Обычно интервью с экспатами похоже на зарисовку о побеге: идеализация другой страны, неприятие Беларуси и часто употребляемый глагол «сбежать». Но не в этом случае. Семейная пара Марго и Тараса довольно неплохо реализовались в Беларуси. У него была своя студия, снимающая видео в формате 360, она работала в гостинице DoubleTree by Hilton. но ребята поняли, что Беларусь не проглатывает технологии с желаемой скоростью. А потом Марго выиграла грин-карту...
Разговор по скайпу мы начинаем в раннее для Америки время – ребята ради интереса решили сходить на местный актерский кастинг. Длинные, очень длинные многочасовые очереди и совершенно другой уровень подготовки. Казалось бы, обычная очередь в голливудскую массовку. Агентство потом букирует подходящие типажи на разные проекты, в данном случае речь про сериалы. Марго вспоминает, что когда училась в Минске, тоже ходила по массовкам, но в Калифорнии это совсем другая сфера и деньги. Актеры массовки умудряются получать до 170 тысяч долларов в год, если речь идёт о крупных рекламных проектах или блокбастерах. Её супругу, режиссеру по образованию, просто интересно посмотреть на «закулисный» и подготовительный процесс, а для Марго это опыт и эксперимент, ради которого пришлось вставать с восходом. Но выглядят ребята довольно бодро, и Марго начинает рассказывать, как вышло, что они уехали именно в Калифорнию.
Почему мы решили переехать в Калифорнию
«Переезд мы начали планировать задолго до получения грин-карты, но никак не могли чётко определиться со страной. Рассматривали для эмиграции Канаду, Литву, но второй вариант весьма поверхностно, потому что там живут родители супруга, мы и так постоянно туда ездили, но не жили. Гуляли, общались, встречали семьей Рождество и Новый год. Конечно, Литва могла бы быть самым простым решением, но Тарас еще в подростковом возрасте выбрал страной для обучения и «последипломной» реализации Беларусь. Он решил, что хочет учиться режиссуре телевидения, но в тот год в Вильнюсе на эту специальность не было набора. Его отец постоянно работал с Беларусью, они часто сюда ездили, в семье разговаривали по-русски, никакого барьера не было.
Тарас решил поступать в Академию Искусств. После окончания он открыл в Минске свою фирму IDEAS STUDIO, и мы довольно глубоко осели в Минске. Лично для него возвращаться обратно в Литву было бы шагом назад. Да и в Литве жизнь не сильно впереди Беларуси, там свои проблемы. Молодежь уезжает, похожая волна эмиграции и не очень высокие заработки, несмотря на множество интересных областей, где можно работать.
Мы гуглили миграционные программы в Канаду, чтобы понять, что это за страна, но никак не могли сесть и решить: «Все, мы уезжаем вот сюда». Работая в области 360 видео, муж начал интересоваться, как эта индустрия в целом работает и развивается, захотел съездить в Америку и посмотреть, так скажем, «первоисточник». Так как у него литовский паспорт, сделать это было довольно просто – виза не нужна, просто заполняешь заявление онлайн и свободно едешь в Штаты. Он выехал один на три месяца, а я осталась в Минске, работала в сфере гостиничного бизнеса. В мае я узнала, что моя заявка на грин-карту оказалась выигрышной. Это было невероятно, особенно в такой момент! Тарас ехал в Штаты с довольно скептическим настроем – согласитесь, это немного банально: режиссер едет в Штаты, чтобы покорить Голливуд… Звучит ванильно. Но в процессе поездки оказалось, что США не такой уж плохой и стереотипный вариант, тут действительно классные перспективы работы, грамотно устроено общество, да и сама Калифорния вдохновляющая, гораздо круче, чем тот же Нью-Йорк. И как только он начал задумываться «может, переехать сюда?» – я получила грин-карту.
Я играла первый раз, это была подача абсолютно без надежд и иллюзий. Анкету заполняла чуть ли не в последние часы, фото делала дома на фоне белой стены. Когда наступил день проверки заявок, я почему-то не могла спать, думала, правда ли всё это и верно ли заполнила анкету. Если бы не грин-карта, мы бы еще долго собирались с мыслями. Не знаю, как бы повернулись наши жизни, к каким локациям и проектам. Я считаю, что в Беларуси тоже можно развиваться, но в индустрии 360-видео мы все-таки очевидно в шаге назад. Америка – это как сбывшаяся мечта: ты приезжаешь и не понимаешь, почему не сделал этого раньше. С самого детства я знала, что уеду, просто на уровне интуиции. Ничего особенного для этого не делала, не готовилась годами, но отучилась в ИнЯзе и помогала с работой мужу. Благодаря бэкграунду в Беларуси набор для проживания в Америке есть (смеется). Здесь всё работает очень быстро: ты только что-то подумал – и вот оно уже происходит. Так говорят и мои знакомые, которые дольше живут здесь дольше нас. Калифорния – очень сильное место по энергетике.
