Сразу отмечу, что меня не интересует субъективное восприятие перверсий, которое присутствует, например, в таком разговоре.
– Ты раньше встречалась с нашим офис-менеджером. Как он тебе?
– Да он же извращенец! Обожал своим братусиком звонить в мои колокола и делать жемчужное ожерелье. Его любимая книга – «Невидимки» Ч. Паланика, где описан такой ужас как фельчинг» (гугл в помощь).
Извращения, о которых пойдёт речь – это действия, которые объективно подлежат моральному осуждению или правовому преследованию. В таком случае определение девиаций должно опираться на чёткие критерии. Поэтому не принимаются возражения типа «а вы могли бы представить, как этим занимается ваша дочь?» и произвольная аргументация, которую демонстрируют героини заметки «Psychologies Оральный секс: удовольствие или отвращение»: «Вылизывать – значит, уподобляться животному. Это унизительно!» – говорит 26-летняя Кира. А 35-летняя Юлия считает, что фелляция оскорбляет достоинство женщины».
Ведь в ответ можно возразить. Могли бы представить, как ваша дочь делает это в миссионерской позе? А тереться гениталиями – это не поступать как животное? Почему вылизывание не оскорбляет достоинство мужчины? Зачем же Bloodhound Gang поют тогда в «The Ballad of Chasey Lain»: «Аs your biggest fan I must demand. You let me eat your ass»?
Для начала вспомним, какими раньше были представления о нормальности и связанные с ними табу.
Во-первых. Запрет на инцест в обществах, в которых женщины рассматривались как средство для увеличения социального капитала (связей и знакомств). Для этих общин кровосмешение является неправильным из-за иррационального использования своей собственности. «Ты хотел бы жениться на сестре? … Разве ты не понимаешь, что если ты женишься на сестре другого мужчины, а еще один мужчина женится на твоей сестре, то у тебя будут шурин и деверь, а если ты женишься на своей сестре, то у тебя вообще никого не будет? С кем ты будешь охотиться, с кем ты будешь сажать огород, с кем ты будешь встречаться»? («Обмен женщинами»).
Не менее сурово осуждалось изнасилование замужних и обручённых женщин. Однако если женщина была ничей, то согласно Библии («Второзаконие», глава 22) насильник был обязан жениться на ней и заплатить её отцу компенсацию (50 сиклей серебра) за потерянную возможность инвестировать в более выгодного зятя.
Во-вторых. Патриархатная эстетика, согласно которой красивое – это мужское и фаллическое (цельное, большое, набухшее, сухое), а отвратительное – это женское и вагинальное (продырявленное, маленькое, пассивное, мокрое, липкое). Для этого мировоззрения омерзительными являются порнографические сцены, в которых женские зовы бытия зияют от счастья от влажного и сопливого доказательства мужской любви.
В-третьих. Античные и христианские идеи о сексуальном желании как о животной силе, приносящей человечеству одни несчастья. Спасение виделось в установлении контроля над влечениями и ограничение сексуальной жизни репродуктивными целями. Извращениями считались как внебрачные связи и непроизводительный секс (мастурбация, содомия), так и пылкая любовь к своей жене. Поэтому «парижский теолог Гуго Сен-Викторский (ум. В 1141 г.) доходил до утверждения, будто сексуальные отношения с супругами связаны с блудом, заявляя, что «зачатие детей происходит не без греха» (Ж. Ле Гофф и Н Трюон).
В-четвертых. В буржуазной культуре нормальным признается лишь соединение гениталий двух взрослых людей разного пола, одной расы, схожего социального статуса и, желательно, одного возраста. Всё остальное объявляется извращением. По З. Фрейду это перверзия или выход за зоны гениталий (куннилингус, межбедренное сношение, эротические танцы) и инверсия или выбор неправильного объекта (педофилия, фетишизм, гомосексуализм).
Также ненормальным считалось нарушение принципов дисциплины (женщина сверху или спереди) и чистоплотности (секс в период менструации).
Стоит отметить, что эта этика (как и любая другая) была основана на отрицании сексуальных нравов других групп: низших классов (крестьян, пролетариата), а также древних и восточных народов, для которых эти извращения были нормой.
Например, Л. Демоза утверждает: «В античности ребенок первые годы жизни рос в окружении использовавших его в сексуальном отношении людей. … Светоний осуждает Тиберия за то, что тот «детей самого нежного возраста, которых называл «мои маленькие рыбки», заставлял играть у него между ног, пока купался в ванне. Тех же, кто еще не вышел из грудного возраста, но был крепок и здоров, он брал для фелляции...». «Природа разделила мужской организм: одна часть предназначена для женщин, другая – для других мужчин. Используй только свою часть». В «Истории культуры Китая» М. Кравцова пишет о том, что в Китае было приемлемым совокупляться у себя в саду в присутствие и с помощью прислуги. А согласно религиозным идеологам Ирана мужчинам можно удовлетворять свои нужды с помощью курицы и животного.
