Наиболее перспективным и валютодобываемым направлением в туризме большинству агентов на рынке видится отдых, совмещенный с получением медицинской помощи. Если раньше граждане бывшего СНГ ездили в основном подышать сосновым воздухом «легких Европы», понюхать спелеологические пещеры и выпить целебной крамбамбули, то теперь всё больше пациентов уезжает из Синеокой с голливудской улыбкой, подтянутым лицом, новой упругой грудью, курносым носом, а кто и с новенькими почками, шунтом в сердце или и вовсе – с младенцем. Статистические данные Минздрав хранит, как клятву Гиппократа, и сборники подобных знаний не для всех выпускает крайне неохотно. Сведения об объемах стационарной медицинской помощи (пролеченные пациенты), которые нам удалось найти в открытых источниках, датированы 2015 годом. Судя по ним, на платной основе иностранных граждан в Беларуси было принято 14 046 человек. Что они могли лечить здесь? Тем более, штатных переводчиков даже в крупных медцентрах зачастую нет. Что скаредный иностранец может выиграть, вложив свои деньги не в медицинскую страховку в своей стране, а привезя их в чулке в Беларусь? Наши люди есть везде – им и слово.
Павел, 33 года, живет в городе Спалдинг (Великобритания)
«Я живу в Англии уже около десяти лет. Возвращаясь в отпуск в Беларусь, стараюсь посетить нашего семейного зубного врача и флеболога (специалиста по сосудам и венам). Есть с этим определенные проблемы, возможно, со временем придется делать операцию. Много лет назад я работал в миссии ООН в Африке, вот там у меня зубы и «полетели». Качество воды и климат реально их разрушили до основания. В Соединенном королевстве мне насчитали за их «ремонт» около 5 000 фунтов. В Беларуси и лечение, и протезирование практически всего рта обошлось примерно в 3 000 долларов. Вроде как экономия налицо: я прилетаю своих родных увидеть, заодно зубы подлечить и проконсультироваться по своим венам. Со страховкой у меня, с одной стороны, всё хорошо, её напрямую из зарплаты высчитывают, сумма – около 30 фунтов в две недели. Но ждать в Великобритании медицинской помощи долго и дорого. Хотя всё относительно: с моим варикозом английский доктор пока выписал специальные колготки и сказал, что, если всё станет хуже, есть шанс прооперироваться бесплатно. Поэтому я пока не спешу, сижу себе и грущу, песочком сыплю потихоньку. Посмотрю до следующего отпуска, как будут обстоять дела. Если мне назначат плановую операцию в Англии с перспективой ее проведения через год-два (а такой вариант вполне вероятен), то я лучше за свой двух-трехнедельный визит домой проверну всё это в Минске».
Елизавета, 38 лет, Москва (Россия)
«Зубы у меня с детства были не очень хорошие. Надо было поставить три импланта четыре года назад. В Москве мне насчитали какую-ту астрономическую сумму в стоматологической клинике. А тут мне беларуская подруга говорит: «Я тебе порекомендую минского доктора с золотыми руками. Он тебе вставит такие же зубы, как у тебя. Хотя шучу – это будет красивая металлокерамика, ничем не отличающаяся от остальных твоих зубов». Я посмотрела у них на сайте цены – они были приятные, раза в два-три ниже московских. Послала врачу на мейл панорамные снимки, мы договорились по датам. Я взяла билет на поезд и приехала. Чтобы вы понимали, импланты поставить за день-два невозможно. Мне либо надо было приезжать через неделю-две опять, потом на контроль – всё это бы встало в копеечку, не будь подруги, у которой я и жила все время, понадобившееся для протезирования. Переезды плюс гостиница – всё вот это приближалось бы к московской астрономической цифре. А так я и с подругой повидалась, и в Дудутки ваши мы съездили (очень понравилось), и зубы выправила. Так что нормально мне обошлись мои передние импланты. Работа действительно хорошая, уровень дантистов в Беларуси очень высокий. Знаю, что россияне ездят к вам в «зуб-туры», но в каждом отдельном случае надо садиться и высчитывать все накладные расходы – не факт, что это обойдется дешевле. Хотя мне повезло – тьфу-тьфу до сих пор нет никаких проблем».
Малгожата (имя изменено по просьбе героини), Польша
«Многие польские женщины ездят в Брест и Гродно в платные кабинеты сделать аборт. В Беларуси эта процедура производится по желанию женщины при сроке до 12 недель беременности. Моё тело – моё дело, правильно? А эквивалент от 150 до 250 евро за операцию – смешно, говорить тут не о чем даже. Польша же – страна не просто религиозная, католическая, по нашим законам подобная процедура может быть произведена только в исключительных случаях, иначе это незаконно. Поводов законного прерывания беременности всего три: когда жизнь женщины находится в опасности, когда есть высокая вероятность серьезного повреждения плода и когда беременность наступает в результате изнасилования. По неофициальной статистике в Польше совершается от 50 до 200 тысяч нелегальных абортов в год. Вот и садятся кобеты в автобус, и, пряча друг от друга глаза, едут – и все прекрасно понимают, куда и зачем. Польские форумы очень подробно рассказывают, как в соседних странах (Чехия, Словакия, Германия, Голландия) можно сделать аборт, будучи гражданкой ЕС, какие документы требуют тамошние врачи, как всё происходит и сколько это будет стоить (минимум 500-600 евро). И в это же время интернет пестрит рекламными сайтами, приглашающими, например, в Гродно, для решения «проблемы».
