600 евро и билет в один конец
У нас обоих настал какой-то момент нетерпения Беларуси. К 25-ти годам у меня не получилось вырваться из официальной части зарплаты в 200 долларов и просто быть счастливой в этом городе. Может, я не очень талантлива, это тоже нужно брать в расчет. У Паши были похожие настроения. Для обоих наступил момент предельной ясности – нужно просто уехать. Город выбрался сам, плюс Пашу тут ждала работа. Думала ли я когда-нибудь о Ницце? Нет, вообще никогда. Знала ли что-нибудь о Франции, язык? Только «бонжур». Однажды Паша уехал в Париж с визой на четыре дня и остался там на четыре года. У него появились какие-то связи, работа. Что касается отношений – неважно, где вы находитесь, если смотрите в одном направлении и с любовью в сердце. Переезд сделал нашу пару только лучше.
Мы уезжали с 600 евро в кармане на двоих, которые Паша экстренно заработал перед переездом на стройке. Билеты до Ниццы стоили 30 евро, визы делали обычные, сначала на полгода (то есть 120 евро на двоих). В аэропорту мы судорожно перепихивали багаж, потому что он превышал вес. Доплачивать просто не было возможности. Чтобы дополнительно сэкономить, старались перевезти за раз всё. Так, чемодан у Паши был больше, чем у меня: я даже не думала, что он такой шмоточник! Линзами я затарилась так, будто на жизнь вперед – чтобы точно знать, что в ближайшее время мне не придется на экстренно тратиться.
Соседи не дали нам обольститься Ниццей
По приезду нас ждал друг Паши, он предложил комнату за 430 евро в двухкомнатной квартире. Соседями оказалась средних лет пара из Украины. Я с 17 лет живу по съемным квартирам, у меня никогда не было проблем с соседями, но после этих людей… Наверное, спасибо им за то, что не дали нам обольщаться Ниццей. Несмотря на стереотип пафосного места, здесь тоже собирают еду из мусорок. По квартире бегают тараканы, ты спишь рядом с каким-то грибком на стене… Слава богу, мы оттуда съехали. Это было очень страшное время, мы смотрели на эту пару, и боялись, что у нас будет так же. Они очень сильно пили каждые выходные, у украинца вообще была навязчивая идея заняться со мной сексом: он постоянно ходил в трусах, заискивающе смотрел и лыбился. Я себе никогда не позволяла выйти из комнаты даже в пижаме. Его жена за собой особо не следила, они напивались и шутила только грязные шутки.
Паша понимал, что оттуда нужно делать ноги. Только на чувстве юмора тут и можно было жить. Да и вообще жить в эмиграции. Сейчас мы снимаем отдельную квартиру в пределах 500-600 евро вместе с коммунальными платежами.
Медицина, страховка и боль
Сейчас мы уже можем делать беженскую страховку, так как проживаем в стране несколько месяцев. А изначально страховка у нас была на пару дней – только для того, чтобы пройти границу. Жить дальше было не страшно, пока я не заболела.Было так: я узнала, что беременна. Прошло пять дней после этой новости, и у меня потекла кровь – случился выкидыш. Я сначала подумала, что просто месячные, но как они могут пойти при беременности? Мне стало жутко. Скорую тут ты можешь вызвать, но только если тебе действительно очень плохо и это могут подтвердить «свидетели». Мне пришлось немного симулировать, чтобы меня отвезли в больницу. Но когда я была уже в машине, мне действительно стало очень плохо – открылось кровотечение. Персонал не разговаривал по-английски, был очень медлителен – они по дороге ели круассаны и запивали кофе! А я просто плакала и просилась в туалет, когда уже была в палате. Потом у меня стали брать кровь, вся рука была синяя – девочка не могла попасть в вену.
Я понимаю, что могла бы просто поскандалить, но у меня не было на это сил. Мне даже не дали ни одной таблетки, какой-нибудь смешной ношпы. К французской медицине по женской части у меня сейчас много вопросов. Тебя просто отправляют домой и говорят: «Ну, такое бывает». За прием я заплатила 30 евро, а за скорую счет придет в Беларусь. Я думаю, там будет минимум 100 евро. Коррупции как таковой нет, но здесь своя особенность – огромное количество интернов, которые не всегда знают, что с тобой делать.
Как жить в дорогом городе, если ты финансово распутен
С работой у меня все было нестабильно. Мы вытягивали только на деньгах Паши, зарабаотанных на стройке. Здесь он зарабатывает плюс-минус 2000 евро, и этого хватает. Потом что-то зарабатывать начала и я, в пределах 500 евро в месяц.
