«В Катаре так: посмотрела на мужчину, всё – ты его жена». Как беларусы покоряют Персидский залив

Места • Елизавета Мороз

Пыльный, но дорогой Катар манит беларусов климатом и мечтой о dolche vita. На деле самые частые «рабочие» гости из нашей страны в Персидском заливе – официанты, охранники и другие представители сферы гостеприимства. Три наших героя улетели в Катар за легкими деньгами – и рассказали KYKY, как это было.

Никита Мерзоев. Brand Ambassador в сети Duty Free

«Мне надоела обыденность. И я мечтал сменить картинку, вырваться из Беларуси, где только что окончил университет и расстался с девушкой. Я рвался куда угодно. Когда поступило предложение о Катаре, быстро согласился. Я легко прошел собеседование: у меня был хороший английский, да и внешность вроде ничего. И улетел в Доху. План был такой: год поработаю и привезу инвестиции для моего небольшого бизнеса в Ивацевичах – островка женской косметики и парфюмерии в торговом центре.

 

 

Когда прилетел в Доху и вышел из аэропорта, на меня хлынул горячий воздух. Погода была ужасная! В тот день была аномальная жара и высокая влажность. Хорошо, что работодатель встретил меня на машине с кондиционером. С сентября по середину ноября там стоит невыносимая жара. Чтобы куда-то добраться, нужно брать такси – по-другому никак. А вот с конца ноября по февраль погода просто супер – примерно как у нас летом.

Первые два месяца в Дохе я кайфовал. Родители спрашивали: «Скучаешь?» А я совсем не скучал. Но сейчас уже появилось это чувство, хочется поскрорее увидеть семью. Все-таки это совсем другая страна, другая культура, обычаи, люди абсолютно другие, нужно подстраиваться под каждую национальность, под каждый менталитет. Сложнее всего с филиппинцами и индусами, потому что они хитрые: в глаза улыбаются и говорят хорошие вещи, а за спиной делают гадости и сплетничают. Обсуждали, бабник ли я, пытались вытащить из меня информацию, которая их вообще не касается. По началу я жестко отвечал и спрашивал в лоб: «Я узнал, что ты сказал про меня. Это правда?» Сейчас я стараюсь быть более мягким. Хотя мне очень не нравится, как это общество заставляет меня меняться.

 

 

 

Изначально я приехал с другом, с которым вместе учился в университете. Потом совершенно случайно познакомился с девушкой на улице. Я искал магазин и увидел ее. Она выглядела нетипично для мусульманской страны: короткие шорты, открытая майка. Я думал подкатить к ней и подошел с вопросом: «Где здесь магазин?» Познакомился, она оказалась из Минска, а здесь работает cabin crew. До сих пор близко общаемся.

Еще есть паренек из Туниса. И пара украинцев, с которыми познакомился в клубе. Позже я познакомился с катарскими девушками. Есть разные, но мне повезло встретить дам с более европейским мышлением, с ним проще общаться. Но в плане отношений они придерживаются своих канонов: считают большим грехом спать с мужчиной до свадьбы. Мне это нравится, потому что они хранят свою верность одному человеку. И вообще катарчанки меня привлекают, даже несмотря на то, что носят абайю. Меня манит их недоступность. А вот мужчины здесь ведут беспорядочные половые связи. Среди катарской молодежи популярны частные вечеринки с девушками, наркотиками, алкоголем. Мои катарские знакомые девушки предлагали пойти на одну из таких вечеринок, но я отказался, потому что не хотел проблем с законом.

Зато в Катаре мне нравится арабская архитектура, запахи, арабский парфюм — в общем, все арабское. Я даже заинтересовался исламом. И моя коллега на работе — девчонка из Туниса — помогает мне с этим разбираться.

