Одним из положений теории эротического капитала является указание на множество способов по конструированию прекрасного тела. Если вы потерпели неудачу в одном (не родились с размерами 90-60-90), то всегда можно стать секс-бомбой с помощью другого. Рассмотрим такой ресурс как «сексапильность» (в узком смысле слова), которая зависит лишь от сексуальной энергии (либидо) и от вашей компетенции в постели. Ведь об этих достоинствах стало модным рассказывать в СМИ.
Как пишет философ С. Жижек, «всё началось с моделей и кинозвёзд: о (фальшивом) видеоклипе с Клаудией Шиффер, делающей страстный минет двум мужчинам одновременно, говорилось повсюду; если поискать в интернете информацию о Мими Макферсон (младшей сестре знаменитой австралийской модели Элль Макферсон), то можно найти сайты о ее выдающейся экологической деятельности, сайты с ее «пристойными» фотографиями плюс украденную видеозапись, на которой она сначала мастурбирует, а после совокупляется со своим любовником. А как насчёт последней книги Катрин Милле, в которой этот всемирно известный художественный критик в холодном и бесстрастном стиле, без всякого чувства позора и вины… описывает подробности своей богатой сексуальной жизни, вплоть до регулярного участия в масштабных оргиях, во время которых анонимные партнёры менялись один за другим».
«Какой толк в модельной внешности, если в постели женщина – фригидное бревно?»
По мнению многих, любвеобилие и умение нажимать на эрогенные кнопки партнёра – это важнейших фактор, определяющий вашу привлекательность. Какой толк в модельной внешности, если в постели женщина – фригидное бревно? В этой связи социолог Ева Иллуз приводит рассуждения Алана (главы фармацевтической компании) о том, что большая грудь, плоский живот и длинные ноги – это, конечно, хорошо для дамы, но самое главное – это чтобы девушка обожала секс, умела ублажать другого и сама ловила кайф от соития. Вывод – не родись красивой, родись похотливой!
Социолог Кэтрин Хаким отмечает, что раньше классный секс мужчины получали только от жриц любви. Ученый и бывшая проститутка Брук Магнанти так описывает свои лондонские приключения после защиты Phd-диссертации. «Как девушка, чья реклама содержит предоставление «всех услуг» (all services), я знаю, что многие клиенты снимают меня в надежде на анальный секс. Я к этому готова… Они или нервно спрашивают о возможности зайти с чёрного входа или как бы случайно движутся в этом направлении». Но сегодня многое изменилось: обычная женщина в спальне нередко преображается в профессиональную проститутку и ведёт двойную жизнь согласно российскому изданию Joy (октябрь 2013), в котором есть рассказ о маркетологе Екатерине Квитковской, танцующей у шеста трижды в неделю по два часа. А такие перемены находят понимание у всех мужчин.
Почему сегодня в Германии девчонок с юных лет начинают волновать проблемы «Tut Analsex weh?» (Причиняет ли боль анальный секс?) и «Wie geht blasen?» (Как делать минет?). Так Кристин (15 лет) спрашивает у экспертов: «Я очень хочу отсо*ать у своего парня. Но, к сожалению, я понятия не имею, как это происходит. Не могли бы вы мне помочь?». Реагируя на возникший спрос, во всем мире предлагаются тренинги, которые со временем начинают посещать дипломированные журналистки, чтобы поделиться с профанами эксклюзивной информацией. В упомянутом номере «Joy» есть текст «Чему учат в школе секса» о том, как редактор Елена Сигал обучалась «оралочке» на силиконовом «коляне», узнала о мужской точке G (это бугорок между яичками и анусом) и 32 эрогенных зонах мужчины, которые помогли ей превратить ближайшую ночь с мужем в феерию. Из отчёта «Минет: идеи и навыки для большого удовольствия» отважной Натальи Истоминой становится понятным, что спасение многих браков зависит от того, как жена использует техники «Кролик», «Вакуум», не забывая при этом изгибаться как кошечка и смотреть в глаза своему медвежонку. Мужчинам тоже советуют улучшить секс-подготовку: узнать о 11 видов женского оргазма (точке a и точке u). Ведь быть заботливым романтиком с надёжным плечом уже недостаточно, как показывает клип «Not fair» от Lily Allen. Это будет бесполезно, если ваша любимая всегда «даёт голову», а вы не можете заставить её сладострастно кричать.
