Игорь Рубин написал пост о том, как израильские чиновники помогли его сыну добраться из Беларуси в Израиль. История вызвала очень разные реакции: одни считают, что это открытая коррупция и нарушение базовых правил демократии. Другие верят, что именно такой человечности не хватает людям на высоких постах в Беларуси. KYKY делится этим постом, который в оригинале был написан на иврите. UPD: позже появились комментарии беларуского Посольства – они в конце материала.
У меня есть сын, который живет в Беларуси и приезжает ко мне каждые 6-7 недель. Ему 6 лет, с 5 лет он летает один (с сопровождением, который сажает его на самолет и встречает с самолета). «Корона» изменила все планы – и вышло так, что мой Дэнни остался в Беларуси. Проблема в том, что Беларусь – из тех немногих стран мира, где ничего не делают в войне против Коронавируса. Жизнь там продолжается, как обычно, местная футбольная и хоккейная лига продолжается, как обычно, с толпами и трансляциями. Это небезопасное место – и особенно для ребенка.
В прошлую пятницу я увидел, что в воскресенье есть прямой рейс из Минска в аэропорт имени Бен-Гуриона. Я купил билет для ребенка и начал обустраивать дом.
Как вы знаете, в субботу приземлился самолет из Нью-Йорка – и все прилетевшие разошлись по домам без какого-либо надзора со стороны Министерства здравоохранения Израиля. Поэтому в субботу был принят закон, который требует от каждого жителя, возвращающегося в Израиль, быть на изоляции в отеле.
Я думал, что узнаю в воскресенье, как шестилетний ребенок один поедет в отель. Но в субботу вечером мой зять позвонил мне и сказал: «Я увидел в одном из постов на Facebook номер телефона министра транспорта Бецалеля Смотрича. Может, позвонить ему и спросить, что делать с мальчиком?» Я цинично ответил ему, что лучше бы нашел телефон Биби. Мне потребовалось несколько часов, чтобы написать министру. Я написал ему в субботу в 22:59, и всего через несколько минут получил ответ. Он писал, что понимает ситуацию, проинформирует Министерство обороны о моей проблеме и попросил меня на следующий день поговорить с начальником отдела министерства обороны Итаем Гершковицем. Мне как простому гражданину было странно получать ответы от высокопоставленных правительственных чиновников с нулевой задержкой. Думаю, каждый чувствовал бы подобное в такой ситуации. Но это только начало истории.
На следующий день, в воскресенье, я написал Итаю Гершковицу, и через несколько часов после состоялась телефонная конференция со мной и командованием Тылового фронта. Им было странно слышать, что ребенок летает один, но они пообещал разобраться с этим вопросом. Я успокоился и начал готовиться к предстоящей поездке в аэропорт Бен-Гурион.
А теперь история. Вылет в Израиль должен был состояться в воскресенье вечером – в 19:10. Но мать Даниила получает ответ от представителя авиакомпании Belavia: ребенок не сможет сесть на рейс, поскольку есть новая директива о пребывании в отелях всех прилетающих в страну и авиакомпания не будет нести ответственность за такую ситуацию с ребенком. Мать Даниила объясняет им, что в Израиле знают о ситуации и проблема уже решена на самом высоком уровне. Они по-прежнему отказываются брать ребенка на рейс, утверждая, что никто им не поможет, и смеясь в лицо – даже генеральный директор компании. Мать мальчика бежит к генеральному директору аэропорта и получает тот же ответ. В 18.45, когда пассажиры самолета ждут взлета, она звонит мне и говорит, что делать нечего – ребенок не летит.
Много раз в жизни мы сталкиваемся с ситуациями несправедливости, часто сдаемся, потому что у нас нет выбора. Мы часто слышим «будь мудрым, мир несправедлив». Я в тот момент ощущал полную несправедливость и понимал, что оставляю сына в стране, которая не знает цену человеческой души. Мои руки дрожали, но я взял телефон и снова позвонил мне Гершковицу.
Уже 18:46, и я объясняю ему, что мой ребенок никуда не летит. Итай говорит мне: «Но мы же получили для него все разрешения». Я объясняю: «Беларусы не позволят ему сесть на рейс. Если бы вы сейчас позвонили послу Израиля в Минске, и посол позвонил бы генеральному директору Belavia, возможно, это дало бы моему ребенку шанс сесть в самолет». Не знаю, как мне хватило смелости или наглости попросить о таком, но – что более удивительно – я услышал на другом конце провода: «Я позабочусь об этом».
Мать Даниила плачет в трубку телефона. Сам сын не понимает, что происходит.
В 18:53 мне перезванивает Итай: «Я поговорил с послом. Он поговорил с гендиректором авиакомпании. Он связался со стойкой регистрации, твой ребенок полетит этим рейсом». Я говорю: «Но уже 18:55, через 15 минут самолет взлетит», – и получаю короткий и резкий ответ: «Этот самолет не взлетит без вашего сына».
