Параллельно делалось многое, чтобы найти животным новый дом, а на свободное место тут же привозили очередную собаку, спасенную из «Фауны города».
Насколько я знаю, недавно волонтеры купили хороший участок для частного питомника за пределами Минска, и дела там обстоят намного позитивнее: условия лучше и места больше.
Даша
Я занимаюсь уходом за бездомными собаками в нашем мини-приюте «Домик собачьей надежды» примерно два с половиной года. Он находится за городом, километрах в двадцати от кольцевой. Там постоянно проживает около пятнадцати собак. Новые постояльцы попадают к нам в основном с улицы и живут до пристройства в новую семью. Но мы стараемся отслеживать судьбы наших питомцев и дальше, и если нас что-то не устраивает, то забираем собаку обратно.
Мне кажется, достаточно один раз попасть в такое место, чтобы понять, что это твое и что там ты готова оставлять частичку себя каждый раз. Мы, волонтеры, испытываем бешеные эмоции: радость встречи с четвероногими обитателями приюта, волнительные беседы с потенциальными хозяевами и непосредственно передача им собак. Без слез не обойтись, ведь многие собаки проводят много месяцев с нами, и мы успеваем привыкнуть и полюбить их. Когда я приезжаю к ним, то просто в один момент забываю про весь окружающий меня мир с его проблемами, ссорами и заботами. Как бы мне не было плохо, я приезжаю туда и отдыхаю душой. Это здорово.