Это небольшая часть того, что происходит в медийном пространстве. С нетерпением ждём заметок в духе немецкого журнала Brigitte «О-ла-ла: новые вибраторы тестируются нашей редакцией», в которой образованные вибраторши рассказали о своих отношениях с «Мистером Розовый» и «Серебряным лебедем». При чтении таких материалов возникают вопросы. Как следует понимать эти тренды? Не приведут ли они к новому закату Европы и очередному нашествию варваров?
Обратимся к заре времен и сексуальности предков, живших до З. Фрейда
Попытаемся решить эти проблемы, сравнивая современную эпоху с классической и пытаясь понять, стоит ли горевать о потерянном Золотом веке? Начнём с того, что западную культуру определило осознание ужасающих последствий необузданной страсти. Достаточно вспомнить, к чему привело похищение Елены в гомеровском эпосе о Троянской войне. Нам такие сюжеты хорошо знакомы из нашей истории: отказ шведки Ragnhild (Рогнеды) выйти замуж за киевского викинга Вольдемара (Владимира) привели к разрушению Полоцка и убийству её отца Рангвальда (Рогволода) и братьев. Благодаря работам Н. Карамзина известно, что из-за своей озабоченности этот креститель Руси был подонком и моральным уродом. «Первой его супругою была Рогнеда… Умертвив брата, он взял в наложницы свою беременную невестку… Сверх того, было у него 300 наложниц в Вышегороде, 300 в нынешнем Белогородке и 200 в селе Берестове. Всякая прелестная жена и девица страшилась его любострастного взора; он презирал святость брачных союзов и невинности».
Такой беспредел царил во многих странах, благодаря воинам, жившими по принципу «Как много славных девок мы в жизни повстречали: одни нам отдавались; других мы силой брали» (фраза из фильма «Беовульф», 2007).
Поэтому первый шаг для цивилизованной жизни – это отказ быть «сатиром» («кобелиной» по-нашему), который при виде красивого тела всегда хочет «всходить по обычаю четвероногого и осеменять» (Платон «Федр»). К сожалению, вторым шагом стала не разработка искусства любви (как в Индии и Китае), но аскетизм и отречение от всего, что не связано с деторождением и что нарушает иерархию полов. Поэтому осуждались не только коитус a tergo (по З. Фрейду, когда мужчина находится в вертикальном положении, а женщина – в согнутом и звероподобном), но и когда женщина оказывалась сверху. Социолог П. Бурдье приводит миф кабильских горцев, легитимирующий мужское господство. «Он лег на землю, и она начала ласкать его… Мужчина испытал большое удовольствие. Он везде преследовал женщину, чтобы повторить это. Ведь она знала больше, чем он, умела зажигать огонь и др. Однажды мужчина сказал женщине: «Я тоже хочу тебе показать, что умею делать разные вещи. Ложись и я лягу на тебя». Женщина легла на землю и мужчина лег на нее. Он испытал ничуть не меньшее удовольствие… и с тех пор мужчины любят всегда ложиться на женщин. Так они стали первыми. И именно они должны править».
В «Истории тела в Средние века» Ж. Ле Гофф и Н. Трюон описывают, какие суровые нравы царили в прошлом. Запрещались секс во время месячных, по воскресеньям, адюльтер, скотоложство, содомия, мастурбация, фелляция.
