Как путешествовать и зарабатывать? Говорят цифровые кочевники

Места • Елизавета Мороз

Цифровые кочевники (digital nomads) – это люди, которые сменили офис на постоянные переезды с ноутбуком. Кто-то месяцами отмокает на Бали, другие  – нон-стоп в мировом турне. KYKY поговорил с разными кочевниками, и узнал – почему они выбирают бесконечные путешествия, как экономят и что выбирают: большую зарплату или свободное время.

Чаще всего в «кочевой» образ жизни переходят люди, которые могут работать онлайн: редакторы, SMM-щики, программисты, блогеры, журналисты. Причины у всех разные. Участники группы Facebook «Digital Nomads Around the World», говорят, что колесить по миру дешевле, чем снимать квартиру в мегаполисе. 9% опрошенных в исследовании компании And.Co, которая разрабатывает сервис для дистанционной работы, выбирают такой лайфстайл, потому что хотят путешествовать. Большинство опрошенных основными факторами смены координат назвали «гибкость графика и возможность работать откуда угодно».

Владельцы бизнесов тоже кочуют. Работать им приходится даже больше, а вот зарабатывать получается не так много. Большинство из тех, кто дистанционно управляет своим делом, получают меньше 50 тысяч долларов в год, говорит американское исследование And.Co. Больше 29% участников этого исследования сказали, что им сложно перестать работать даже тогда, когда можно уже и отдохнуть. Как не удивительно, но в таком ритме легко выгореть. Поэтому в социальной сети для digital-кочевников Nomand List советуют практиковать медленные путешествия. Это когда вы не стремитесь увидеть все на свете за один месяц.

«Я пропускаю пару шпилей в новых городах, но могу работать в любой ситуации». Предприниматель Влад Панцевич

«Я веду несколько digital-бизнесов, связанных с онлайн-коммуникациями, SMM и веб-разработкой. География наших клиентов – от Нью-Йорка до Москвы. Обычно мы на связи в удаленном формате, поэтому офиса у нашей команды нет.

Я родом из Беларуси, но уже восемь лет живу в Вильнюсе, еще некоторое время провел в Германии. В прошлом году у меня было десять длительных поездок – от западной Европы до центральной Азии. Это всегда либо командировка в отпуске, либо отпуск в командировке. В первом случае 70% времени я работаю, оставшиеся  30% – отдыхаю. Во втором – ровно наоборот. В путешествиях я работаю два-три часа с утра, а потом иду изучать город. Популярные достопримечательности обычно ставлю в конец списка, сначала блуждаю по улицам – иду туда, куда и местные. Для таких же странников, как и я, мы с командой запустили в Вильнюсе сервис Costposter: покупаете купон за евро и можете удивить себя чем-то в нетипичном для туристов месте.

 

 

Не понимаю, как можно не совмещать работу и удовольствие. Может, я и пропускаю пару шпилей в новых городах, зато могу работать в любой ситуации. Помню, как-то редактировал пресс-релиз на нижней боковой полке поезда, которая была забита подушками и скрученными матрасами.

Помимо возможности спонтанно сорваться, оказаться по работе в месте, куда бы по своей инициативе точно не поехал, мне в таком стиле жизни нравится то, что только я  отвечаю за свой распорядок. Знаю, что для некоторых это существенный минус, поэтому они и идут в офис, который дает опору в виде четкого расписания. Я же кайфую от ответственности и дружу с самодисциплиной. Но онлайн-режим не только объединяет, но и отдаляет. Мне часто не хватает живых людей в буднях – часто в конце дня нахожу себя глубоко в мыслях, из которых сложно вернуться в физический мир».

 

 

Среди «удаленщиков» больше женщин, чем мужчин – 11% против 8%, говорит исследование And.Co. Как женщины выбирают страны и города для путешествий (обычно, исходя из цен на проживание, качества связи и безопасности), можно посмотреть в соцсети Nomand List. А если хочется также, найти для себя дешевое жилье, в котором удобно жить и работать, можно на сайте Colliving.com. К слову, некоторые девушки предпочитают экстремальное выживание в палатках вдалеке от цивилизации.

«Уезжаю в джунгли и периодически ночую в палатке, а потом неделю работаю в хостеле». Катя Лысых, основательница тревел-стартапа Freekin'

«Я работала в офисе 12 лет – отсутствие свободы действий и инноваций сводили меня с ума. Поэтому я начала свой стартап и стала кататься по всему миру. Мой дом в России, но девять месяцев в год я провожу вне этой страны. За это время успевают проехать стран шесть. Так я уже прокатилась по Северной Америке, Азии, Европе, Австралии. Сейчас стартую из Австралии в Новую Гвинею.

Как правило, езжу одна  – мало кто может и хочет поддержать мой лайфстайл. По родным и близким я привыкла скучать в удаленном формате. С мамой созваниваюсь раз в неделю, и постоянно пишу ей «я жива». С друзьями общаюсь хаотично и в разных форматах. Сейчас стараюсь вести Telegram-канал и Instagram под ником katanakeyji – не для блоггерства, а именно для друзей.