Но есть и то, что не нравится. Здесь много бедных районов, которые перенаселены пакистанцами и бангладешцами. Они грязные, шумные, оставляют мусор на улицах. Все очень нервно и неуважительно ведут себя на дорогах. Как-то я попробовал поводить (правда, без прав) – это просто нереально! Раздражает, когда стоишь в пробке на автобусе, горит красный, а они сигналят. И под окнами жилья вечно сигналят, невозможно уснуть.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Публикация от Katie (@qatar_iloveu)

 

 

Еще здесь нет разделения на работу и личную жизнь. И отсутствует свобода. Работодатели сильно тебя контролируют. Недавно у нас в отеле даже в коридорах камеры установили. Здесь, как в общаге, есть посещения и раздельное проживание мальчиков и девочек. Девочек можно приводить, но только до 10 часов, а девочкам вообще никого нельзя приводить и гулять можно только до 12, иначе будут проблемы.

На работе есть специальные люди, grooming stuff, которые каждый день проверяют внешний вид сотрудников. Но они также контролируют, как ты работаешь и общаешься. Мне, конечно, некомфортно, когда ко мне приходят и осматривают – по началу у меня это просто не могло уложиться в голове. А потом я познакомился с парнем из grooming stuff. Он мне объяснил, что раньше у них такого не было. Но когда стало больше индусов и филиппинцев, которые приходили на работу неопрятными, ввели grooming.

Обычно в Катаре в сфере обслуживания один выходной, но у меня два. Чтобы не просиживать уикенд просто так, я завел блог на Youtube, чтобы развивать личный бренд, который поможет мне в бизнесе. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Публикация от Katie (@qatar_iloveu)

 

Я мало тусуюсь, поэтому удается хорошо откладывать. В основном в Катаре платят 600-800 долларов. Но на позиции, на которую я изначально приехал, я получал больше тысячи. После того, как уволился мой менеджер, меня перевели на его место и зарплата увеличилась. Экономить помогает и соцпакет. Нас кормят на работе, поэтому на продукты я трачу максимум 100 долларов, при том что себе ни в чем не отказываю. Жилье – трешку с двумя туалетами – тоже оплачивает работодатель. За проезд тоже платит он. Я уже подумываю, может, подольше остаться? Но когда, например, в очередной раз на меня настучат коллеги, хочется сразу подать заявление и быстрее уехать».

Екатерина Батуро. В Дохе уже второй раз. Работает в наземной службе авиакомпании

«Я работала учителем английского в обычной школе. Работа была не пыльная, но и зарплата не очень. Уезжать никуда не планировала, а моя подруга все уговаривала улететь в Доху поработать. К ее словам я относилась несерьезно: в Европу – да, а в эти Арабские страны – ну уж нет. Но в итоге я все же заполнила анкету на сайте, мне позвонили и предложили вакансию с хорошей зарплатой. Я подумала, что это знак, и согласилась, ведь я давно хотела оторваться от родителей, начать зарабатывать нормальные деньги, пожить самостоятельно. Прошла интервью, собрала документы, сдала анализы и уже через месяц вылетела в Катар.

В Дохе меня и девочку из Украины, с которой мы вместе летели, встретил наш работодатель. Отвез в квартиру, где уже месяц жила еще одна девочка из Беларуси. На следующий день наш менеджер отвез нас в магазин, купил продуктов на первое время.

А потом началась работа. Пока я была в Минске, босс морально готовил меня, что будет очень много людей и придется много работать. И вот мы приезжаем в кафе. Жара. Никого нет. Стоит филиппинка, филиппинец, и мы девочками втроем. Первое время мы просто ходили или стояли. Потом менеджер намекнул нам, чтобы мы подходили к людям и улыбались, зазывая в наше кафе. Он говорил: «Используйте язык жестов». А мы стеснялись. Кроме того, что мы должны были поднимать его бизнес, стреляя глазами, мы мыли посуду, готовили еду и варили кофе. В итоге перерабатывали по времени, но нам за это никто не доплачивал.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Публикация от Ali✨ (@ah.alkubaisi)

 

Через месяц босс начал говорить, что мы совсем не отбиваем свою зарплату: «Я что, зря вас привез? Тут не в каждом ресторане встретишь славянок. Еду может поднести любой, а привлечь клиента — ваша задача». Ближе к ноябрю начался более сильный прессинг. Он стоял и смотрел, как мы работаем. Мы старались и действительно привлекали больше людей – точнее, мужчины сами подходили к нам, просили номер, мы говорили «нет», и они больше не приходили. Я боялась давать свой номер, потому что в Катаре так: посмотрела на мужчину, всё — ты его жена.

