28 июня 2016 года в Турции случился очередной крупный теракт. На международный аэропорт имени Ататюрка в Стамбуле было совершено нападение. Террористы-смертники расстреляли людей, а после привели в действие взрывные устройства. В результате теракта погибло более 40 человек, 239 получили ранения. Ответственность взяла на себя группировка «Исламское государство». Страну преследует злой рок или виной всему ошибки в руководстве двенадцатого президента Турции Реджепа Эрдогана?
По мнению политолога Всеволода Шимова, Турция является одной из ближайших целей «Исламского государства», поскольку она вовлечена в антиигиловскую международную коалицию. Есть и другое мнение, отличное от позиции колумниста «СБ – Беларусь Сегодня» Шимова. Российские СМИ публиковали снимки бензовозов, которые возят в Турцию нефть из ИГИЛ. Таким образом, турецкие власти могут финансировать террористов.
Еще одним дестабилизирующим фактором является конфликт с курдами. Деструкция Ирака и Сирии привела к тому, что курды этих стран создали свои государственные образования – автономии. Турецкие же курды на протяжении долгих лет испытывают притеснение и дискриминацию со стороны властей.
Что граждане Турции говорят про курдов
Айджахан Ёллыбаева утверждает, что курды боролись за территорию всегда, но ситуация усугубилась после начала масштабной военной операции в Сирии. Турецкие власти, воспользовавшись моментом, начали вытеснять этот народ, причисляя их к террористам. Сама Айджахан – родом из Туркменистана, но живёт в Турции уже много лет: «За всё время, что я здесь, между турками и курдами – негласная война. Мои друзья обходят их стороной, если в ресторане официант – курд, то они уйдут оттуда и больше не появятся. В 80-90-е годы было хуже. Курдов ненавидели. Полицейские могли их избивать без причины, оскорблять. Потом ситуация улучшилась, но конфликт до сих пор не исчерпан».
Власти действительно по сей день обвиняют курдов в терактах на территории Турции. Это подтвердил Буньямин Танрыверди, курд. По внешности от турка, на мой взгляд, он отличается мало: спортивное телосложение, тёмные волосы, глаза. Служил в турецкой армии, получил высшее образование в частном университете торговой палаты Стамбула. Буньямин имеет своё дело в Беларуси, периодически сюда приезжает. Начав работу над материалом, я рассказала Буньямину, что буду писать о его стране. Он был очень удивлён тем фактом, что в Беларуси интересуются обстановкой в Турции, в частности, вышеупомянутым этническим конфликтом. Когда узнал, что я хочу подробней рассказать о нём, ответил: «Мне сложно говорить об этом, не хочу». Разговаривая с ним на темы, которые не касаются политики, я сделала вывод, что он умный и образованный человек. Подумать не могу, чтобы он решился на убийство тысячи людей!
«Вербуют малограмотных бедных курдов, чтобы те совершали теракты»
Житель Стамбула Туна Мерт тоже считает, что не все курды – террористы. «У меня есть друзья курды. Они не несут никакой опасности. У них мирные профессии: врач, учитель, юрист. Есть люди, которые хотят устроить хаос в стране, вот они и вербуют малограмотных и бедных курдов, чтобы те совершали теракты», – говорит Туна.
Выходит, курды совершают теракты не от имени Курдистана, а от ИГИЛ? Правда остаётся где-то посередине. Плохо это или хорошо, что народ, который имеет свой язык, культуру и обычаи не имеет территории и кочует по разным землям?
Айджахан Ёллыбаева говорит: «Это нахальство: жить на земле, где тебе разрешено, и просить большего методом насилия. Были бы они еще и честными людьми!..
Приведу пример. На улицах городов полно попрошаек – курдов. Они прибегают к хитрости и делают всё, чтобы ты отдал им деньги. Однажды мы с моим женихом, а он коренной турок, наткнулись на такую попрошайку. Человек чистил обувь прохожим за деньги. Когда мы проходили мимо, он специально уронил щетку. Мой жених сказал ему об этом. Курд, якобы в знак благодарности, уговорил нас обратиться к нему за услугой. В итоге мы заплатили 20 лир (8 долларов)».
Теперь вопрос: зная врага в лицо, почему лидер Турции не принимает должных мер, чтобы защитить свой народ? Всё ли делается в стране, чтобы предотвратить действия боевиков?
Еще несколько слов про врагов Турции
Турцию обвиняют в чрезмерной мягкости к одной из самых крупных ультрарадикальных международных террористических организаций «Аль-Каида». Известно, что на севере страны охрана границы оставляет желать лучшего. На территории Сирии ведутся боевые действия. Боевики ИГ пытаются захватить нагорье Джебель аль-Акра в провинции Латакия. Есть мнение, что оружие они получают из Турции. ИГ взяли под контроль богатые месторождения нефти на территории Сирии, появились чёрные схемы нелегальных поставок.
После начала антитеррористической операции России в Сирии существует вероятность того, что часть боевиков с территории страны, спасаясь от бомбардировок российской авиации, бежали в Турцию, где создали подпольные террористические группировки. Сбив российский самолёт, турки продемонстрировали России нежелательность её присутствия в ближневосточном регионе. Президент Эрдоган, рассчитывая на политическую и экономическую поддержку США и стран Запада, на месяцы испортил отношения с Россией. А ведь она является одним из главных экономических партнёров Турции. После действий своих ВВС страна не получила желаемых политических и экономических бонусов. А тут ещё депутаты бундестага ФРГ, 2 июня 2016 приняли резолюцию и признании преступлений против армян в Османской империи в 1915 году геноцидом. Эрдоган растерялся. Он был вынужден идти на мировую с Россией.
Турции нужно менять политику
Свидетельствует ли факт извинений (которые впрочем, извинениями не были) о пересмотре внешней политики Турции как в отношении России, так и ИГ? Можно ли расценивать теракт актом мести террористической организации? Политологи считают, что Турции необходимо менять политику, как в отношении ИГ, так и в отношении курдов. Лидер «Рабочей партии Курдистана» (РПК) Абдулла Оджалан с 1999 года находится в тюрьме – отбывает пожизненный срок.
В 2013 году начались переговоры о прекращении насилия со стороны курдов и временно так называемая война прекратилась. Но в июле 2015 турецкая армия начала наносить удары по позициям «Рабочей партии Курдистана» в Ираке, и перемирие закончилось.
«Жители Турции живут в страхе – говорит Айджахан. – Люди выражают свое недовольство, но это не заходит далеко. Пошумят пару дней и успокаиваются. На выборах рейтинг действующего президента составил 60%. Может быть сейчас он и стал меньше, но я этого не заметила. Жители Турции уважают и поддерживают Эрдогана. Во всём ведь винят курдов и ИГ».
Если президент Эрдоган не поймет, что двойные стандарты в борьбе с терроризмом недопустимы, о терактах в Турции будут говорить так, словно об очередном ДТП.