Юлия Дорошкевич: Даже больше. Сейчас я буду заниматься подготовкой альбома, Вадим — выставками. Надеюсь, что к сентябрю альбом c фотографиями победителей будет готов, и тогда его можно отправлять в печать. А с января новый конкурс. Для нас это стало непрерывным процессом.
Что самое сложное в этом процессе?
Ю.: Для меня самым сложным было найти баланс между работой и конкурсом. Есть основная работа, которая позволяет себя кормить и этим конкурсом заниматься. А конкурс — это такое удовольствие, которое перерастает в профессиональную деятельность, но прибыль с нее на данном этапе получать невозможно. Подготовка к церемонии заняла целый месяц с короткими перерывами на сон, и выполнять какие-то задания от редакции оказалось крайне сложно: просто не было времени.
Вадим Замировский: Самое сложное — это, конечно, дедлайны. У тебя начинает ехать крыша, потому что надо все успеть и при этом ничего не забыть.
Расскажите о проблемах с поиском галерей для выставки победителей конкурса.
Ю.: Мы даже не отправляли запросы в государственные галереи в этом году. Если в 2010-м нам удавалось что-то выставлять, то в 2011-м был полный отказ по всем выставкам, вплоть до снятия уже готовой в Молодечно: за сутки или двое до открытия нам сказали, что завтра начинается ремонт. Был отказ музея истории Минска, когда нам сообщили, что у фотографий «низкий эстетический уровень». Поэтому мы пошли по самому дорогому, но самому простому для нас пути — с галереей «Ў».
В.: Я хочу уточнить, что выставки у нас проходили и будут проходить в государственных галереях. Но для церемонии награждения, которая была два дня, мы просто не стали придумывать велосипед и провели ее в знакомом для всех месте.
Ю.: В этом году мы решили показать на награждении всех участников. Потому что мне кажется противоестественным, когда человек приходит получать свою награду, особенно если это Гран-при, а его фотография не висит на стене. И все вроде как понимают, о чем речь, но не говорят вслух. Поэтому мы решили, что пусть хотя бы два дня, но будут все фото. Всего два дня еще и потому, что аренда достаточно дорогая и повесить выставку на неделю или две мы просто не смогли бы финансово. Два дня — это такой вариант, который устроил и галерею, и нас.
Вы сказали, что сложно совмещать эту деятельность с работой. Почему тогда этим занимаетесь?
Ю.: Есть вещи для денег, а есть — для души. Мне это интересно, потому что я люблю менять виды деятельности: чем-то занимаюсь пять лет, потом стараюсь уходить во что-то другое. Я себе слабо представляю, что в 50 лет буду бегать с фотоаппаратом по улице в любую погоду для какого-то издания. Это та работа, которая приносит мне удовольствие, в которой я вижу перспективу, возможности для своего личностного роста. Надеюсь, что это позволяет расти и участникам.
Пока это все равно что писать в стол, но я охотно верю, что через какое-то количество лет выставка пресс-фото будет проходить в центре города в хороших, крутых галереях, которые наконец в этой стране откроются.
Я верю, что награждение может быть в ратуше, как это происходит в Вильнюсе, я, в конце концов, верю, что мэром этого города будет приличный человек. Я оптимист, и то, что у нас сейчас есть временные сложности, связанные с ситуацией в стране, не означает, что все хорошие инициативы должны быть похоронены.
В любом случае можно говорить, что, раз такого конкурса не было, кто-то должен был его начать. Любые соревнования, состязания по-своему хорошо подстегивают, повышают планку, задают стандарты.
В.: Выиграть в конкурсе, где участвуют все наши мэтры, — статусно. Я почему-то уверен, что у Саши Васюковича появится больше заказов и больше работы после победы. Это ведь тоже важно, что конкурс продвигает молодежь. Причем как-то так получается, что уже второй год подряд Гран-при выигрывает молодой фотограф.
Гран-при конкурса, Александр Васюкович
Мать Владислава Ковалева рассматривает портрет сына. Владислава Ковалева осудили на смертную казнь за участие в подготовке теракта в минском метро 11 апреля 2011 года
Вы часто слышите обвинения в том, что конкурс показывает Беларусь с негативной стороны?
В.: Как правило, это говорят те люди, которые имеют слабое представление о том, что такое репортажная фотография.
Ю.: Напрямую эти обвинения не поступают, но в интернете мы стараемся отслеживать отзывы. Не первый год говорят, что победившие фотографии — в основном чернуха, бабки в деревне, теракты. В итогах конкурса World Press Photo все гораздо жестче. Побеждают фотографии, поднимающие проблемы, которые заставляют людей думать.
Я считаю, что в этом году фото, которое взяло Гран-при, имеет социальный подтекст, оно заставляет думать и отражает главное новостное событие 2011 года — теракт, суд и смертную казнь.
Беларусь — единственная страна в Европе, где до сих пор расстреливают людей. Фотография — отличный способ поднять эту проблему и начать о ней говорить, заставить людей думать, обсуждать. Мне кажется, что это вполне естественно.
Из года в год побеждают фотографии Чернобыля, армии, демонстраций, традиций. Почему только эти темы?
В.: Это самые снимаемые темы, то, что происходит у нас в стране. Я почти уверен, что в номинации «Традиции» у нас всегда будет «Купалье». Или митинги: пока они есть, в новостях хотя бы один снимок да займет свое место, потому что это новости.