 

 

Большего внимания, чем родные и друзья, требует мой стартап. Из-за удаленки, а особенно частого отсутстивия интернета страдает многое. Иногда я останавливаюсь на неделю в одном месте и работаю нон-стоп, чтобы нагнать упущенное. Но обстоятельства бывают разные – как-то очутилась в дичайшем хостеле в Никарагуа. В тот вечер там закатили вечеринку в стиле «настоящих латиносов». И мне пришлось работать между девушкой, которой стало очень плохо, и парочкой любовников. По сравнению с этим, конюшня в Панаме просто отдыхает.

С моим стилем путешествий очень сложно адекватно работать. Я занимаюсь экстремальным «бомжетревелингом» – могу уехать в джунгли Гватемалы на самом дешевом мопеде с мачете, где буду сама себе добывать еду. Периодически ночую в палатке в заброшенном доме на пляже Австралии. Это классно, но только первые две недели – за это время я получаю максимум удовольствия, а потому делаю перерыв на жизнь в хостеле или каучсерфинге. Лайфхаков для нормального режима дня так и не нашла, поэтому иногда встаю в четыре утра, а иногда ложусь в это же время.

Зато бюджет я всегда планирую четко. В месяц трачу строго 500 долларов, вне зависимости приехала я в Австралию или Индонезию – больше нельзя. Чтобы укладываться в эти деньги, я живу в самых дешевых хостелах или ставлю палатку. А иногда прошу местных жителей, чтобы пустили переночевать. Но паразитировать я не люблю и не хочу.

 

 

Несмотря на то, что пропускаю кучу семейных ужинов с мамой и столько же классных вечеринок с друзьями, а мой стартап растет медленнее, чем если бы вся команда была в одном месте, я осуществляю две свои мечты одновременно. Делаю классный проект и смотрю мир. Из-за этого мне не кажется, что жизнь пролетает мимо. Конечно, бывают дни, когда все не ладится – ты опаздываешь на паром, травишься в местной забегаловке. В такие моменты хочется все послать и вернуться домой, но через пару дней снова выглядывает солнце, и я думаю: «Обратно в эту мерзкую погоду?! Нет, спасибо». 

«Мой единственный стресс в путешествиях – возвращение в Минск». Марта, мастер татуировки

«Я начала заниматься тату, потому что мне важно видеть отдачу, слышать «спасибо» за работу – эмоции людей меня заряжают. А ездить по Европе я стала, потому что мне всегда хотелось путешествовать. И в какой-то момент поняла, что можно совмещать работу и поездки, и таким образом зарабатывать на эти самые путешествия. Когда еду в новый город, не переживаю, что у меня закончатся деньги – я всегда могу пойти поработать и купить еду.

Перед тем, как еду в путешествие, заранее даю рекламу на тот город, в котором остановлюсь. Уже по итогам рекламы понимаю, сколько у меня будет людей, договариваюсь с местной студией на количество дней аренды – и все. За все время, пока я так катаюсь, поняла, что выгоднее работать в Германии, потому что там я плачу студии всего 25-30% от заработка, а в остальных городах и странах – 40-50% (я объездила почти всю Европу, плюс была на Бали и в Куала-Лумпуре).

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Публикация от Tattoo Art (@flodi.ink)

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Публикация от Tattoo Art (@flodi.ink)

 

Я трудоголик, поэтому стараюсь забить рабочий день по полной – с 10 утра до 7 вечера. В оставшееся время, если хватает сил, смотрю город. Обычно останавливаюсь в хостелах, а там не всегда можно расслабиться, так что сил на изучение местности как раз часто совсем нет. Зато в хостелах можно познакомиться с классными людьми. Как-то мы с подругой, с которой постоянно путешествуем вместе, поселились в комнату, где жили только татуировщики.

Плюс, бронируя кровать, а не квартиру, можно нормально сэкономить. Хотя особой разницы между тем, сколько я трачу в Минске и в Европе, я не вижу. В Европе даже выходит чуть меньше –  в Минске мне грустно и серо, поэтому хочется замещения. И я иду в магазин и покупаю все подряд. В путешествиях такого не случается, вот и выходит дешевле. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Публикация от Tattoo Art (@flodi.ink)

 

Я не вижу минусов в том, чтобы постоянно перемещаться и при этом работать. Единственное, я не могу брать с собой собаку (очень скучаю по ней), а еще виза быстро заканчивается. Если бы не эти барьеры, я бы путешествовала постоянно – скучно жить в одном месте. Мой единственный стресс – возвращение в Минск».

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Личный опыт. В 90-х я бежал из Беларуси, а сейчас делаю бизнес на туристах в Испании

Места • Елизавета Мороз

Павел Кирилёнок родился в Бобруйске, в конце 90-х поступил в минский университет, а потом собрал чемоданы и вынужденно уехал в Европу. Сейчас у него все отлично – есть прибыльный бизнес в Каталонии и семья. Павел рассказал KYKY, что было в его жизни до этого: как он жил в лагере для беженцев, продавал картины Иване Трамп и устраивал свою жизнь среди каталонцев.