До 2012 года полицейские Пхеньяна могли привлечь к административной ответственности женщин в мини-юбках и украшениях. Под запретом были серьги, туфли на платформе и на каблуках. Женщина могла появиться на улице только в длинной юбке, военной форме или в национальном костюме. Сейчас Северная Корея уже не та.
Когда Ли Соль Чжу, жена Ким Чен Ына, подтолкнула мужа разрешить женщинам носить брючные костюмы и джинсы, чёрные колготки и модные туфли, страна изменилась навсегда.
Исключения? Гиды на местах. Они обязательно носят национальные костюмы.
Свободное перемещение туристов по Пхеньяну невозможно. Ты все время в оцеплении гидов, которые при попытке перейти на другую сторону дороги от отеля кричат: «У нас организованный туризм!» А потом цепко хватают за рукав.
Местный автобус ездит только по трем покрашенным парадным улицам.
Так что делайте на это скидку – мы с вами видим только парадную часть жизни. В провинции грузовики вместо бензина ездят на дровах, и в пятиэтажках нет водопровода – корейские женщины ходят к колодцу.
Люди, занятые в органах работы с иностранцами, одеваются по-европейски
Мужской тренд – пиджак с майкой алкоголичкой.
Еще больше о мужской одежде северных корейцев
В ателье при международном отеле можно пошить на заказ три типа местной мужской одежды плюс стандартный европейский костюм.
Знаменит и северокорейский пуховик, которому обязан поклониться каждый приезжающий в Пхеньян.
Ким Чен Ын тоже носил пуховик, но с тех пор, как его папа стал бронзовым и 20-метровым, – перестал. Теперь ходит в черном.
Военная служба у северокорейских мужчин длится десять лет. Рост среднего корейца из-за голода и плохой жизни на 12 см ниже, чем у южного. Поэтому фуражки у военных максимально раздуты.
Стильные регулировщицы поменяли белоснежные пиджаки на синие – видимо, увеличение дизельного трафика сказывается.
Каждый кореец должен носить значок. Значок нельзя купить, его выдает организация, в которой ты работаешь. Без значка ты как бы тунеядец.
Если ты работаешь хорошо, тебе выдают побольше значков. Теперь ты можешь носить отдельный значок на каждом из двух предметов гардероба.
Сначала на значке был Ким Ир Сен, потом добавился Ким Чен Ир – по значкам с вождями можно догадаться о стаже работника. У комсомольцев и пионеров могут быть значки особой формы.
Школьная форма
Школьная женская форма – темно-синее платье. У советских пионерок было коричневое.
Дети исправно носят красные галстуки, никому не приходит в голову разукрасить его цитатами из песен The Beatles с помощью шариковой ручки. Впрочем, северные корейцы – единственный в мире народ, который до сих пор не знает, что такое The Beatles.
Детских колясок нет совсем – детей, даже четырехлетних и старше, перемещают в заплечных конструкциях.
Гопники выглядят интернационально понятно.
Еще немного про женскую одежду
Основная женская одежда – брючный костюм.
Или жакет с юбкой.
В 2011 году сняли запрет на езду женщин на велосипеде.
Женщины носят резиновые сапоги в тон одежде.
Пожилые женщины обязательно – в шляпках с козырьком.
Дедушки – в традиционном военном.
Это дедуля трещит по мобильному? Нет! Это он молча слушает речь великого маршала Ким Чен Ына на съезде Трудовой Партии Кореи.
Словом, картина порядком разочаровывает. Ты ждал тоталитарного ужаса – а ощущение такое, как в любом небольшом белорусском городе. Китайская мода, унылые лица. А у северных корейцев уже третье поколение диктаторов.
Комментарий модельера Саши Варламова по поводу северокорейского стрит-стайла:
«Мое мнение по поводу фотографий. Люди не выглядят потрепанными. Одежда довольно ухоженная, но это и настораживает, мягко говоря. В мире из моды ушел гламур, а пришел экзистенциализм как высшая степень проявления личности: заношенность создается искусственно, чтобы не дай бог не сочли гламурным. Эта разница бросается в глаза прежде всего. Второе – все напоминает форму, а форма – символ беспрекословного подчинения и субординации. Если сравнивать Пхеньян с Минском, то у нас люди выглядят потрепанными не в угоду моды, а из-за нехватки денег на обновление гардероба. Годами носят даже простые майки, рассчитанные на два-три месяца, не говоря уже о другом. Поэтому у нас часто носят то, что уже давно не модно: зауженные брючки, легинсы, курточки с клепками под золото, «лабутены» и шпильки. У нас формы еще нет, но и моды нет тоже – у людей на нее просто не хватает денег.