Сергей Михаленко, ZНЯТА
Бренд ZНЯТА существует с 2004 года, но в какой-то момент идея выросла из виртуальной, и было принято решение быть не только информационным и творческим проектом, но и начинать коммерческую деятельность. Так, в 2009 году появилась фотостудия iPHOTO, которая в 2011-м была переименована в ZНЯТА STUDIO. Начиналось все с маленькой комнаты в квартире и пары осветительных приборов. Сейчас это одна из самых больших студий Минска с внушительным техническим оснащением; работает целая команда: фотографы, менеджеры, обработчики фотографий, ассистенты фотографа — я считаю, что каждый должен заниматься своим делом. У нас открыт киноклуб, к которому может присоединиться любой желающий, на базе студии проходят занятия учебного центра ZНЯТА, чьи программы охватывают интересы как новичков, так и профессионалов. Уже становится традицией раз в месяц проводить в студии ивент, организованный кем-либо из друзей и партнеров, — церемонии награждения, презентации проектов, бизнес-тренинги.
Процесс работы со студией многоступенчатый, сложный, но очень интересный. В среднем рабочий день у нас длится с 10 утра до 10 вечера, в том числе и в выходные. Бывают ночные съемки, 12-часовые фотосеты — многих этот график шокирует. Но режим ничто по сравнению с тем, насколько сложно объяснить заказчику, почему наши услуги стоят дороже, чем у «человека с фотоаппаратом». В нашей стране люди готовы платить, но за осязаемые вещи. С услугами все находится в зачаточном состоянии, и это касается не только фотографии. Многие клиенты свято убеждены, что фотосъемка — это дешево и любой обладатель камеры стоимостью в пару тысяч долларов сможет им выдать такой результат, как в зарубежных глянцевых журналах.
Я не могу назвать в процентом соотношении, что снимаем больше, а что меньше. Многое зависит от сезона, происходящего в рекламной и маркетинговой сфере и других факторов. На сегодняшний день костяк — это рекламные съемки, каталоги одежды, предметная съемка (в том числе в одной из самых капризных категорий — спиртные напитки), бизнес- и психологические портреты. Частные клиенты чаще всего приходят к нам за семейной съемкой.
Открыть фотостудию сейчас, в принципе, несложно. Самое интересное начинается после открытия, и это отдельный разговор. Фотостудии весьма востребованны, так как это пространство, которое предназначено для решения множества вполне конкретных фотографических задач. С конкуренцией однозначного ответа нет. Да, студий в Минске стало много, если сравнивать, к примеру, с ситуацией трехгодичной давности, и это, в свою очередь, привело к разному их позиционированию, появилась возможность выбирать: по цене, по размеру, по техническим возможностям.
Фотостудии бывают разные. Часть из них — это творческие проекты, часть — бизнес. Если есть источники дохода за пределами студии, то можно оставаться исключительно студией для съемки арт-проектов. В нашем случае мы нашли возможность совместить, и это подпитывает. Ежедневная рутина быстро выхолащивает креативную составляющую в нашей работе. Творческие проекты — это всегда эксперимент, возможность встряхнуться, опробовать и явить миру что-то новое. Если кто-то задумывается об открытии студии только как бизнеса — лучше заняться чем-либо другим. Например, торговлей автозапчастей или спиртным.
Вадим Жук, Studio67
Мы основались в 2010 году. Цифра «67» ничего глобального не подразумевает, это такое непафосное, ничего не значащее название; есть формат кадра 6х7, пусть будет так. Организовались как школа фотографии, через год сняли этот этаж, арендовали эти помещения с целью проведения занятий по студийной съемке. Когда только переехали, было, конечно, тяжеловато в финансовом плане. Сейчас студия очень хорошо себя чувствует, удалось собрать тусовку друзей: мы во дворике проводим встречи, устраиваем кинопросмотры. На недавней «Ночи музеев», например, тут проходила встреча «Ночной блокнот», собравшая очень много людей. У нас, в принципе, сложилась очень комфортная атмосфера: она заключается не только в «уютности» помещения или возможности выпить чашечку вкусного чая с печенькой, но и в том, что во время съемок в студии нет посторонних людей: фотостудия — это отдельное помещение, с отдельным входом, чтобы никто не мог помешать процессу съемки. Работу всей команды Studio67 я бы назвал таким большим мегамиксом труда, хобби и дружбы.
Хорошего фотографа, как ни странно, найти сложно, потому что все сейчас многостаночники, и узкого специалиста в этой области практически невозможно отыскать. Человека надо заинтересовать финансовой стороной, то есть отдать ему заказ на съемку. Но тут получается замкнутый круг: спрос на рекламную съемку у нас небольшой, фотографов рекламных у нас немного, поэтому, когда заказ все же поступает, возникает вопрос: кому этот заказ отдать?
Трудно сказать, как меняется количество клиентов студии. Многое зависит от сезона: летом все-таки сезон не студийный, это понятно. Но опять же, никаких негативных эмоций по этому поводу я не испытываю: вечером мы проводим здесь семинары на различные тематики, то есть студия в любом случае не простаивает.
Есть планы по развитию, но мы сильно не распыляемся, потому что характеристики помещения пока ограничивают. Конечно, хотелось бы взять какой-нибудь большой ангар и сделать многофункциональную фотостудию, совместить возможности использования видеосъемки, генераторного света. Но пока нет необходимости, нет возможности, нет спроса.
Артем Киреев, WHITE studio
WHITE studio образовалась совсем недавно — 17 октября прошлого года. Мы поселились в центре Минска аккурат возле здания ОНТ. Скажу, что пройти по улице и не заметить при этом студию будет непросто: вместо нижних стекол у нас аквариумы с рыбками, а вечером все это еще и подсвечивается. Образовались, потому что длительно практиковали вместе и в результате захотели объединить творческие усилия. Так получился бренд WHITE studio. У нас на данный момент три профессиональных фотографа. Никакого конкурентного противостояния между нами нет, потому что каждый автор развивает свое направление деятельности, хотя все мы работаем в жанре современной fashion&beauty и классической портретной фотографии. WHITE studio не практикует сдачу в аренду и прочие схемы, чтобы поддержать рентабельность предприятия. Скажу так: мы работаем на себя и в свое удовольствие.
Времени, сил, денег такое занятие отнимает столько же, сколько и дает. Это скорее вопрос отношения и мотивации. Если заниматься фотографией всерьез, то можно говорить о занятости, как на любой другой работе. Я всегда считал, что профессионально заниматься фотографией может только очень самоотверженный человек, который определен целой кучей своеобразных личностных особенностей. А когда этих особенностей нет, то вероятность добиться хоть каких-то результатов снижается в разы. Хотя при всем при этом тенденция к фотографированию за последние десятилетия приобрела колоссальные масштабы. Я думаю, это можно списать только на то, что мы живем во времена удивительных возможностей, и они открывают столько перспектив для индивидуальной реализации, сколько сам человек способен захотеть. Насколько сложно этим заниматься? Если вы попадаете в категорию тех необычных людей, о которых я уже упоминал выше, то, возможно, никогда не будете чувствовать себя «работником». В идеале тут должно действовать правило: выбери себе занятие по душе, и тебе не придется работать ни одного дня в своей жизни.