Такое положение дел царило до З. Фрейда, который хотя признал нормальным только генитальный секс, всё же отметил две важные вещи. Во-первых, нормам христианской морали соответствуют только европейские мужчины-буржуа, тогда как всё остальные – это полиморфные извращенцы. Прежде всего, это дети и девушки (сосание по Фрейду всегда связано с представлением о сосании материнской груди). «Ребёнок ведёт себя в этом отношении так, как средняя некультурная женщина, у которой сохраняются такие же полиморфно-извращенные склонности… Той же полиморфной, т.е. инфантильной, склонностью пользуется проститутка. А при колоссальном количестве проституирующих женщин… становится в конце концов невозможным не признать в такой склонности ко всем перверзиям нечто общечеловеческое и первоначальное». И это было не только мнение Фрейда; социолог Э. Дюркгейм отметил, что в постели женщина ведёт себя совсем не как интеллигент. «…половая сторона жизни женщины имеет гораздо менее интеллектуальный характер в силу того, что вообще умственная жизнь ее менее сильно развита. Половые потребности женщины более непосредственно связаны с требованиями ее организма».
Ещё допотопным сексом любят заниматься «экзотические» этносы (с Юга и Востока), пару недоразвитых народов на Западе и Севере (по Фрейду «даже в Европе есть народы, высоко оценивающие столь отвратительные для нас запахи половых органов как средства сексуального возбуждения»), а также все представители низших классов (рабочие и крестьяне). О жизни последних можно узнать из лекций «Ненормальные» философа М. Фуко. «…повстречав одного крестьянина, девочки рассказали ему обо всём, а именно о том, как делали вмести с Жуи «манон», то есть, на местном наречии, простоквашу… Однажды он застал Софи Адам мастурбирующей на обочине с мальчиком тринадцати или четырнадцати лет, в то время как другая девочка, сидя рядом с ними, делала то же самое другому мальчику. Кажется, сами психиатры признают, что все это является частью совершенно обычного, повседневного пейзажа».
Коль скоро так много людей являются «извращенцами», Фрейд рекомендовал ослабить вожжи, не считать некоторые разновидности человека (женщин, онанистов, геев) дегенератами и позволить им оставаться самими собой.
Идеи Фрейда вызвали массовый интерес и послужили источником для проведения исследований сексуального поведения американцев А. Кинси, благодаря которому у нас сегодня есть жаркий секс вместо «романтики без оргазма». В своё время его работы вызвали шок. Ведь автор высказывался за секс без ограничений, так как 95% американцев нарушают нравственные и правовые законы в сфере половой жизни: 90% занимались сексом до брака, 50% спят с любовницами, будучи женатыми (тогда как 26% американок грешили вне брака), почти все мужчины имели опыт соло-секса и 37% испытали удовольствие от гомосексуального партнёра. К счастью, западная молодёжь тогда осознала, что она пришла в этот мир не для того, чтобы плясать под дудку стариков, потерявших контакт с реальностью. Ведь как учил философ-прагматик Д. Дьюи, «если же нашим идеалам, ассоциируемым с присущими прошлому представлениями о достойной жизни наносится ущерб, то в этом вина, в первую очередь, самих идеалов». Поэтому если какая-та мораль или религия не способствует достижению счастья и оргазмов, то им место на свалке. Других же бунтарей вдохновили выводы неомарксиста Г. Маркузе в «Эросе и цивилизации», что извращенцы, которые протестуют против «тирании гениталий», революционным образом подрывают власть капитализма и отчуждённого труда.
Полигамия, бисексуальность и оральный секс как доказательства полиморфной перверсивности
В итоге сегодня мы живём в посттрадиционном обществе, в котором ценится извращенность во всём её многообразии. Особенно это касается женской сексапильности. Сегодня в масс-медиа и в обычной жизни мало кого устраивает христианская и буржуазная классика. Всех волнуют только клитороцентричные садомазохистки, бисексуальные полигамные онанистки и «энергичные сосуны» с «гиперакцентуированной эрогенностью заднепроходной зоны» (фразы Фрейда). Пару примеров.