Ю.: Я надеюсь, что это наконец закончится. У меня есть две причины, почему так происходит. Первая — других новостей у нас нет. Поэтому все ездят снимать знакомые нашему взгляду картинки. Т. е. было бы цунами, шла бы война — снимали бы это и побеждали бы с другими карточками.
А вторая причина — снимают только новости, практически не берутся за фотоистории, фотопроекты. На самом деле наши фотографы только сейчас начинают это делать. Можно говорить о том, что нет школы фотожурналистики, что в стране нет медиарынка и талантливых фоторедакторов, которые бы задавали уровень, прививали бы чувство вкуса молодым фотографам. Поэтому они бегают по новостям и снимают новости.
В последнее время появились интересные фотопроекты, в том же ЕГУ студенты пытаются снимать, появляются имена: Андрей Ленкевич, Сергей Гудилин — люди, которые практически отошли от новостной фотосъемки и перешли на съемку фотоисторий. Это очень хорошая тенденция, и я надеюсь, что конкурс тоже поспособствует тому, что люди будут снимать больше таких вещей. Это то, что я называю «вдумчивая фотография». Нужно поднять проблему, продумать проект, реализовать его. Мне кажется, у нас еще все впереди.
Вообще жанр фотоисторий востребован нашими СМИ?
Ю.: У нас практически отсутствует медиарынок, отсутствуют журналы, из-за этого нет фотоисторий. Те ребята, которые их снимают, начинают это делать профессионально, они выходят на международный рынок, и это прекрасно.
Не собираетесь вводить в следующем году категорию «Мультимедиа»?
Ю.: Конкурс мультимедиа надо обязательно делать, потому что это то, что сейчас активно развивается. Возможно, это как раз подтолкнуло бы белорусских фотографов к развитию, особенно молодых авторов. В планах это есть.
I место, номинация «Традиции», Андрей Давыдчик
Традиционный фуршет в квартире невесты перед поездкой в загс
Что вы думаете делать с тем, что в категорию «Традиции» каждый год присылают одинаковые фотографии?
Ю.: Мне кажется, что все встанет само собой на свои места. Жюри надоест каждый год смотреть на одни и те же «купалья» из Ракова или Турова, они просто перестанут голосовать за эти фотографии — и будет побеждать что-то другое. Возможно, какие-то фотопроекты, которые в этой рубрике можно реализовывать. Возможно, рубрика вообще уйдет или трансформируется во что-то другое. Все это было интересно первый год, а теперь мы видим, что ездят в одни и те же деревни, снимают одно и то же.
В.: Я бы не был так категоричен: видишь, какая необычная фотография победила в этом году в «Традициях». С другой стороны, она и одна, потому что сколько можно?!
Андрей Ленкевич здорово показал, как можно смотреть по-другому на традиции (проект «Паганства» и одноименная книга. – Прим. авт.). Но почему-то сейчас мало кто пытается привнести авторский взгляд в знакомые вещи.
Ю.: Может быть, потому, что этого авторского взгляда просто нет, и люди стараются копировать то, что они видят, то, что им нравится. Это самый тупиковый путь. Я думаю, все авторы понимают это рано или поздно. Без своего видения невозможно выработать собственный стиль.
В.: Вопрос не такой простой, потому что для того, чтобы начать снимать со своим видением, сначала нужно научиться снимать «правильно», по законам композиции, а потом уже учиться снимать «неправильно».
Фото из серии «Паганства», Андрей Ленкевич
I место в номинации «Традиции» конкурса BPP-2011
Что вы можете посоветовать тем, кто участвовал в конкурсе, но его фотографии не отобрали?
Ю.: Я бы посоветовала пробовать свои силы и впредь. Даже попадание в шорт-лист уже должно быть хорошим стимулом, чтобы работать дальше, ведь тебя оценило международное жюри такого уровня. Это должно стать хорошим пинком под зад. Двадцатилетний опыт или хорошее место работы не гарантируют победу в конкурсе.
В.: Не стоит копировать, например, Сергея Грица, стоит вырабатывать свой взгляд и не присылать то, что присылается такими вагонами: «Купалье», спецназ и прочее. Придумать тему или концепцию и развить ее можно даже без социальной проблемы.
Расскажите о фотоальбоме победителей конкурса.
В.: Дизайн книги второй год делает Светлана Азончик, она занимается и всем остальным дизайном, связанным с конкурсом. Тираж каждой из книг (за 2010 и 2011 годы) был 1000 экземпляров. Это абсолютно некоммерческий проект с соответствующей ценой, что-то в районе $10. Для того чтобы она себя окупила, ее цена должна быть примерно вдвое больше.
Какие планы на будущее?
В.: Мы думаем о том, чтобы показать переписку жюри в ходе определения Гран-при. Был третий тур, где жюри выбирало Гран-при из пяти фотографий второго тура. И они общались в Google Groups, чтобы все могли обсуждать, вступать в диалог. Думаю, всем было бы интересно почитать мотивацию жюри.
Ю.: Провезти выставку не только по регионам, но и организовать ее в Минске. Думаю, это будет в галерее TUT.BY. Есть договоренности о выставках в Кракове (Польша) и Брно (Чехия).
Сайт конкурса Belarus Press Photo
Галерея победителей Belarus Press Photo-2012
Заглавная фотография: Юлия Дорошкевич и Вадим Замировский, июнь-2012. Автор: Максим Сарычев