В-пятых. Наконец, следует упомянуть идеалистическую романтику, осуждающую как скучную (упорядоченную) жизнь мещан и прагматичные представления о браке, так и примитивные воззрения простого люда о любви. Всем этим «отклонениям» противостояли миры сентиментальных бесед о чудных мгновениях и эстетика большого чувства, в которой не было места телесной «грязи». Однако в XX веке выяснилось, что прежние идеи постоянно генерировали лишь неудовлетворение страдания юного Вертера. Поэтому новые поколения вняли призывам Фрейда позволить себе некоторые послабления: «Не нужно приходить в ужас, когда находишь у женщины представление о сосании полового члена. Это непристойное побуждение довольно безобидно по своему происхождению, так как представление о сосании связано в нём с материнской грудью».
В результате произошла трансформация интимности, последствия которой мы наблюдаем повсюду. Так, книжные магазины Германии заполнены продукцией типа «Руководство по онанизму», «Слова страсти», «Мне тогда было всего тринадцать», «И после лекций – в бордель», «Искусство женского подчинения». Поэтому в своих заметках об «Отвратительном Йоахиме» и «Силе эротического капитала-5» я показал, как новые каноны требуют демонстрации непристойного и перверсивного поведения.
В свою очередь, социолог А. Хохшильд исследовала, как процесс сексуальной революции затрагивает консерваторов. Это видно по бестселлеру «Total Woman» (1973), в котором христианка бесстыдно заявляет: «Я слышу женские жалобы: «Я одна не удовлетворяю своего мужа. Он хочет многих женщин. Что я могу сделать?» Ты можешь быть многими женщинами для него. Костюмы обеспечат ему разнообразие, не выходя из дома. … Стань феей или пираткой, ковбойшей или стриптизёршой (show girl)».
Из сериала «Теория большого взрыва» (эпизоды «The contractual obligation implementation» и «The anything can happen Thursday recurrence») нам известно, что образованный мужчина готов выпрыгнуть из штанов при виде Золушки и Белоснежки. Если же жена эксперта «накосячила», то загладить свою вину она может с помощью образа католической школьницы. Благодаря же сериалу «Друзья» (3 сезон, 1 серия) известно, что есть что-то более привлекательное для ботанов, чем горячая старшеклассница. Это принцесса Лея в золотом металлическом бикини из «Возвращения джедая».
Многие «перверсии» стали сегодня настолько привычными, что эксперты заявляют о банализации жёсткого порно. Уже мало кого трогает вид того, как девушку катают на трёхколёсном велосипеде, а потом омывают золотым дождём. Конечно, у думающих людей возникает тревога при виде такой свободы. Всё-таки нужны какие-то правила, чтобы например, верно реагировать на использование обнажённых детей в обложках альбомов «Houses of the Holy» Led Zeppelin и «Virgin Killer» Scorpions, в которых не увидели пропаганду детской порнографии. Или на шутки В. Аллена в фильме «Любовь и смерть», в котором старец заявляет: «На свете нет ничего лучше двенадцатилетней блондинки. Лучше две сразу».
Или на хиты «Question of Time» Depeche Mode и «Восьмиклассница» «Кино», в которых папочки поют о том, что тебе всего 15 лет и ты так хорош(а), поэтому я должен первым добраться до тебя и взять под своё крыло. Или о том, что «я курю, а ты конфетки ешь. И светят фонари давно. Ты говоришь – пойдёшь в кино. А я тебя зову м... в кабак, конечно. М-м-м-м-м, Восьмиклассница!»
Конечно, в мультикультурном мире сексуальные нормы могут конструироваться по-разному. Для одних классическая мораль по-прежнему представляет собой непререкаемый авторитет, для других – норм как элементов репрессивной системы вообще не должно быть в свободном мире. Я же озвучу точку зрения продвинутых и разумных людей, которые опираются на следующие принципы.
Прежде всего – тривиализированная романтика, в которой идеалы романтической любви совместимы с телесной жизнью
Это стало возможным, как считает социолог Ж.-К. Кауфманн, благодаря «банализации сексуального»: последнее перестало считаться проявлением демонических и животных сил. Теперь секс воспринимается как что-то необходимое для здоровой жизни, как приятный отдых, как радость от встречи с прекрасным человеком и от наслаждений, которые можно получать разными способами. Отмечу, что продвинутые романтики неодобрительно относятся к использованию сексуальности в утилитарных целях. Однако они квалифицирует это не как «извращение», а как действия, которые реализуют потенциал любовных отношений.
Другим источником является либерально-демократическая нравственность, которая основана на идеалах плюрализма, равноправия, индивидуальной автономии, солидарности. В этой культуре оправдано любое сексуальное действие, если оно является объектом свободного выбора и приносит удовлетворение партнёрам.
Соответственно, эта этика осуждает проявление таких тёмных сторон личности как нарциссизм (эгоцентризм и пренебрежение интересами других людей), психопатия (асоциальное поведение и неспособность понять чувства окружающих) и макиавеллизм (потребность манипулировать другими и обманывать их), а также принуждение и жестокость (причинение другому человеку физической боли и психологических травм).