Ради моего сына работала половина команды аэропорта: они задержали рейс, проводили его в самолет и посадили в бизнес-класс. Когда мальчик приземлился и я спросил его, как прошел рейс, он ответил: «Как обычно, только сегодня они изменили меню в самолете – еда была вкусная». Как говорится, «бизнес» есть «бизнес». Итог – я получил своего сына здоровым и невредимым, а через час после этого мне позвонил Итай и спросил, все ли в порядке. Разумеется, сын сел в мою машину, мы поехали домой и сейчас находимся на двухнедельном карантине.
Так заканчивается история спасения израильского ребенка людьми, которые круглосуточно уверенно борются с COVID и испытывают недостаток в более глобальных делах в войне с невидимым врагом. Эти люди не знают меня, не знают Даниила, но знают, какова цена души. Когда я пишу это, у меня все еще мурашки по коже. В такие моменты я горжусь тем, что являюсь гражданином Израиля.
Я эмигрировал в Израиль в возрасте 15 лет. Я служил в Армии Обороны, но никогда не испытывал такой гордости за эту страну, как сейчас. Так почему я написал все это? Я не знаю другого способа поблагодарить министра транспорта Бецалела Смутрича и начальника отдела министерства обороны Итая Гершковица за помощь, которую мы получили. «Кто спасает одну жизнь – спасает целый мир» – это действительно так.
Уважаемый министр обороны Нафтали Бенет, передайте, пожалуйста, мою глубочайшую благодарность Итаю. Когда я поблагодарил его в личном сообщении, он ответил: «Это моя работа».
UPD. Позже Посольство Беларуси в Израиле опубликовало свой пресс-релиз о произошедшем. Цитируем полностью:
«В связи с распространением рядом СМИ информации о якобы негуманных действиях белорусской стороны при решении вопроса о допуске на борт сына гражданина Израиля Игоря Рубина информируем о следующем. За несколько часов до рейса авиакомпании «Белавиа» по маршруту «Минск – Тель-Авив» белорусский авиаперевозчик был официально информирован о том, что все прибывающие в аэропорт «Бен-Гурион» пассажиры будут направлены в принудительный карантин в гостиницы. Белорусская сторона не была официально поставлена в известность об имеющихся исключениях для кого-либо из пассажиров и, в частности, разрешении на домашний карантин для сына И. Рубина, следовавшего в Израиль без сопровождения законных представителей.
В этой связи действия белорусского авиаперевозчика являются законными, обоснованными и гуманными, тем более, что ребенок оставался в Беларуси не с посторонним человеком, а с родной матерью.
После получения соответствующего подтверждения от израильских властей ребенок был допущен на борт, хотя для этого и пришлось задержать рейс.
Мы удивлены односторонней подачей в СМИ информации о произошедшем. Отмечаем, что авиакомпания «Белавиа» заслуживает не критики и порицаний, а слов благодарности за то, что в наше непростое время только одним рейсом 12 апреля доставила домой 118 граждан Израиля (и многие сотни израильтян предыдущими рейсами, за что ей уже была выражена официальная благодарность Посла Израиля в Минске) не только из Республики Беларусь, но и прибывших в Минск для транзита из разных уголков земного шара, включая Новую Зеландию. Хотели бы особо отметить, что следовавшему без сопровождения взрослых мальчику было уделено особое внимание: он был переведен в бизнесс-класс, а стюардессы рейса взяли его под свою материнскую опеку.
Мы понимаем отцовские чувства И. Рубина, со слов которого был написан репортаж, однако искренне удивлены тому, что среди его благодарностей в адрес уважаемых членов израильского правительства не нашлось даже одного теплого слова в адрес экипажа воздушного судна «Белавиа», отнесшегося к его ребенку просто по-человечески тепло. Зато нашлось место пространным оценкам Беларуси.
Белорусская сторона, включая руководство и персонал «Белавиа», искренне рада тому, что мальчик благополучно добрался до дому и проведет свой карантин в семье вместе с отцом. А слова господина Рубина о «стране, которая не знает цену человеческой души» пусть останутся на его совести».
В комментариях под постом Посольства появился ответ самого Игоря Рубина. Цитируем:
«Уважаемые представители Посольства, я выражаю искреннюю благодарность всему экипажу рейса Минск-Тель-Авив, отнесшегося к моему ребенку с теплотой и заботой, как и на регулярных рейсах авиакомпании «Белавиа». Тем не менее, авиакомпания заведомо знала, о наличии билета у несовершеннолетнего ребенка и имела возможности предупредить заранее родителей о невозможности осуществления перелета. Более того, при получении отказа на стойке регистрации, мама Даниэля связалась с центром обслуживания «Белавиа», в котором получила ответ, что нет никаких препятствий и указаний на осуществление перелета ребенком (вы с легкостью при желании можете прослушать этот разговор, который наверняка сохранился в базе центра обслуживания клиентов) и поэтому мое негодование к представителям аэропорта имеет место быть.
Цель написанного поста была отблагодарить людей, которые помогли не смотря на сложившуюся ситуацию и смогли мне помочь. Я искренне желаю всем гражданам Беларуси пройти пандемию в здравии, как и всем нами надеюсь , что моя история не задела и не обидела чьи-то личные чувства. С уважением, Игорь Рубин».