Каждый день мы возвращались домой в десять вечера. Так как мы выкладывали фотографии в Instagram с хэштегом #doha, нам писало много парней и звали погулять. Так у одной из девочек появился парень, а я сошлась с его другом. Не могу сказать, что это была любовь. Мы просто хорошо общались. Я ему все рабочие проблемы выговаривала, а он меня успокаивал. 

Однажды поехали в пустыню. Утро. Желтый песок. Синее море. Когда я увидела все это, у меня руки затряслись, целую неделю под впечатлением ходила. Еще мы ходили в кафе, рестораны, гуляли по вечерней Дохе. Днем Доха — совсем некрасивый город: жара, пыль, дороги, желтые виллы и высотки. А вечером она преображается и вся светится. Поэтому нам нравилось гулять по набережной по ночам.

Наш менеджер начал ревновать – мол, он нас для работы привез, а не с парнями крутить. Он сильно злился, часто кричал и вскоре уволил двух девочек. Меня оставил, потому что мы смогли как-то найти общий язык. Я осталась одна. Бывало, плакала и хотела уехать, но решила доработать.

 

С мая пошли слухи, что кафе закрывается. Владелец понимал, что теряет деньги, поэтому хотел продать его и выгнать всех сотрудников. Давил на меня, чтобы я написала заявление по собственному желанию, что значило никакой денежной компенсации. Я отказалась и узнала в департаменте труда, что его уговоры незаконны. Когда сказала об этом, он был в бешенстве, но все же отдал деньги за три месяца и купил билеты обратно.

Когда я вернулась в Минск, агенство предложило пройти собеседование в наземную службу авиакомпании. Я согласилась. Подумала, что денег много не бывает. Плюс это большая и стабильная компания, которая не закроется в один прекрасный день. И поехала второй раз.

 

Сейчас работа мне нравится куда больше, хоть зарплата и меньше на 70 долларов – тогда я получала 900 в месяц. Откладывать получается не так хорошо, как первый раз, потому что работа в аэропорту – это много соблазнов в виде косметики и одежды. Зато здесь всегда есть чем заняться, есть четкий график без переработки, а  мой уровень английского постоянно повышается. Но тяжело просыпаться в три утра и десять часов быть на ногах, поэтому эта работа явно не на всю жизнь.

Сейчас я планирую податься на стюардессу. После года работы тут это сделать легко. Если пройду, останусь и полетаю, увижу новые страны, заработаю денег. А если нет, поеду домой и легко смогу устроиться в минский аэропорт – с таким-то опытом».

Александр Пугачёв. Работал в отеле Mondrian Doha.

«Лет восемь назад я лежал на пляже в Дубае, смотрел на голубую воду и высоченные небоскребы, и у меня возникла мечта работать и жить за границей. Желательно там, где всегда солнечно, тепло и есть шум моря. К сожалению у меня никогда не было знакомых и родственников, которые жили бы за границей и могли бы помочь мне с переездом, а самостоятельно арендовать жилье и искать работу в другой стране крайне затратно и сложно. Тогда я даже не представлял, к кому нужно обратиться с вопросами трудоустройства, да и уровень английского языка был на уровне London is the capital of Great Britain.

По приезду домой я начал изучать тему и наткнулся на агентство, которое занималось трудоустройством беларусов в страны Персидского залива. Заполнил анкету, и спустя месяц меня пригласили на интервью в компанию сети бутиков в Дубае. Но я не прошёл из-за своего отстающего английского и жуткого волнения. Расстроился, но жизнь продолжалась. Я работал фитнес-тренером в Минске и мечтал о пальмах.