Одним из бонусов такого «аборт-тура» преподносится отсутствие уголовной ответственности со стороны польского закона (с 2016 года в Польше – до 5 лет лишения свободы для всех причастных, включая врача и мать зачатого ребенка).
Также у польских женщин очень популярны поездки в Беларусь за пластикой груди и дерматологическими услугами (удаление родинок, папиллом) – соотношение цены и качества «бардзо файно».
Елена, 50 лет, Дордрехт (Нидерланды)
«Женщина в любом возрасте хочет выглядеть молодой, ухоженной и красивой. Европейская медицинская страховка не покрывает расходов на пластические операции, только то, что несет угрозу для здоровья. Я гражданка Беларуси, и, приезжая в родную страну, было бы грех не воспользоваться возможностями пластической хирургии. Я делала здесь верхнюю блефаропластику и операцию на шею и нижнюю треть лица у одного из лучших беларуских хирургов в этой области – Олега Валерьевича Стасевича. Полгода вела предварительную работу, смотрела отзывы на форумах (всё же это лицо, тут недопустимо промахнуться). Цены, конечно, оказались не самыми маленькими, но по сравнению с нашими, голландскими, – раза в два ниже. Тут бы мне только блефаропластика обошлась в 700-800 евро. А в Минске за всё про всё я отдала 2 000 – экономия приблизительно вдвое. Зубы я последний раз лечила тоже в Минске. Но в Голландии есть разные страховки – некоторые включают и стоматологическую помощь, они, естественно, дороже. В этом году я взяла себе базисную страховку, необходимый минимум без излишеств с привязкой к определенной больнице, она обходится мне ежемесячно в 75 евро. За те пять лет, что я живу тут, мне не приходилось «фотографировать» зубы и обращаться к физиотерапевту, а страховка в этом случае «тянет» на 120-130 евро в месяц. И тут я вспомнила, что я экономист и еще помню советские времена, когда всем приходилось экономить – такой опыт и закалка здесь очень пригодились, как оказалось. Слетать через Киев в Минск стоит 170 евро за билет туда-обратно. Кажется, есть вероятность, что лечение, если не дай бог что, обойдется дешевле в родной Беларуси. В Королевстве Нидерланды очень высокие налоги (45-47% – это нормально), но и очень неплохие социальные выплаты, которыми не стыдно пользоваться. Кажется, именно голландцы, а не беларусы, построили социально-ориентированное государство в отдельно взятой стране: в людях совершенно нет агрессии, и никто тебе не даст умереть от голода и без крыши над головой. С беларусом надо выпить бутылку водки, чтоб он стал таким дружелюбным, как в большинстве своем голландцы».
Елена, 30 лет, Будапешт (Венгрия)
«Ни разу не была у врача с тех пор, как уехала, за исключением челюстно-лицевой операции по удалению зуба мудрости с костной тканью из челюсти в этом году, поскольку моя страховка не покрывает это за границей. У меня очень странно выросли зубы мудрости – за прошедшие пару лет из-за них пришлось удалить три здоровых зуба. Причем это какой-то зубной заговор: в больнице мало мест, у многих моих ровесников такого рода проблемы. Мне, так как у меня есть беларуский паспорт, это не стоит ничего.
Подобную операцию в Европе сделать невозможно, так как это частично стоматология, которая, как и роды, в медстраховку не входит. Все прочие же операции ничего не стоят, поскольку при получении вида на жительство наличие медицинской страховки обязательно. Она покрывает 50% стоимости всех лекарств, назначаемых врачом. Из основных моих знакомых (литовцы, немцы, венгры, голландцы) никто не ездил в Беларусь с целью медтуризма.
Это непатриотично, но я скажу, что наша медицина находится на уровне немецкой, но 50 лет тому назад.
Какое-то время я жила в Германии, и довелось полежать в тамошней больнице. Любая палата оснащена кроватью с пультом управления, изменяющим ее положение, и кнопками вызова врача или медсестры. Есть телевизор с минимум 50-ю каналами, еда ресторанного плана. Все виды диагностики на сканерах. Анализ крови берется специальным прибором без боли, или вместо него делается анализ слюны. Всегда есть частный душ и туалет в номере, сейф для хранения ценностей, специальная мебель, специальные режимы света и проветривания (кондиционер), балкон для курения, развивающие игры и занятия для детей в больнице, свой магазин, своя церковь, wi-fi. Посещение родственниками возможно 24 часа в сутки. Существует возможность отказа от любой процедуры или диалог с любым врачом. У всех есть страховка в ЕС, в нее всё включено. В том числе бесплатные лекарства, которые прямо на месте выдаёт профильный врач. Объясни мне, зачем стоит ехать в радиационную Беларусь?»