Первая подработка – я бегала и раздавала какие-то пригласительные на ивент в Каннах, мне заплатили 100 или 150 евро. В этот момент я себя почувствовала супер-успешной. Потом я мыла стаканчики в баре, где публика постоянно напивалась. Пьяные французы всю ночь пели песню Бритни Спирс «Toxic». Потом решила переключиться на фотографию, потому что когда-то активно занималась этим. В Минске у меня всегда был комплекс не-крутости моего фотоаппарата. А в Ницце случайно увидела объявление в Facebook, что нужен фотограф, за час собрала портфолио из старых снимков, мне написали, что клиент дал согласие, – и понеслось… Теперь у меня новый фотоаппарат и больше всего денег приносят частные заказы. Плюс я подрабатываю аниматором на детских праздниках (дети здесь катастрофически не любят русалок).
Мы по жизни ищем удовольствия, очень много денег тратим: недавно вот купили колонку Marshall, кучу других безрассудных покупок. В итоге остается пять евро в кармане – потом мы выживаем, конечно, с крутыми вещами в охапку, но всегда находимся на пределе отчаяния.
Относительно беларуских зарплат здесь чудовищно дорого. Относительно местных – нет. Здесь ты даже чаще можешь позволить себе деликатес или бутылку вина. Чашка кофе стоит 3-4 евро, сет в каком-нибудь фастфуде – около 10 евро.
Уровень заработка адекватно соотносится с уровнем цен. Закупиться мясом будет стоить около 30 евро. Для Беларуси это дикие цены. Ещё здесь классно сегментирован рынок: супермаркеты с низкой, средней, и высокой ценовой категорией. Средняя продуктовая корзина – 20-30 евро. В ней будут крупы, молоко, овощи, что-то из мясного и немного сладкого. Что касается качества… Я очень скучаю по белорусскому мороженому. И картошка здесь действительно дерьмовая. Как же я мечтаю, чтобы кто-нибудь приехал ко мне с мешком беларуской картошечки!
Русская диаспора и скрытая красота Ниццы
Прелесть города, как и Европы в целом, в том, что здесь всем друг на друга плевать: ты можешь смело экспериментировать над собой. Можешь быть мужчиной 50-ти лет на шпильках и с розовыми волосами, идущим в одних трусах, – никто на тебя даже не посмотрит.
Как мне сказала одна моя знакомая, «Ницца, пожалуй, единственный город во Франции, где можно всю жизнь прожить, не зная французского языка». И это правда – здесь огромная русская диаспора. Много и русских магазинов: возможности соскучиться по пельменям или семечкам нет. Поэтому переезд сам по себе не шоковый. Мы нашли здесь много русскоговорящих друзей даже из Кишинева. Такого момента, чтобы была какая-то задница, где никак без французского языка, у нас еще не было. Но язык я буду учить.
Самое забавное, что «пафос дорогой жизни» больше всего и исходит как раз от русской диаспоры. Но есть и другая сторона: люди стараются друг другу помогать. В посте на Facebook обычным текстом я рассказала о себе, и оттуда поплыли звонки, заказы… Если у тебя есть хоть какие-то задатки, здесь они находят отклик.
Конечно, от Ниццы очень удобно добираться в Канны. Да и без них Ницца сама по себе красивая – одно море чего стоит. Набережная Promenade des Anglais – визитная карточка города. Конечно, стоит посетить и старый город: здесь очень много старинных домов, мощеные улочки переносят в другое время и атмосферу, практически каждое здание здесь «инстаграмно».
Недавно наши новые русскоязычные друзья отвезли нас в горы, предупредив, что это место, которое обязательно нужно увидеть. Теперь я обязательно покажу его друзьям, которые ко мне приедут. Им оказался Сен-Поль-де-Ванс и округа – деревушка на юго-востоке Франции, где похоронен Марк Шагал. За вдохновением сюда приезжали и другие известные художники – Синьяк, Модильяни. Красота там невероятная, я просто стояла и рыдала. Этот пейзаж вообще вряд ли возможно передать фотографиями или словами.
P. S.
Здесь мы без документов, без страховки, без своего я. Здесь ты постоянно злишься как бы внутрь себя, потому что ты обществу ничего не предъявишь: официально ты частью этого общества вообще не являешься. Но если говорить о частном экономическом уровне, даже в этом месте ты чувствуешь себя гораздо лучше, чем имея полный социальный пакет дома, в Беларуси.