 

 

 

Потом у меня появились очень хорошие иностранные друзья, с которыми мы всегда общались по-английски. Я хорошо подтянул язык, поэтому решил еще раз пройти собеседование. Менеджер из кадрового агентства прислала мне вакансию security officer отеля класса люкс Mondrian Doha. Я подумал: «Катар? Это же недалеко от ОАЭ. Почему бы не попробовать! Климат похожий, одна вера и культура, уровень жизни высокий, да и самая богатая страна в мире».

В этот раз интервью прошел на раз-два. И полетел в Доху. Там столкнулся с тем, что у людей другие привычки и манеры, другой стиль и уровень жизни, культура. Языковой барьер тоже сыграл немалую роль: в Дохе работает много индусов, к их английскому я долго привыкал. К тому же тут совсем другие стандарты и высокие требования в работе.

В отеле, где я работал, увидел и познакомился с мировыми звездами. Мы встречали Пэрис Хилтон, Дженнифер Лопес, топового шеф-повара Вольфганга Пака. Тут проводились показы известных модельеров, а также свадьбы шейхов, где собирались богатые гости, которые приезжали на Rolls-Royce, Bentley и Lamborghini.

Я работал шесть дней в неделю. И в свой единственный выходной с трудом заставлял себя съездить на пляж. Но в месяц получалось бывать на море только один раз. Во-первых, пляж находился далеко от виллы, где я жил. Во-вторых, это было банально дорого: 30-40 долларов стоило такси, плюс зимой вход на пляж стоил десять долларов, а летом все 30. Я придумал схему, которая помогала экономить не только деньги, но и время. Садился в автобус для персонала и ехал в отель, который был рядом с пляжем, ел и брал такси на пляж. Но все равно получался не выходной, а как рабочий день.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Публикация от Katie (@qatar_iloveu)

 

 

Из-за плотного рабочего графика были определенные трудности с поддержанием физической формы. Я возвращался домой уставшим, но все равно выпихивал себя в тренажерный зал, даже если было два или три часа ночи. Но мне повезло, потому что хороший зал был в минуте ходьбы от моей виллы.

В свой выходной по городу тоже особенно не гулял, потому что кругом была сплошная стройка, много техники и пыли: Катар готовился и продолжает готовиться к чемпионату мира по футболу. Чтобы понять масштаб, приведу пример: около трех наземных станций метро возвели буквально за пять месяцев, а автобан на восемь полос построили за два месяца. Поэтому я считаю, что у Катара очень высокий потенциал. Лет через пять эта страна будет известна у туристов не меньше, чем ОАЭ.

Из плюсов я назову близость моря, постоянное тепло, бесплатное неограниченное питание для сотрудников отеля. И не просто подножный корм, а тунец, семга, мясо, качественный сыр, бесплатный комфортабельный рабочий трансфер и бесплатное проживание в вилле от компании. Благодаря такому соцпакету легко откладывать. Большую часть денег я отправлял домой жене и немного оставлял себе на жизнь. Кстати, отношения с женой на расстоянии было легко поддерживать. В дохе отличная связь, везде был wifi, в отеле и на вилле, поэтому мы были на связи 24/7.

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Публикация от Katie (@qatar_iloveu)

 

Через год работы я вернулся в Минск. Найти работу тут не составило труда. Я снова устроился фитнес-тренером, но заграничный опыт все равно стал большим плюсом к моему резюме».

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Anti-khruschevka. Большой фотоальбом крутой советской архитектуры

Места • редакция KYKY

Мы привыкли относиться со сдержанным пренебрежением к культуре СССР – под «буллинг» не попадает разве что кинематограф. Но в плане архитектуры всё гораздо сложнее: не так плохи здания, которые построили Советы, – плохо то, что в массовую строительную культуру вошли только самые примитивные их варианты. KYKY собрал 70 фото-свидетельств того, что в Советском Союзе создавались не только копеечные хрущёвки и памятники вождям.