1. Полигамия
Согласно современной науке (нейрофизиологии) человеческая влюбленность длится не больше 2-3 лет: только ненормальные могут любить всю жизнь. Поэтому неудивительно стремление женщин найти свое счастье с разными партнёрами, даже в экстремальных формах, о которых повествует Катрин Милле, редактор журнала «Art Press»: «Самая большая секс-вечеринка, в которой я участвовала в эти годы, состояла из 150 человек (не все спаривались, кое-кто просто смотрел). Четвертой или пятой части присутствующих я дала».
Также психологи отмечают, что у человека внутри есть много субличностей, которые нередко могут проявить себя только с разными партнёрами: быть романтичной и скромной с любимым мужем и вульгарной и распущенной с прекрасными незнакомцами. Об этом можно почитать в тексте «Интим без обязательств» в российском журнале Psychologies (август 2012, тема номера – Секс: чего хотят женщины).
2. Оральный секс
По Фрейду первым проявлением сексуальности является сосание. Факт, который не принимали прежние моралисты, приходившие в ужас от такой исповеди взрослой девушки. «Невозможно описать, как приятно становится во всём теле от сосания… это несказанно приятно: не чувствуешь ни боли, ни страданий и уносишься в другой мир». Сегодня же согласно Psychologies (август 2012) 76% современных женщин попробовали на вкус мужскую «погремушку» и её «простоквашу».
3. Бисексуальность
XX век определил не только психоанализ, но и феминизм. А часть представительниц последнего (но не все) выдвинули лозунг «Феминизм – это теория, а лесбиянство – это практика» и считали, что истинное удовольствие женщине может подарить только другая женщина, а не практики принудительной гетеросексуальности. Изучив эмпирический материал, образованные мужчины согласились, что для женщин «лесбийский секс является более успешным, чем гетеросексуальная активность» (социолог Э. Гидденс). Наверно, поэтому сегодня многие девчата на публике используют такие техники тела как безобидные подружеские поцелуи, прикосновения и омовения.
Без этого, надо полагать, окружающие не поймут, что у них в жизни был потрясающий секс. Настоящие натуралы среди мужиков не возражают против такого принудительного лесбиянства, ведь согласно российскому Men's Health (ноябрь 2012) чисто мужская радость №12 – это созерцать сексуальные игры лесбиянок.
Поэтому даже в гомофобной России в Psychologies (08.2012) есть такие тексты как «Я разрешила себе полюбить женщину» и «Ориентация, которую трудно принять», в которых цитируются «Монологи вагины» Ив Энцлер: «Я люблю женщин не потому, что мне не нравятся мужчины. Мужчины вообще не берутся здесь в расчет… Речь идет о проникновении в вагину. Мы лесбиянки и мы знаем о вагинах всё. Мы трогаем их. Играем с ними. Дразним их. Ощущаем запах клитора. Мы ощущаем себя».
Таким образом, современная формула эротического успеха – полиморфная перверсивность. В следующей раз попытаемся определить, нет ли побочных эффектов «извращенной» сексуальности для демократических ценностей и прав человека.
Иностранные источники
Belle de Jour. The intimate adventures of a London call girl, 2007.
Hakim C. Erotic capital, 2010.
Millet C. Das sexuelle Leben der Catherine M., 2003.
Schmid W. Die Geburt der Philosophie im Garten der Lüste, 2000.
Schönherr-Mann H.-M. Romantik statt Orgasmus, in: Psychologie heute (03.2012).
Segal L. Straight sex. Rethinking the politics of pleasure, 2015.
Steinbacher S. Wie Sex nach Deutschland kam. Der Kampf um Sittlichkeit und Anstand in der frühen Bundesrepublik, 2011.
Strobl I. Wie Mädchen zu Sexobjekten gemacht werden, in: Psychologie heute (03.2012).