В этой морали главным табу является запрет на объективацию другого человека, который сформулировал И. Кант. Правда, нужно подчеркнуть один момент, на который не обращают внимание некоторые (малообразованные) феминистки. Так как объективация (использование другого в качестве инструмента для своих потребностей) присутствует в любых отношениях (не только сексуальных, но и экономических, политических, академических), то нужно различать хорошую объективацию и плохую. Нормальной является частичная инструментализация человека (отношение к нему одновременно и как к цели и как к средству), а плохой – полная или тотальная объективация (обращение с другим лишь как средством). Эту философскую точку зрения поддерживает современная эмпирическая наука. Так в российском издании «Psychologies» (декабрь 2016) содержится рецензия на книгу «Перверсии» психоаналитика С. Бенвенуто, в которой утверждается, что сутью извращений является «желание использовать другого в качестве инструмента для получения наслаждения». Однако нормальная сексуальность не исключает перверсий (т.е. объективации), но всегда содержит лишь их правильное сочетание.
Как же применяется эта концепция к конкретным случаям? Какое поведение следует считать злостной парафилией.
Во-первых, неправильным является намеренное занятие небезопасным сексом
Отсюда многие критикуют асфиксиофилию, копрофилию, урофилию и фельчинг. Ещё важно учитывать информацию в заметке А. Казанцевой для российского Men's Health (январь 2014). Опыты над крысами доказали, что попадание спермы в прямую кишку приводит к разбалансировке иммунной системы. При этом это касается лишь самцов, а не самок. Поэтому наука категорически не рекомендует заниматься анальным сексом без презерватива. Но если так получилось, то важно помнить: орошать мужской анус – это безнравственно, а женский – приемлемо.
Во-вторых, подлежит осуждению кровосмешение из-за нескольких причин
Медики указывают на возрастающие риски появления генетических мутаций. Психологи – на необходимость раннего осознания того, что другие не могут удовлетворить все ваши желания. Поэтому запрет на инцест – одно из важных ограничений, которое согласно Psychologies (сентябрь 2014) «помогает ребенку стать самостоятельным человеком, который может жить среди других людей».
В-третьих, извращением следует признать такие случаи полной объективации как изнасилование, рабство, реальный садизм
Аморальным также является потребительское отношение к другому, как выражено в хите Placebo «Every Me Every You»: «I know I'm selfish, I'm unkind… I always find someone to bruise and leave behind».
Что касается работы в секс-индустрии и утилитарных сексуальных отношений, то здесь часто присутствует приемлемая (частичная) инструментализация. Например, в автобиографии журналистки Х. Кройден содержится такой фрагмент. «Мы заметили другую пару. Ему было за 50. Он был довольно-таки толстоват, но не был омерзительным. Ей же было под 25. У неё было тело танцовщицы и прекрасные, длинные, струящиеся тёмные волосы. … Мой малайский папик решил обсудить эту пару. … «Я не знаю, почему общество так сильно это осуждает. … На любой работе вам нужно притворяться, что вам нравятся другие люди, быть милыми по отношению к тем, кто вам не нравится … Спать с кем-то ради дохода похоже на любую работу. Да, у неё будет и хороший и плохой опыт. Но у каждого в офисе может быть неудачный день».
В-четвёртых, извращение – это совершение действий сексуального характера над субъектами, у которых нет возможности или способности распорядится своей свободой и разумом.
Это сомнофилия, зоофилия, некрофилия, педофилия. В-пятых, ненормальным следует признать вуайеризм, фроттеризм, сексуальное домогательство, эксгибиционизм и другие поступки, имеющих целью оскорбить (шокировать, напугать) окружающих и проявить неуважение к их частной жизни и личной неприкосновенности.
Правда, некоторые радикалы считают, что, например, для эксгибиционизма и публичного секса возможны исключения, если они представляют собой перфомансы, имеющие важное политическое и культурное значение или призванные пробудить в других интеллектуальную рефлексию. Примером может служить деятельность древнегреческого философа Диогена Синопского, о котором Диоген Лаэрсткий рассказывал: «Рукоблудствуя на глазах у всех, он приговаривал: «Вот кабы и голод можно было унять, потирая живот!».
Таковы разумные критерии того, что нужно считать сексуальным извращением с точки зрения интеллектуалов XXI века. Что касается всего остального: камшота и сноуболлинга, промискуитета и полиамории, тройничков и свинга, гомосексуализма и андромиметофилии, фрота и трибадизма, петтинга и аутоэротизма, орального и анального секса, римминга и клизмофилии, интрамаммарного и интеркрурального секса, лактофилии и садомазохизма, фистинга и фингеринга, секса по телефону и нарратофилии, фетишизма и трансвестизма, мезофилии и геронтофилии, акротомотофилии и секса с представителями другой расы, робосексуализма, пеггинга и использования подходящей музыки, нарядов, секс-игрушек, потребления порнографии и обращения к услугам проституток и стриптизёрш – то это всё нормально. Это хорошо для тех, кто это выбирает.