Собеседование, суммы и документы
Собеседование мы проходили в Варшаве, Тарас «играл» от Украины, потому что родился там. У них очень маленький процент победы. Я – от Беларуси, и у нас в процентах получения шансы получше. Вопросы задавали только мне, его буквально спросили: «А, это с тобой? Ну окей» (смеется). Спрашивали, как мы познакомились, сколько женаты, какое у меня образование, куда собираемся ехать и какие в целом планы. Про штат тоже спросили, Калифорния не вызвала никаких дополнительных вопросов. Консулом оказалась очень приятная женщина, которая сначала показалась немного строгой, но как только открылось окошко, она сразу расплылась в широченной улыбке: «Здравствуйте! Поздравляю вас». Прошло всё очень быстро – минуты две максимум, не считая перекладывания и рассматривания бумажек, плюс минут 40 ожидания.
Мы начали откладывать деньги сразу после того, как узнали про грин-карту. Старались накопить как можно больше и, как оказалось, не зря. Многие правильно говорят, что в Калифорнию с собой нужно брать только деньги. Конечно, мы перевозили и вещи, но только самое необходимое – каждый килограмм в багаже может стать пунктом дополнительных расходов. Самым сложным было подготовить к сдаче квартиру, в которой мы жили в Минске и расчистить её буквально от всего. Вывозили всё огромными коробками и чемоданами, я раздавала всё друзьям, знакомым, что-то продавала на Куфаре. Даже собрать документы и справки оказалось проще, чем понять, куда деть все эти вещи. Ты можешь взять с собой весьма ограниченное количество шмоток и интерьерных деталей для сердца.
По поводу предварительных расходов – это стоит очень дорого. Медосмотр – 160 долларов на человека, собеседование – 300 долларов, сама карта – 200, плюс билеты в Варшаву и т.д. В итоге получается где-то 800 долларов на человека просто за наклейку в паспорт. Это довольно внушительная сумма за такую процедуру. Но это цена за твой шанс. Наш бюджет «с собой» я не буду озвучивать, но мы работали довольно долго, чтобы какое-то время позволить себе просто освоиться там и выдохнуть.
Dream of Californication
Калифорния – самый дорогой штат, аренда обычной однокомнатной квартиры-студии, самой маленькой, стоит 1500 долларов в месяц. И снять жилье без кредитной истории будет сложно. Когда приедешь, будешь тратить очень много денег каждый день, чтобы просто найти себе место для жизни и освоиться. Нашим друзьям, ребятам из NaviBand, знакомые говорили, что сколько бы ни взял денег с собой, ты всё потратишь. Это правда.
Брать нужно не менее 3000 долларов, чтобы месяц чувствовать себя более-менее спокойно. На первое время мы сняли комнату (даже не квартиру) на Airbnb за 90 долларов в сутки и думали, что за неделю найдем постоянное жилье. Но это оказалось не так просто. Плюс внушительно тянет аренда машины (расстояния здесь гигантские, это единственный вариант передвижения) – 25 долларов сутки, плюс бензин, плюс один прием пищи плюс-минус 5 долларов.
150 долларов в день ты тратишь ежедневно, и это практически неизбежно.
Конечно, в Южной или Северной Каролине или Коннектикуте за 1500 долларов ты сможешь снимать целый дом. Наша арендодатель работает в киноиндустрии, сама русская, приехала в Штаты в свои 15 лет на учебу. Это очень приятная женщина, мы арендуем спальню в её доме. Но так как она постоянно на работе, даже не ест дома, то весь дом в нашем распоряжении: с джакузи, инжиром и авокадо в саду. Когда ты заключаешь контракт, платишь двойную ставку за квартиру – и это нормальная практика. Арендодатель всё равно задержит эти деньги, найдёт, к чему придраться (на ремонт после тебя или еще что-то).
Менталитет, русские магазины и ассимиляция
Меня поразили и даже повергли в шок две вещи: разнообразие и расстояния. Лос-Анджелес – город для автомобилистов. Я это знала, но даже не могла представить, насколько здесь всё далеко и как будет сложно передвигаться, если ты не водишь. Пешеходом тут просто не выживешь – будешь тратить на дорогу по пять часов. LA гигантский и состоит из микро-городов и районов, где один не похож на другой. У них разная администрация, и каждый город подчиняется разным внутренним законам. Впечатляют трассы на восемь полос, по ним ты едешь 130 км в час в городе – это удивительно.
Я представляла LA городом солнца и пальм (так и есть), но если отъедешь куда-то дальше, будут совсем другие пейзажи, холмы, постройки. Можно даже найти лес, чем-то напоминающий беларуский. В каждом новом регионе ты будто попадаешь в другую страну. В русском районе я даже не поняла, что он русский, пока мне не сказали. Если много путешествовать по Европе, она вся становится угадываема и похожа, в Америке каждый район – это новый климат и удивление.
Мы тут всего три месяца, и чувство эйфории потихоньку начинает проходить только сейчас. Единственное, что заставило понервничать – Даун-таун, это маргинальный район, и там много бездомных! Но это тоже люди, которые сами сделали выбор жить вот так. При желании они могли бы изменить свой образ жизни – государство их неплохо поддерживает. Но там практически всегда замешаны серьезные наркотики, и я говорю не о легальной марихуане. Выглядит это жутко, но ко всему привыкаешь.
По поводу работы – мы изначально ехали с установкой дать себе немного времени, чтобы понять эту страну и чуть-чуть оглянуться. Как будем развиваться? Тарас будет регистрировать здесь свою фирму: сделать это юридически несложно, Америка – страна предпринимателей. Хотим дальше развивать концепцию 360 видео и вступать в международные коллаборации. Моё понимание своей сферы пока расплывчато – интересно всё, но в первую очередь я планирую помогать супругу. Конечно, можно вернуться в гостиничный бизнес, но в отличие от Беларуси, здесь это не считается престижным – скорее, сродни работы официанта. Гринкарта позволяет работать легально где угодно и чувствовать себя спокойно. Фирма Тараса в Беларуси продолжает работать в прежнем режиме, только во главе с заместителем. В идеале, конечно, было бы наладить сотрудничество с американскими компаниями и работать на аутсорсе. Либо даже постепенно перевезти сюда свою команду – вот это было бы шикарно! Очень сложно строить бизнес, когда команда, с которой ты работал много лет, остаётся «там».
Ностальгия по хлебу и искусство small-talk
В Беларуси мы вообще нисколько не были против Беларуси. Всегда спокойно относились к стране, в которой живем, мне даже нравилось, чувства «абы сбежать» не было. Но, будем реалистами, технологии у нас входят в образ жизни не так быстро. Сложно было развивать 360 видео-сферу, люди не настолько готовы принимать что-то новое: наши сначала посмотрят, что происходит на Западе, возможно, оно там даже уже отживёт, и только потом придёт к нам. А для нас было крайне важно быть на самом гребне волны индустрии, из-за этого мы и стремились куда-то двинуться.
Чувство ностальгии пока появилось только к беларуской кухне. Вы даже не представляете, как я скучаю по черному хлебу, сметанке и борщу! Сложно выбрать овощи, которые будут не генномодифицированы, а за нормальным хлебом вообще нужно ехать в русский район. Конечно, я скучаю по родне, но ещё прошло совсем немного времени – это чувство еще будет развиваться. Пока я ещё в культурном шоке от страны, мне нужно это переварить и осознать. Одно могу сказать точно: мне стала более интересна тема политики, и когда я отсюда смотрю выступления наших чиновников, у меня глаза становятся ещё чуть шире.
Мы пока не сильно интегрированы в американское общество – было пару рабочих встреч, но про силу слабых связей пока сказать сложно. Сейчас мы больше в своих, семейных связях. Тема смолл-тока здесь и правда очень развита, они заводят контакты даже стоя в очереди. У нас этого больше шарахаются, мне самой пришлось привыкать.
Ведь в Минске люди больше парятся по поводу того, как они выглядят, чем по поводу того, как завести разговор с приглянувшимся человеком.
Ну и широкая улыбка местных по любому поводу – это тоже правда. То, что у нас считается высоким уровнем сервиса в сфере обслуживания – здесь абсолютно привычно. Вам никто никогда в жизни не нахамит.
Нас с мужем переезд еще больше сплотил – мы восемь лет вместе и теперь четко понимаем, что мы друг для друга в первую очередь поддержка, а не повод для ссор на бытовую тему. Адекватно понимаем свои финансовые возможности и вклад как в них, так и друг в друга. Это похоже на сотрудничество, когда каждый не мешает друг другу развиваться, не ставит палки в колеса и не критикует. Зачем это делать, если мы в одной лодке? От наших отношений сейчас зависит наше будущее, а вместе всегда проще.
Недавно к нам приезжали друзья из NaviBand со своим ребенком, путешествие с пятимесячным малышом по стране проходило очень комфортно. Конечно, многое зависит от спокойствия самих родителей. Матей у них очень крутой, он умудрился спать на концерте Brutto под шум колонок и ор Михалка! Мы тоже планируем детей, но не прямо сейчас – пока самим нужно чуть стать на ноги. Но я бы хотела, чтобы наш ребенок пожил и в беларуской реальности. Будем делать всё, чтобы он или она говорил(а) на трех языках: английский, литовский и русский. И чтобы у ребенка была возможность самому выбрать, где ему или ей будет комфортнее жить».